Открытый урок по теме "Скелет головы"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)


Методическая составляющая открытого урока.

Открытый урок проводился в рамках серии открытых уроков учителей СПб УОР№2 (техникум). Данный урок является иллюстрацией работы учителя над методической темой.

Методическая тема преподавателя Тарасовой И.Н. – “Использование компьютерных технологий для улучшения эффективности учебной деятельности и повышения познавательного интереса на уроках анатомии”.

Методическая цель урока: показать методику организации разнообразной учебной деятельности на уроках анатомии.

Тип урока – комбинированный, с использованием разнообразной учебной деятельности учащихся и элементов разных технологий:

  • проблемно-диалогового урока,
  • развивающего урока,
  • здоровье сберегающего урока,
  • ИКТ.

Методические приемы.

  • Сравнение природных объектов.
  • Анализ и оценка конкретных фактов, описание природных объектов.
  • Постановка и разрешение проблемной ситуации.
  • Эвристическая беседа.
  • Работа с инструктивными карточками.
  • Демонстрация и анализ компьютерной презентации.
  • Работа с атласами по анатомии человека.
  • Заполнение сравнительной таблицы.

Новизна урока.

  • Новое содержание учебного материала (на уроке раскрывается новая тема).
  • Использование компьютерной презентации (отрабатывается новый методический прием).

На уроке проводится контроль учебных достижений учащихся в форме.

  • Вопросы и задания по содержанию биологических понятий (с морфологическим содержанием, анатомическим содержанием).
  • Вопросы и задания по видам интеллектуальных умений учащихся (на знание определений, на описание объектов, на анализ биологических понятий).
  • Вопросы и задания с использованием графических средств (немые рисунки).
  • Тестовые задания (задания на выбор одного правильного ответа).

Образовательная составляющая открытого урока.

Цель урока: создать условия для конкретизации представлений о функциональном строении черепа человека.

Задачи урока.

  1. Научить учащихся узнавать и называть кости черепа человека, рассматривать строение скелета головы в развитии, отличать неподвижное соединение костей от суставов, выделять отличительные признаки черепа человека и шимпанзе, выделять характерные признаки плоских костей.
  2. Познакомить учащихся с разными видами учебной информации, научить анализировать текст, заполнять сводные таблицы. Развивать умение обобщать, классифицировать, систематизировать факты.
  3. Научить использовать полученные данные на практике.

Оборудование и дидактическое обеспечение.

  1. Компьютер, медиапроектор.
  2. Авторская компьютерная презентация.
  3. Модель черепа.
  4. Таблица “Строение скелета человека”, “Строение черепа”.
  5. Атласы.
  6. Карточки для проведения самостоятельной работы с атласами.
  7. Тесты для проверки степени усвоения материала.
  8. Рисунки черепа для проверки степени усвоения материала (вид сбоку).
  9. Рисунки черепа для выполнения домашнего задания (вид спереди).

План урока

1. Формулировка темы учащимися.

Создание проблемной ситуации преподавателем: “Какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?”.

Запись на доске: Шов.

Шимпанзе.

Крыша.

Петушиный гребень.

Турецкое седло.

Родничок.

Учащиеся сами формулируют тему урока по ассоциативной записи на доске, что позволяет преподавателю быстро организовать внимание учащихся и включить их в деловой ритм и содержание урока. Пояснение темы, цели и задач урока.

2. Актуализация знаний (этап 1).

а) Проверка знаний учащихся по теме “Строение скелета человека”.

Контроль учебных достижений учащихся проводится в форме вопросов по анатомическому содержанию биологических понятий. Предлагаются тестовые задания открытого типа со вставкой пропущенных фраз [1].

Вариант 1.

1. В позвоночном столбе различают следующие отделы…..

2. В трубчатой кости различают следующие части…..

3. Кости черепа делятся на отделы…..

4. К костям свободной нижней конечности относятся…

5. Тазовая кость состоит из костей…..

6. Голень образована следующими костями…..

7. Красный костный мозг выполняет функции…..

8. Отделы кисти…..

9. Большая берцовая кость является костью…..

10. Грудная клетка образована…..

11. Лопатка относится к отделу…..

12. Вокруг вертикальной оси осуществляются следующие движения…..

Вариант 2.

1. К костям пояса верхней конечности откосятся…..

2. К костям свободной нижней конечности относятся…..

3. Грудная клетка образована…..

4. В позвоночном столбе различают следующие отделы…..

5. Части стопы…..

6. Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет…..

7. К костям предплечья относятся…..

8. К скелету туловища относятся следующие отделы скелета…..

9. Предплечье образовано следующими костями…..

10. Части кисти…..

11. К костям пояса нижней конечности откосятся…..

12. Вокруг фронтальной оси осуществляются следующие движения…..

Комментирование ответов преподавателем, выставление оценок. Учащиеся слушают ответы, дополняют, исправляют.

б) Использование компьютерной презентации (Презентация 1). Создание условий для обсуждения некоторых слайдов.

План презентации.

  • Что такое череп? Какая наука его изучает?
  • 2 части черепа: мозговой отдел и лицевой отдел.
  • Сравнение черепа человека и шимпанзе.
  • Функции мозгового отдела.
  • Функции лицевого отдела.
  • Расположение слезной железы и носослезного протока.
  • Строение мозгового отдела черепа.
  • Решетчатая кость.
  • Клиновидная кость.
  • Основание черепа.
  • Височная кость.
  • Затылочная кость.
  • Строение лицевого отдела черепа.
  • Перегородка носа.
  • Глазница.
  • Придаточные пазухи носа.
  • Рентгенограмма черепа человека. Виды костей. Понятие “Пневматические кости”.
  • Соединение костей черепа. Типы соединения.

Преподаватель организует внимание учащихся, вовлекает их в обсуждение проблемных вопросов, активизирует познавательный интерес. Учащиеся знакомятся с новым материалом, участвуют в беседе, ведут записи в тетради, анализируют текст компьютерной презентации.

Предложенный план урока не содержит теоретического материала по строению и развитию черепа. Его можно найти в атласе анатомии человека [3].

3. Поиск решения (этап 1).

Самостоятельная работа с текстом атласа[3].

Учащиеся получают новую информацию и закрепляют полученную из презентации, учатся работать со справочной литературой, инструктивными карточками.

Класс делится на две группы. Одна группа изучает текст “Мозговой череп”, другая – “Лицевой череп”. Идет осмысление текста по вопросам, представленным в карточках. Вопросы и задания подобраны по видам интеллектуальных умений учащихся: направлены на описание и анализ биологических объектов [1].

Выполнение практической работы “Строение черепа” по вариантам (Приложение 1, Приложение 2).

Преподаватель организует самостоятельную работу учащихся, корректирует ответы, обращает внимание на правильное оформление конспекта, на правильное написание терминов. Учащиеся работают с инструктивными карточками, справочной литературой, оценивают конкретные факты, описывают природные объекты.

4. Выражение решения (этап 1).

Работа с обобщающей таблицей, заранее начерченной на доске.

Представление результатов работы каждой группы в виде заполнения на доске обобщающей таблицы “Скелет головы”. Одна группа заполняет графу “Мозговой череп”, другая – “Лицевой череп”. Заполнение таблицы идет в форме беседы, в результате чего ученики учатся правильно отбирать и кратко излагать учебную информацию. Развивается умение интерпретировать текст в таблицу. Одновременно происходит взаимообучение между группами, обобщение материала.

Таблица “Скелет головы”.

Части черепа Кости Форма костей Тип соединения костей Сравнение с черепом шимпанзе
Мозговой череп

?

костей

Непарные:      
Парные:
Лицевой череп

?

костей

Непарные:      
Парные:

5. Актуализация знаний (этап 2).

Использование компьютерной презентации по теме “Развитие черепа”. (Презентация 2)

План презентации.

  • Соотношение размеров частей черепа новорожденного с длиной и массой его тела.
  • Соотношение объема лицевого отдела черепа к мозговому отделу.
  • Понятие “Родничок”.
  • Две стадии развития черепа: перепончатая и костная.
  • Виды и количество родничков.
  • Значение родничков.

Преподаватель обращается к учащимся, как будущим родителям. Данный учебный материал тесно связан с жизнью и вызывает живой интерес.

6. Выражение решений (этап 2).

а) Демонстрация модели черепа.

Предлагаются вопросы и задание по морфологическому и анатомическому содержанию биологических понятий[1].

  • Какая кость имеет форму бабочки?
  • У какой кости есть петушиный гребень, у какой – турецкое седло?
  • Основная часть решетчатой кости образует основание черепа. Покажите на модели, где можно увидеть решетчатую кость.
  • Что такое спинка носа? Какими костями она образована?

б) Выполнение элементарного опыта “Движения нижней челюсти”.

Предлагается задание по видам интеллектуальных умений учащихся: на выдвижение и защиту гипотезы [1].

Докажите, что нижняя челюсть подвижно соединена с черепом. Почему одни кости черепа неподвижно соединены, а другие должны быть подвижны?

в) Решение проблемных задач (про гайморит, переломы костей лица, трещины в костях мозгового черепа).

Предлагаются вопросы по видам интеллектуальных умений учащихся: на вскрытие причинно-следственных связей [1].

  • Почему при лечении гайморита нередко используют прокол?
  • Известно, что кости черепа прочно соединены швами. Почему при ударах в лицо могут быть переломы в районе скуловых костей?
  • Известно, что шов – это неподвижное соединение костей черепа. Почему переломы черепа наблюдаются в костях, но не в швах?

Любой интересный вопрос может заметно повысить качество работы, способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. Такой прием способствует гуманизации обучения[5].

7. Применение знаний.

а) Решение теста по теме “Скелет головы” [Приложение 3].

Проводится контроль учебных достижений учащихся в виде теста. Вопросы теста сформулированы только на известный учащимся материал, полученный на уроке. Предлагаются тестовые задания закрытого типа на выбор одного правильного ответа [1]. Решение теста проводится в форме устного фронтального опроса.

б) Обозначение костей черепа на рисунке (вид сбоку) [Приложение 4].

Предлагается задание с использованием графических средств. Графические задания с использованием изображения направлены на выявление уровня знаний и умений учащихся обобщать, классифицировать и систематизировать изученные факты[1]. Учащимся предлагается “немой рисунок” - изображение черепа (вид сбоку) без подписей костей. Дается задание: подписать кости черепа. Задание выполняется в виде индивидуального письменного опроса.

Система разнообразных типов, видов вопросов и заданий, предложенных на уроке, учитывает наличие разных темпераментов, типов мышления, видов памяти, поэтому на уроке создается психологическая комфортность[5]. Например, предлагаются вопросы для устных упражнений, для письменного выполнения, для чтения “немого” рисунка, задачи-шутки и другие.

8. Задание на дом:

  1. Изучить строение черепа. Уметь на модели показывать и называть кости лицевого и мозгового отделов черепа.
  2. Обозначить кости черепа на рисунке (вид спереди) [Приложение 5].

Домашнее задание дозированное, выполняется по аналогии с классным заданием.

При подготовке домашнего задания можно использовать презентацию “Скелет головы. Проверка знаний” [Презентация 2].

Выводы по открытому уроку.

  • План урока выполнен в полном объеме. Методическая и учебная цели урока достигнуты.
  • Урок линейно структурирован [5], этапы урока органично переходят один в другой, разнообразны по содержанию, использованным методам и формам организации познавательной деятельности учащихся. Учащиеся анализируют, участвуют в беседе, решают проблемные задачи, самостоятельно работают, выполняют практические работы, решают тесты, обобщают материал.
  • Учащиеся активно участвуют в уроке, что повышает интерес к предмету и мотивацию к его изучению.
  • Предложенная структура урока согласуется с рекомендациями здоровье сберегающих технологий обучения.
  • Использование компьютерных технологий повысило эффективность учебной деятельности, познавательный интерес на уроке анатомии. Компьютерная презентация помогла сообщить знания, обеспечила необходимый уровень усвоения, помогла преподавателю активизировать процесс обучения, повысить индивидуализацию обучения, совершенствовать организацию преподавания. Презентация позволила использовать материал как систему ярких опорных образов, что улучшает запоминание.

Компьютерная презентация к открытому уроку “Скелет головы”.

Иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы), текст каждого слайда содержат сжатую информацию о строении и развитии черепа.

Методические рекомендации.

  • Презентация может быть использована для изучения, повторения и закрепления учебного материала, для самостоятельной работы учащихся, для реализации элективного курса по анатомии.
  • Презентацию необходимо использовать для организации активных форм деятельности учащихся на уроке, для повышения эффективности учебных занятий, для повышения интереса к уроку.
  • На основе одной презентации “Скелет головы” разработана другая презентация “Скелет головы. Проверка знаний”, которую можно использовать на последующих уроках для контроля учебных достижений учащихся или для самостоятельной работы в разных формах: самостоятельное изучение учебного материала, самоконтроль и самооценка, подготовка к контрольным испытаниям.
  • Сжатая информация, предложенная в презентации, является опорным конспектом. Преподаватель дополняет материал рассказом, примерами, обращает внимание на главные моменты, которые надо запомнить.

Список литературы:

  1. Галкина Е.А. “Классификации контрольных вопросов и заданий”. “Биология в школе” №8, 2006 г.
  2. Л.В. Горелова, И.М. Таюрская. Анатомия в схемах и таблицах. Ростов н/Д: Феникс, 2006 г.
  3. Р.П.Самусев, В.Я. Липченко. Атлас анатомии человека. М. Изд-во Дом ОНИКС: Альянс-В. 2000 г. Стр. 67, 71, 74, 79, 84.
  4. М.Р. Сапин, Э.В. Швецов. Анатомия человека. Ростов-на-Дону. Феникс. 2004 г.
  5. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

Приложение 6