Рейтинг@Mail.ru

110-летие со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Классное руководство


Форма проведения: театрализованная литературная постановка.

Цель работы: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Антуана де Сент-Экзюпери. Развить понимание нравственных жизненных ценностей, таких как долг и верность, дружба и любовь к жизни и к людям, нетерпимость к злу, о том каким же быть человеку на этой “Планете людей” на простых примерах героев рассказа “Маленький Принц”.

Ход мероприятия

Сценка 1. Биография Сент-Экзюпери. (Корреспондент берет интервью у Сент-Экзюпери за чашечкой кофе, см. презентацию Приложение 1.)

Корреспондент: – Мне кажется вы знатного происхождения?!

Антуан. Да, мой отец был графом, заметьте, происходил из древнего провинциального дворянского рода.

Корреспондент: Разрешите представиться – корреспондент из Лиона – Жак Робен.

(Слайд 1)

Антуан. Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери. Вы знаете, я родился в Лионе и был третьим ребенком из пятерых.

Корреспондент: Да-да, я интересовался. Знаю, что вы рано потеряли отца.

Антуан. Да, это произошло, когда мне было четыре года, и моим воспитанием занималась мать.

Корреспондент: – Да-да, женщина образованная, тонкая и очаровательная.

Автор. Сына она любила и называла его Королем-Солнцем за светлые, кудрявые волосы и вздернутый курносый нос. Не любить мальчика было невозможно. Он рос застенчивым, добрым, ко всем проявлял заботу, часами наблюдал за животными и подолгу находился на природе. К семнадцати годам он стал крепким, высоким юношей, однако в огромном, не по возрасту физически развитом человеке, билось нежное, не познавшее огорчений сердце.

Корреспондент. А были ли у Вас в детстве прозвища?

Антуан. Да, за вздернутый кверху нос друзья называли меня звездочетом.

Автор. Но, вместе с тем, высокий двухметровый француз нравился женщинам. Одни считали его красавцем, другие говорили, что Антуан обладал достаточно непривлекательной внешностью. Однако и те, и другие признавали, что он был обаятелен, а улыбка то и дело появлявшаяся на его лице делала его добрым и притягательным.

Он был так щедр, что, не задумываясь, тратил значительные суммы на друзей, и отдавал им последнее, не требуя такого же отношения, если сам оставался без денег. Граф не умел лгать, лукавить и злопыхательствовать.

Корреспондент. А были ли в вашей жизни курьезные случаи?

Антуан. О да! Я слишком рассеян: “Помню, уснул в ванной, затопил соседей снизу, а как-то вылетая на самолете, забыл закрыть двери, да и приземлялся не на нужные полосы.

Корреспондент. Но, между тем, еще и замечательный пилот, редкой смелости, отличный мастер своего дела, хладнокровный и самоотверженный.

Антуан. Я неоднократно летал над наиболее опасными районами, разыскивая взятых в плен враждебными племенами летчиков Рене и Сера, а также спас раненый экипаж испанского самолета, едва не попавший в руки мавров.

(Слайд 2)

Автор. Поворотным в его судьбе стал 1921 год – тогда он был призван в армию Франции. Прервав действие отсрочки, полученной им при поступлении в высшее учебное заведение, Антуан записался во 2-й полк истребительной авиации в Страсбурге. Вскоре он получает права военного летчика. В январе 1923 года с ним происходит первая авиакатастрофа. В марте его комиссуют. Экзюпери переселился в Париж, где и предался писательским трудам.

(Слайд 3)

В 1926 году на самом краю Сахары он пишет свое первое произведение – "Южный почтовый". В 1930 году Сент-Экзюпери награждают Кавалерским орденом Почетного Легиона за вклад в развитие гражданской авиации. В этом же году Сент-Экзюпери пишет "Ночной полет".

(Слайд 4)

В 1931 году Сент-Экзюпери вернулся во Францию и получил 3-ех месячный отпуск. В октябре 1931 года издается "Ночной полет" и писателю присуждается литературная премия "Фемина". В августе 1936, согласно договору с газетой "Энтрансижан", едет в Испанию, где идет гражданская война, и публикует в газете ряд репортажей.

Корреспондент. “Цитадель”, “Ночной полет”, “Маленький Принц”…

Антуан. О! Это мое любимое произведение!

(Слайд 5)

Автор. На войну он отправился так же, как Маленький принц в путешествие по другим планетам, ясно осознавая, что назад дороги нет. В авиации легендарная рассеянность Антуана стала причиной во языцех. Он и в молодости летал не по расчету, а по инстинкту, забывал захлопнуть дверцу, убрать шасси, подключал пустой бензобак, садился не на те дорожки. Но тогда его выручало исключительное внутреннее чутье, помогавшее спастись даже в самых безысходных ситуациях, а теперь он был не молод, несчастен и очень не здоров каждый пустяк превращался для него в мучение.

(Слайд 6)

Автор. Сент-Экзюпери сделал несколько боевых вылетов на самолете “Блок 174”, выполняя задачи по аэрофоторазведке, и был представлен к награде “Военный крест”. В июне 1941 года, уже после поражения Франции, он переехал к сестре в неоккупированную часть страны, а позже выехал в США. Жил в Нью-Йорке, где в числе прочего написал свою самую знаменитую книгу “Маленький Принц”. В 1943 году он вернулся в ВВС Франции и с большим трудом добился своего зачисления в боевую часть. Ему пришлось освоить пилотирование нового скоростного самолета “Лайтнинг” Р-38.

(Слайд 7)

Автор. Долгое время о его гибели ничего не было известно. И только в 1998 году в море близ Марселя один рыбак обнаружил браслет. На нем было несколько надписей:

Antoine”, Consuelo” (так звали жену летчика) и c/o Reynal & Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA”. Это был адрес издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери.

Сценка 2. Литературная композиция “Маленький Принц”.

Автор. На далеком астероиде B-612 жил себе да жил Маленький принц. Каждое утро он вставал, умывался и приводил в порядок свою планету.

Маленький Принц. А как же! Если не прополоть вовремя кусты – из них вырастут баобабы. И тогда от планеты просто ничего не останется. Важно только не спутать куст баобаба с кустом розы. Иначе можно нечаянно, по ошибке, выполоть целую сказку.

Роза. Ах, я насилу проснулась... Прошу извинить... Я еще совсем растрепанная...

Маленький принц. Как вы прекрасны!

Роза. Да, правда? И заметьте, я родилась вместе с солнцем. Кажется, пора завтракать. Будьте так добры, позаботьтесь обо мне... Если можно – побыстрее. Скажите, а на этой планете водятся тигры?

Маленький Принц. На моей планете тигры не водятся. И потом, тигры не едят траву.

Роза. Я не трава.

Маленький Принц. Простите меня...

Роза. Нет, тигры мне не страшны, но я ужасно боюсь сквозняков. У вас нет ширмы? Принесите. Осторожно! Поставьте здесь! Какой вы неуклюжий! У вас тут слишком холодно. Очень неуютная планета.

Маленький принц (в зал). Напрасно я ее слушал. Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Но я еще не умел любить. (Розе). Прощайте.

Роза. Я была глупая. Прости меня. И постарайся быть счастливым. Да, да, я люблю тебя. Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как и я. Постарайся быть счастливым... Оставь ширму, она мне больше не нужна.

Маленький Принц. Но ветер...

Роза. Не так уж я простужена... Ночная свежесть пойдет мне на пользу. Ведь я – цветок.

Маленький Принц. Но звери, насекомые...

Роза. Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. Они, должно быть, прелестны. А то кто же станет меня

навещать? Ты ведь будешь далеко. А больших зверей я не боюсь. У меня тоже есть когти.

Маленький Принц. Я ненадолго. Я только пойму, что это такое – любить. И сразу обратно.

Маленький Принц. Послушайте...

Обитатель 1-й планеты. А, это вы… Слушайте, я очень занят. Еды нет – холодильник размораживается. И воды нет – водопровод подтекает. Извините, что не приглашаю. У меня ремонт. Будет время – заходите… лет через 15. Уф, ушел. Главное – вежливость. А то ходят тут... не напасешься. А кладовочка-то – вот она. На черный день. Или черные 50 лет. Порядочек...

Маленький Принц. Здравствуйте.

Обитатель 2-й планеты. Ой, кто это?! Ничего не знаю! Нигде не был, ни в чем не участвовал, я еще жить хочу…

Маленький Принц. Я вам не враг.

Обитатель 2-й планеты. А здесь друзья не ходят. И как вы дышите?! Вас же все услышат! Идите, идите отсюда! Налево не ходите – там опасно! А направо – совсем опасно! Лучше прямо – тогда уж сразу. Ушел... Ну, вот, день прожили. А что завтра будет... Ой, что будет...

Маленький Принц. Вы тоже меня не ждете?

Обитатель 3-й планеты. Я?! Да ты че! Конечно, жду! Ты такой прикольный! Супер! Гипер! Полный съезд башни!

Маленький Принц. Я только хотел бы…

Обитатель 3-й планеты. Ясное дело, я тоже хотел бы! Вливайся!

Маленький Принц. Но ты не понял меня…

Обитатель 3-й планеты. А че там понимать! Не тормози! Отрывайся! Не грузи и не грузись! Жуй, качай и переваривай! Думают пусть ботаны! Грустят пусть лузеры! Сиеста!

Маленький Принц. Эй! Э-эй! Не слышит... Здравствуйте.

Обитатель 4-й планеты. Ты кто?

Маленький Принц. Межпланетный путешественник.

Обитатель 4-й планеты. Согласно учебной программе, межпланетных путешественников без космических кораблей не бывает. Впрочем, можешь войти.

Маленький Принц. Но если меня не бывает, то как же я могу войти?

Обитатель 4-й планеты. Не знаю. В учебной программе об этом ничего нет. Впрочем, можешь не входить. Прослушай мою новую назидательную речь оттуда, с порога. Образовательная компетенция предполагает овладение учащимися комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов. Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения, можно, например, формировать элементарные общеучебные компетенции школьников. Дети, не жевайте на уроке. Выучите наизусть определение 8. Так вы сможете произвести впечатление. Больше вы все равно ничего не сможете произвести.

Маленький Принц. Но я...

Обитатель 4-й планеты. Но ты невнимателен. Выйди из класса.

Обитатель 5-й планеты. Ну, мой юный друг! Зачем так расстраиваться? Знаешь, в чем корень всех твоих бед? Ты никак не можешь решить, кто же ты на самом деле.

Маленький Принц. Я никому не нужен!

Обитатель 5-й планеты. Правильно! Просто так никто нужен не бывает. В каком качестве ты можешь оказаться нужным – себе, мне, им? Обществу? Не заняться ли тебе делом, дружок? Жизнь – это борьба, пищевая цепочка. Ты – охотник? А? Или ты – дичь? А? Может, проверим?

Маленький Принц. Нет, кажется я не охотник, но и стать дичью у меня тоже не получится.

Обитатель 5-й планеты. Не отчаивайся так сразу. Подумай на досуге. Если что – пройдешь у меня первую практику.

Маленький Принц. Эй, послушайте! Ну, послушайте же хоть вы!

Обитатель 6-й планеты. Чего тебе?

Маленький Принц. Я ваш друг.

Обитатель 6-й планеты. Друзья – это такие специальные враги, которые мешают, когда ты только месяц назад как расслабился. Чего тебе, специальный враг?

Маленький Принц. Я пытаюсь понять, что значит – любить.

Обитатель 6-й планеты. Если я тебе скажу – ты уйдешь? Любовь, страх, радость, горе, злость, нежность – это такие специальные глупости, которые придумали для того, чтобы мешать людям отдыхать. А теперь чтоб я тебя больше не видел!

Обитатель 7-й планеты. Тише. Входи, друг мой, только не мешай. Я пишу книгу.

Маленький Принц. О чем?

Обитатель 7-й планеты. О любви. О дружбе. О добре и зле. О смысле жизни.

Маленький Принц. Ой, тогда вы можете мне объяснить.

Обитатель 7-й планеты. Ты не понял. Я никому ничего не объясняю. Я пишу книгу. Подожди лет 20, пока я ее закончу. Тогда и поговорим... Хотя нет, вряд ли. У меня в голове уже следующая. Ну, иди, друг мой. Рад был помочь.

Маленький Принц. Почему я всем только мешаю?

Обитатель 8-й планеты. Так ты никому не хочешь мешать? Тогда что же тебе от всех нужно?

Маленький Принц. Я хочу понять, что это такое – любить.

Обитатель 8-й планеты. Слова, слова, слова…теперь я поняла, в чем твоя проблема. Ты торгуешь воздухом!

Маленький Принц. Вы тоже ничего не поняли!

Обитатель 8-й планеты. Уж я-то поняла. Я уж побольше твоего понимаю в смысле жизни, и куда больше – в добре. Ну, и в зле, конечно. Они ведь всегда вместе. В Добре – капелька зла, в Зле – пригоршня добра, а вот кто из них на самом деле злее – это-то и вопрос. Не бывает совсем правдивой правды, и нет такой лжи, которая бы в чем-то правдой не оборачивалась. Слава всегда немножко постыдна, а любой стыд всегда с долей гордости. Сегодня мы чуточку дружим, а завтра с утра – мы уже немножко враги. Сегодня ты на френд-ленте, но 5 секунд – и ты на игнор-листе. А любовь – это просто такая игра, в которой по правилам выигравший теряет нервные клеточки. А они после 7-го уровня уже не восстанавливаются. А ты? Ты всегда будешь один. Как и я. Как и мы все. Впрочем, есть одна планета... Кажется, она называется – Земля.

Маленький Принц. Скажите, это Земля? Я прибыл сюда с далекой планеты.

Змея. Красивая планета. А зачем тебе Земля?

Маленький Принц. Я поссорился со своим цветком, и мне одиноко.

Змея. Среди людей тоже одиноко. Я знаю только одно средство от одиночества. С его помощью я могу помочь и тебе. Это – крайнее средство... С помощью него ты вернешься домой.

Маленький Принц. Не надо объяснять. Я понял.

Лис. Здравствуй.

Маленький Принц. Какой ты красивый! Поиграй со мной. Мне так грустно...

Лис. Не могу я с тобой играть. не приручен.

Маленький Принц. А как это – приручить?

Лис. Это давно забытое понятие. Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете...

Маленький Принц. Была одна роза... наверно, она меня приручила...

Лис. Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. Но если ты меня приручишь, твои шаги я стану различать среди тысяч других. Твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. У тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру... Пожалуйста... приручи меня!

Маленький Принц. Я бы рад, но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.

Лис. Узнать можно только те вещи, которые приручишь. У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

Маленький Принц. А что для этого надо делать?

Лис. Молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе... Приходи всегда в один и тот же час. Если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым.

Маленький Принц. Я понял то, что хотел понять. Спасибо тебе. Мне пора возвращаться к своему цветку.

Лис. Я буду плакать о тебе.

Маленький Принц. Ты сам виноват. Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...

Лис. Да, конечно.

Маленький Принц. Но ты будешь плакать.

Лис. Да, конечно.

Маленький Принц. Значит, тебе от этого плохо.

Лис. Нет, мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья. Я открою тебе один секрет. Это мой подарок. Запомни: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.

Маленький Принц. Я тоже хочу сделать тебе подарок. У каждого должны быть свои звезды. Одним – тем, кто странствует, – они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для кого-то они – как задача, которую надо решить. Для моего дельца они – богатства. Для кого-то – наслаждение красивой картинкой. Но для всех этих людей звезды – немые. А у тебя будут совсем особенные звезды... Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, – и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!

По окончании исследования нами была выпущена школьная брошюра с рассказами учащихся собственного сочинения (см. Приложение 2).