Интегрированный урок математики и информатики

Разделы: Математика, Информатика


Требования к современному образованию заставляют всех участников учебного процесса развивать метапредметные навыки, осваивать новые технологии, применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Выполняя задания на уроках математики, ребенок не всегда может оценить правильность своего решения. В основном эту работу выполняет учитель. И в этом случае применение компьютерных технологий может помочь как учащемуся, так и учителю.

Данная статья представляет собой методическую разработку интегрированных работ по алгебре и информатике, которые можно применять как на уроках, так и в проектной и внеклассной деятельности.

Учитывая трудности, которые испытывают учащиеся при прохождении тем «Построение графиков функций», «Исследование функций», «Решение уравнений», на протяжении почти 10 лет авторами и их коллегами применяется система бинарных уроков и проектных работ, а также внеклассных мероприятий с целью повышения качества изучения данных тем.

В 7 классе, при изучении темы «Функция» учащиеся впервые знакомятся с понятием функции и графика функции, учатся их строить. Электронные таблицы позволят не только сделать выполнение заданий простым и доступным, но и сравнительно легко овладеть важными идеями математики. В данной методической разработке в качестве примера представлена практическая часть проектной работы учащегося 9 класса по теме «Построение графиков функций», охватывающая материал 7-9 классов и являющаяся результатом системы интегрированных уроков по технологии «Два учителя в классе».

Приложение 1

После овладения навыками построения графиков как в бумажном, так и в электронном виде, можно переходить к исследованию функции. И здесь применение навыков, полученных на уроках информатики по теме «Электронные таблицы Excel», помогает учащимся оценить правильность выбора области определения, свойств функции, быстрого изменения параметров функции. Опыт работы по данной теме представлен интегрированным уроком «Функции вида «Корень n-ной степени из x», их свойства и графики»

Приложение 2

Поскольку график функции представляет собой графический способ решения уравнений, то следующим этапом является использование электронных таблиц при рассмотрении различных способов решения уравнений (аналитического, графического, численного). Если раньше приближенный метод решения уравнений практически не рассматривался в школе из-за трудоемкости в вычислительном плане, то теперь с использованием Excel, графическое и приближенное решение уравнений является более простым, практически значимым, наглядным, чем проведение сложнейших аналитических преобразований. Учитывая важность этой темы, авторы предлагают два вида разработок: урок по теме «Первые представления о трансцендентных уравнениях и графическом способе их решения» в технологии «Педагогические мастерские» и презентацию проектной работы группы учащихся 10 класса «Методы решения тригонометрических уравнений».

Приложение 3

Приложение 4

Многолетний опыт работы показывает практическую значимость предлагаемых разработок не только в рамках математики и информатики, но и при решении задач из других школьных дисциплин. Учащиеся выполняют аналогичные задания, связанные с физикой, экономикой, статистикой, с прикладными задачами (например, предлагаемыми в ЕГЭ). Систематизировав свои знания, ученик приходит к очевидному выводу, что таким образом можно решить уравнение любой сложности и типа, а также проверить правильность аналитического решения.