Программа курса внеурочной деятельности "Здоровье – это здорово!"

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


“Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье”
. Гейне

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности “Здоровье – это здорово” (далее – Программа) направлена на комплексное и последовательное развитие у обучающихся начальных классов умений и навыков здорового образа жизни.

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна и в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть, предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки. Весьма существенным фактором “школьного нездоровья” является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курени я, алкоголизма и наркомании. Важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла свое начало в начальных классах.

Как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в ее решении отводится школе. Ей доверено воспитание нового поколения россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит пони мающие свое предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Необходимо обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни, при этом, не делая акцента на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Здоровье – это здорово!” включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования школы.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон РФ “Об образовании”;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.4.2.2821 – 10;

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №220/11 – 13 от 20.02.1999);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).

Цель курса внеурочной деятельности:

  • укрепление психического и физического здоровья детей в процессе формирования личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения, любящей свою Родину.

Задачи:

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Отличительные особенности программы, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Здоровье – это здорово!”, предполагает обучение на двух основных уровнях: 1 – информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; 2 - поведенческий, позволяющий закрепить социально-одобряемые модели поведения.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу “портфолио”.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьные праздники.

Критерии оценки знаний, умений и навыков

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведение мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, применять полученную информацию на практике.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый ребенок будет значимым участником деятельности.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Оптимальная численность группы 12-15 человек.

Оборудование, кадровое и методическое обеспечение программы, режим занятий

Для осуществления образовательного процесса по Программе “Здоровье – это здорово!” необходимы следующие принадлежности:

- спортивный инвентарь;

- компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор;

- набор ЭОР по тематике курса.

Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПин, то есть 20-35 минут. Курс рассчитан на 33 часа (1 класс), 34 часа (2-4 классы).

Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.

Прогнозируемый результат

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Личностными результатами программы является формирование следующих умений

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке другие участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на занятии.

  • Учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания из различных источников, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятии;

  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

Содержание программы

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Здоровье – это здорово!” разбита на семь разделов:

  • “Наша школа”: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;

  • “Здоровое питание”: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;

  • “Бережём здоровье”: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;

  • “Я в школе и дома”: социально-одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;

  • “Чтоб забыть про докторов”: закаливание организма;

  • “Я и мое ближайшее окружение”: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;

  • “Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс”: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода, подведение итогов работы за год.

В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивает взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении гигиены, необходимость закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне, на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.

Программа состоит из четырех частей:

  • 1 класс: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами, их содержащими.

  • 2 класс: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.

  • 3 класс: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.

  • 4 класс: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.

Данное содержание программы отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс

№ п/п

Наименование разделов и занятий

Всего, час

теория

практика

Формы контроля

I

Введение. “Наша школа”

4

1

3

 

1.1

Дорога к здоровью

1

 

1

 

1.2

Здоровье в порядке – спасибо зарядке!

1

 

1

 

1.3

Друзья Мойдодыра.

1

1

   

1.4

Праздник “Первоклассники – чистюли”

1

 

1

Праздник

II

Здоровое питание

5

2

3

 

2.1

Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты!

Конкурс рисунков.

1

1

   

2.2

Культура питания. Чаепитие.

1

 

1

 

2.3

Ю. Тувим “Овощи” (инсценировка о правильном питании)

1

 

1

 

2.4

Как и чем мы питаемся

1

1

   

2.5

Самые полезные продукты

1

 

1

Викторина

III

Бережем здоровье

7

3

4

 

3.1

Режиму дня мы друзья

2

2

   

3.2

Продукты для здоровья

1

1

   

3.3

Экскурсия “Сезонные изменения в природе и в жизни человека”

1

 

1

 

3.4

Как обезопасить свою жизнь

1

 

1

 

3.5

День здоровья.

“В здоровом теле – здоровый дух”

1

 

1

 

3.6

Растем здоровыми.

1

 

1

Викторина

IV

Я в школе и дома

6

3

3

 

4.1

Мой внешний вид – залог здоровья

1

1

   

4.2

Здоровье зрения

1

1

   

4.3

Здоровая осанка

1

 

1

 

4.4

Калейдоскоп подвижных игр.

1

 

1

 

4.5

Правила подготовки домашних заданий

1

1

   

4.6

Все болезни победим – быть здоровыми хотим

1

 

1

Игра-викторина

V

Чтоб забыть про докторов

4

1

3

 

5.1

Паспорт здоровья

1

1

   

5.2

Что бывает вкусным и полезным?

1

 

1

 

5.3

День здоровья. “Веселые старты”

1

 

1

 

№ п/п

Наименование разделов и занятий

Всего, час

теория

практика

Формы контроля

5.4

“Если хочешь быть здоров”

1

 

1

Круглый стол

VI

Я и мое ближайшее окружение.

3

2

1

 

6.1

Мое настроение. Выставка рисунков.

1

1

   

6.2

Вредные и полезные привычки.

2

1

1

Ролевая игра

VII

“Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс”

4

2

2

 

7.1

Безопасное лето (просмотр видео-фильма)

1

1

   

7.2

Первая помощь

1

 

1

 

7.3

“Зеленая аптечка”

1

1

   

7.4

Чему мы научились за год

1

 

1

Диагностика

 

ВСЕГО:

33

14

19

 

2 класс

№ п/п

Наименование разделов и занятий

Всего, час

теория

практика

Формы контроля

I

Введение. “Наша школа”.

4

1

3

 

1.1

Наши знания о здоровом образе жизни (ЗОЖ)

1

 

1

 

1.2

В городе Здоровейске.

1

 

1

 

1.3

Мой организм – целая планета.

1

1

   

1.4

“Что длят здоровья хорошо, а что бывает плохо?”

1

 

1

КВН

II

Здоровое питание.

5

3

2

 

2.1

Основные правила правильного питания.

1

1

   

2.2

Этикет. Культура питания.

1

 

1

 

2.3

Из чего варят каши? Как сделать кашу вкусной?

1

1

   

2.4

Море для моего здоровья.

1

1

   

2.5

Пирамида здорового питания

1

 

1

викторина

III

Бережем здоровье.

7

4

3

 

3.1

Сон – лучшее лекарство. Как сделать сон полезным?

1

1

   

3.2

Как закаляться? Обтирание и обливание.

1

1

   

3.3

День здоровья

1

 

1

 

3.4

Что такое иммунитет?

1

1

   

3.5

Как сохранять и укреплять свое здоровье?

1

 

1

 

3.6

Правила безопасности при занятиях спортом.

1

1

   

3.7

Азбука здоровья

1

 

1

Круглый стол

IV

Я в школе и дома

6

3

3

 

4.1

Я и мои одноклассники

1

1

   

4.2

Почему устают глаза?

1

1

   

4.3

Сколиоз. Как его предотвратить?

1

 

1

 

4.4

Игры и травмы.

1

 

1

 

4.5

Переутомление и утомление

1

1

   

4.6

“Умники и умницы”

1

 

1

КВН

V

Чтоб забыть про докторов

4

1

3

 

5.1

Почему мы болеем?

1

1

   

5.2

Кто и как защищает нас от болезней?

1

 

1

Круглый стол

5.3

День здоровья

1

 

1

 

5.4

Копилка витаминов. Здоровое питание

1

 

1

конкурс

VI

Я и мое ближайшее окружение.

4

2

2

 

6.1

Такой разный мир людей. Эмоции и чувства.

1

1

   

6.2

Вредные привычки

1

1

   

6.3

Тренинг “Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным”

1

 

1

 

6.4

Игра “Что? Как” Почему?”

1

 

1

 

VII

“Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс”

4

2

   

7.1

Летние опасности.

1

1

1

 

7.2

Как избежать отравлений?

1

 

1

 

7.3

Первая помощь при отравлениях.

1

1

   

7.4

Наши успехи и достижения.

1

 

1

Диагностика

 

ВСЕГО:

34

16

18

 

3 класс

№ п/п

Наименование разделов и занятий

Всего, час

теория

практика

Формы контроля

I

Введение. “Наша школа”

4

1

3

 

1.1

“Здоровый образ жизни – что это?”

1

 

1

 

1.2

Принцесса Личная Гигиена.

1

 

1

 

1.3

В гостях у Мойдодыра.

1

1

   

1.4

“На острове здоровья”

1

 

1

Игра

II

Здоровое питание

5

2

3

 

2.1

Игра “Барышни и кулинары”

1

 

1

 

2.2

Зависимость физического и психического здоровья человека от правильного питания.

1

 

1

 

2.3

Вредные микробы.

1

1

   

2.4

Что такое здоровая пища и как ее приготовить?

1

1

   

2.5

“Скатерть – самобранка и здоровье”

1

 

1

КНВ

III

Бережём здоровье

7

3

4

 

3.1

Здоровье и труд человека

1

1

   

3.2

Чудесный труд головного мозга

1

1

   

3.3

День здоровья

1

 

1

 

3.4

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

1

 

1

 

3.5

Беседа “Как сохранить и укрепить свое здоровье”

1

1

   

3.6

Экскурсия “Природа – источник здоровья”

1

 

1

 

3.7

“Мое здоровье в моих руках”

1

 

1

Викторина

IV

Я в школе и дома

6

2

4

 

4.1

Мой внешний вид – залог здоровья”

1

1

   

4.2

“Как аукнется, так и откликнется” - беседа

1

1

   

4.3

Инсценировка “Мои привычки – капризные сестрички”

1

 

1

 

4.4

“Зрение – окно в мир, бесценный дар”

1

 

1

 

4.5

Гигиена правильной осанки

1

 

1

 

4.6

“Здоровьеспасатели, вперед”

1

 

1

Викторина

V

Чтоб забыть про докторов

4

1

3

 

5.1

Ответственное поведение. Правила пребывания в незнакомых местах.

1

1

   

5.2

Движение – это жизнь

1

 

1

 

5.3

День здоровья

1

 

1

 

5.4

“Разговор о правильном питании. Вкусные и полезные вкусности”

1

 

1

Фестиваль полезных домашних заготовок

VI

Я и мое ближайшее окружение.

4

2

2

 

6.1

Мир увлечений школьника

1

1

   

6.2

“И снова о вредных привычках…” Профилактическая беседа.

1

1

   

6.3

Добро лучше, чем зло, зависть, жадность. Инсценировка. А. С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”

1

 

1

 

6.4

Интересное в мире здоровья

1

 

1

Научно-практическая конференция

VII

“Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс”

4

1

3

 

7.1

Безопасность при любой погоде

1

1

   

7.2

Секреты лесной аптеки

1

 

1

 

7.3

“Не зная броду, не суйся в воду” - игра

1

 

1

 

7.4

Чему мы научились за год

1

 

1

Диагностика

 

ВСЕГО

34

12

22

 

4 класс

№ п/п

Наименование разделов и занятий

Всего, час

теория

практика

Формы контроля

I

Введение “Наша школа”

4

1

3

 

1.1

“Здоровый образ жизни и мое здоровье”

1

 

1

 

1.2

Что нужно знать о личной гигиене?

1

 

1

 

1.3

Занятия физкультурой. Их влияние на здоровье школьника.

1

1

   

1.4

Познай себя. Как воспитывать в себе сдержанность.

1

 

1

Круглый стол

II

Здоровое питание

5

3

2

 

2.1

Секреты правильного питания

1

1

   

2.2

Здоровая пища для всей семьи

1

 

1

 

2.3

Пища наших предков. Современное меню для здоровья.

1

1

   

2.4

Здоровое питание. Дневной рацион школьника.

1

1

   

2.5

“Умеем ли мы правильно питаться?”

1

 

1

Викторина

III

Бережем здоровье

7

4

3

 

3.1

Что должно быть в домашней аптечке?

1

1

   

3.2

“Мы за здоровый образ жизни”

1

1

   

3.3

Как вести себя, когда что-то болит?

1

1

   

3.4

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос

1

 

1

 

3.5

Как избежать искривления позвоночника

1

 

1

 

3.6

Здоровье человека во время отдыха

1

1

   

3.7

Моя ответственность за мое здоровье.

1

 

1

Викторина

IV

Я в школе и дома

6

3

3

 

4.1

“Режиму дня мы друзья”

1

1

   

4.2

“Знайте правила движенья, как таблицу умноженья”

1

1

   

4.3

Чувства и поступки. Учимся находить причину и последствия событий

1

 

1

 

4.4

Дружба. Кто может считаться настоящим другом? Как дружить в школе.

1

 

1

 

4.5

Мода и школьные будни.

1

1

   

4.6

Делу время – потехе час.

1

 

1

Игра-викторина

V

Чтоб забыть про докторов

4

1

3

 

5.1

Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься

1

1

   

5.2

День здоровья

1

 

1

 

5.3

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами и газом.

1

 

1

 

5.4

Если ты ушибся или порезался. Первая помощь

1

 

1

 

VI

Я и мое ближайшее окружение.

4

2

2

 

6.1

Жизненный опыт человека

1

1

   

6.2

Почему некоторые привычки называются вредными?

1

1

   

6.3

Что делать, если не хочется в школу. Школа и настроение.

1

 

1

 

6.4

Интересное в мире здоровья.

1

 

1

Научно-практическая конференция

VII

“Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс”

4

2

2

 

7.1

Опасности вокруг меня

1

1

   

7.2

Игра “Я здоровье берегу – сам себе я помогу”

1

 

1

 

7.3

Культура здорового образа жизни. Беседа

1

1

   

7.4

“Умеем ли мы вести здоровый образ жизни”?

1

1

 

Диагностика. Книга здоровья

 

ВСЕГО:

34

16

18

 

Литература, используемая педагогом для организации образовательного процесса

  1. Климова И.И. Мастерская учителя: уроки здоровья. Конспекты уроков для 1 класса. Учебно-методическое пособие, - М.: УЦ “Перспектива”, 2009

  2. Езушина Е.В. “Азбука правильного питания. 1-2 классы: конспекты занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки” - Волгоград: “Учитель”, 2008
  3. Суслов В.Н. Этикет. Учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты,практические задания: учебно-методическое пособие. – Ростов-на –Дону: “Легион”, 2010
  4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 класс)”- М.: “Вако”, 2008
  5. Ковалько В.И. “Школа Физкультминуток (1-4 класс): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников” - Москва.:, 2007
  6. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

Литература, рекомендуемая для детей и родителей

  1. Большая энциклопедия для дошкольника. – М.: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2000
  2. Что такое. Кто такой: в 3 томах - М.: “Педагогика-Пресс”, 1999
  3. Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. Детское справочное бюро. М.: “Педагогика-Пресс”, 1993
  4. Как живёт человек. Серия “Твоя первая энциклопедия” - М.: “Ниола-Пресс”, 1998
  5. Познай себя. Серия “Твоя первая энциклопедия” - М.: “Ниола-Пресс”, 1998
  6. Большая книга правил для воспитанных детей
  7. Ротенберг Р. Расти здоровым: детская энциклопедия здоровья-М.: “Физкультура и спорт”, 1992