Урок окружающего мира с ИКТ по теме "Кабардино-Балкарский высокогорный заповедник". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с Кабардино-Балкарским высокогорным заповедником.
  2. Показать значимость заповедника.
  3. Прививать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, магнитная доска.

Наглядность: диск с презентацией “Кабардино-Балкарский высокогорный заповедник”, картинки с изображением растений и животных заповедника.

Раздаточный материал: атласы Кабардино-Балкарской республики, карточки с данными о природных зонах заповедника.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приложение. Слайд 1. Звучит песня Алима Газаева “Наш Кавказ”.

II. Вступительное слово учителя.

Слайд 2. Обращение к учащимся.

Учитель: Ребята! Сегодня мы попадем в сказочный мир природы – Кабардино-Балкарский высокогорный заповедник. Вы познакомитесь с флорой и фауной этого прекрасного уголка на нашей планете. Приглашаю всех в путешествие, которое будет для вас интересным.

III. Путешествие начинается.

1. Слайд 3. Вид Кабардино-Балкарского высокогорного заповедника.

Учитель: Заповедник – территория, полностью исключенная из любой хозяйственной деятельности, где сохраняется в естественном состоянии природный комплекс. Кабардино-Балкарский высокогорный заповедник создан для сохранения и изучения природных комплексов высокогорья северной части Центрального Кавказа от лесного пояса до нивального пояса. Организован в январе 1976 года в горной части Чегемского и Советского районов Кабардино-Балкарской АССР на площади 74.100 га. Сейчас он расположен на территории Черекского и Чегемского районов.

2. Слайд 3. Карта Кабардино-Балкарии. Охраняемые территории.

Учитель: Ребята, перед вами на доске карта Кабардино-Балкарии с обозначенными охраняемыми территориями. Кабардино-Балкарский высокогорный заповедник расположен на юге республики.

1. Откройте атласы КБР на стр. 21 и найдите территорию заповедника.
2. Откройте атласы КБР на стр. 19.
3. В каких природных зонах расположен заповедник?

Ученик: Это лесная зона (с широколиственными и хвойными лесами), субальпийская, альпийская, субнивальная и нивальная (ледники и вечные снега).

Учитель: Рассмотрите карточки и скажите до какой высоты над уровнем моря простираются перечисленные зоны?

Ученик: Лесной пояс простирается до высоты 2300–2400 м. Субальпийский пояс – от 1700м до 2600м. Альпийский пояс – от 2500 до 3500 м. Субнивальный пояс – от 3300 м до 3700 м. Нивальный пояс – выше 3700 м.

Учитель: Многократно изменялись площади и границы заповедника. Он становился все более высокогорным и увеличивался в размерах, так как отрезание нижних луговых участков компенсировалось щедрым добавлением нивально-альпийских.

3. Слайд 5. Охранная зона.

Учитель: С севера и северо-востока заповедник окружает охранная зона площадью 26000 га. Подчинен заповедник Главному управлению охотничьего хозяйства и заповедников при правительстве России. В заповеднике много рек. Питание всех рек здесь ледниковое. В заповеднике есть несколько озер.

4. Слайд 6. Флора заповедника. Виды растений.

Учитель: Познакомимся с растительным миром заповедника. Красив заповедник в любое время года. Трудно сказать, что здесь прекраснее – лесистые склоны Чегемского и Балкарского ущелий или луга и скалы Суганских альп; уютные долины Сукан-су и Хазнидона или неповторимая громада знаменитой Безенгийской стены и одноименного ледника. Перед вами прекрасное растение заповедника азалия. Здесь же среди опавших кленовых листьев притаился еж, а вот и маслята выглядывают между камнями.

5. Слайд 7. Эндемики Кавказа.

Учитель: Флора заповедника насчитывает около тысячи видов деревьев, кустарников и трав. Из них 74 – эндемики Кавказа, а шесть встречаются лишь в Кабардино-Балкарии. Эндемики – это растения, распространенные строго на определенной территории.

– Ребята, назовите эндемики Кавказа.

Ученик: Эндемики Кавказа: береза Радде, вероника кавказская, осока понтийская, мак горный и другие.

Учитель: В мире существует всего 100 видов мака. (Показ фотографий мака горного на фоне гор.)

Учитель: Назовите региональные эндемики.

Ученик: Камнеломка килеватая, колокольчик безенгийский, очиток трехлистный, очереднолистный, супротиволистный.

Учитель: Многие растения становятся редкими и исчезающими. Они занесены в Красную книгу. Какие это растения?

Ученик: Это береза Радде, башмачок настоящий, лилия Шовица, лук медвежий – черемша, пыльцеголовник длиннолистый, подснежник Борткевича.

Учитель: Ранней весной мы можем увидеть, как продают букеты подснежников, которые постоят несколько дней в вазе, а потом превратятся в ненужный сор. А стоит ли срывать эти первоцветы?

Ученик: Подснежники, как и другие цветы, не следует рвать. Они должны радовать своей красотой в окружающей природе.

Учитель: Давайте послушаем стихотворение И. Абдуллаевой “Подснежник”.

Ученица читает наизусть стихотворение.

Подснежник.

Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки…
Это мы срываем без разбора
Беззащитные тугие лепестки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет.
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
“Наслаждайся нашей красотою -
Только очень просим нас не рвать!”
(И. Абдуллаева)

6. Слайд 7 (Продолжение).

Учитель: Перед вами рододендрон кавказский. Что вы знаете о нем?

Ученица: Заросли вечнозеленого кавказского рододендрона иногда закрывают северные склоны от подножий до гребней. Это низкий вечнозеленый кустарник с плотными кожистыми листьями, слегка розоватыми внутри. В мире более 600 видов этого растения. В России 18 видов. Некоторые из них занесены в Красную книгу.

Учитель: Рододендроны распространены в садовой, оранжерейной и комнатной культуре.

Показ комнатного рододендрона в книге Мэтью Биггз “Комнатные растения в интерьере”.

7. Слайд 8. Черника.

Учитель: Ягоды черники – ценный пищевой продукт. Они обостряют зрение, уменьшают усталость глаз. Эта ягода входит в рацион питания летчиков и космонавтов. Из листьев черники можно приготовить лечебный чай. Он хорошо утомляет жажду.

8. Слайд 9. Фиалка горная.

Учитель: Фиалок в мире около 500 видов. Растет фиалка и в горах Кавказа, называется фиалка горная.

9. Викторина “Лесные тайны”.

1. Древесина какого дерева не гниет в воде? (Лиственница.)

2. Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

3. Какие ягоды можно собирать зимой из-под снега? (Клюква.)

10. Слайд 10. Фауна заповедника.

Учитель: Познакомимся с животным миром заповедника. Фауна беспозвоночных животных заповедника практически не изучена.

Инвентаризация фауны позвоночных не закончена. Мало изучены птицы заповедника. Почти нет данных по распространению рептилий.

– Рассмотрите зоогеграфическую карту в атласе КБР на стр. 19.
– Какие животные обитают в заповеднике?

Ученики: Рысь, серна, волк, лиса, заяц, куница лесная, бородач или ягнятник, тетерев кавказский.

Учитель: Правильно, ребята. Всего в заповеднике существует 86 видов животных, среди которых большая часть птицы (54 вида), а млекопитающих 28 видов. Перед вами на интерактивной доске представители животного мира заповедника: беркут, волк, серна, зубр (гость заповедника).

11. Выступление учеников с мини – сообщениями.

Ученик: Серна – представитель парнокопытных. Обитают они в труднодоступных высокогорных частях. Они держатся ближе к лесу, так как наравне с травами поедают и ветки. Это очень пугливые животные. Серны держатся группами (по 5–7 голов). Они прыгучи. Проворно спускаются с крутых обрывов, преодолевая пропасти уступы прыжками до нескольких метров длины.

Ученица: Беркут – самая большая птица из орлиного племени. Его можно назвать королем орлов. Это крупная птица и очень сильная. Весит от 3 до 6 кг. При виде добычи беркут резко пикирует на нее. Гнезда эта птица устраивает на скалах и на деревьях. Охотятся беркуты на сурков, куропаток, лисиц и на молодых копытных животных.

Ученик: Волк. В заповедник регулярно заходит 3–4 волчьих семьи, т. е. около 12 зверей. Питается волк как мелкими животными (грызунами, сусликами, полевками, мышами), так и крупными копытными (турами, сернами, кабанами).

Ученица: Зубр – самый крупный представитель животного мира республики. У кавказского зубра трагическая судьба. В XVIII веке зубр обитал на Западном и Центральном Кавказе. К концу XIX века вследствие неограниченной охоты на зубров их численность резко сократилась. В 1924 году специально для сохранения зубров был создан Кавказский заповедник. Не помогли и эти срочные меры. В 1927 году был убит браконьерами последний кавказский зубр. В настоящее время ценой больших усилий кавказский зубр восстановлен, он акклиматизирован в наших условиях. Зубры совершают сезонные миграции в пределах лесной и альпийской зон. Зимой они больше держаться в лесном поясе на высоте 600–800 м, а летом поднимаются в горы: в субальпийские и альпийские пояса до высоты 2500 м Они являются гостями заповедника.

12. Слайд 11. Птицы.

Учитель: На заповедной территории гнездятся птицы 54 видов. Три из них встречаются только на Кавказе: Кавказский улар, Кавказский тетерев и Большая чечевица. Есть тут и редкие птицы, внесенные в Красную книгу России: бородач, беркут, орел – могильник.

На интерактивной доске вы видите птиц:
– чечевица обыкновенная;
– кавказский улар;
– бородач (ягнятник);
– пеночка – теньковка;
– гнездо тетерки.

13. Слайд 12. Туры.

Учитель: В заповеднике обитают 3 популяции тура: чегемо-безенгийская, безенгийско-балкарская и суганская.

– Что вы знаете о турах?

Ученик: Тур – эндемик Кавказа. Это очень выносливое животное, хорошо приспособлено к тяжелым условиям высокогорий. Туры питаются разнообразной травянистой растительностью летом, а зимой опускаются в пояс хвойных лесов и березового криволесья и поедают молодые побеги березы и осины. Уже через две недели после рождения козлята способны следовать за матерью по самым сложным маршрутам. Держатся группами численностью в несколько десятков, и только осторожность и опыт самок позволяет сохранить потомство.

14. Слайд 13. Рысь, кабан.

Ученица: Рысь – крупная кошка, гостигающая метра длины и 30 кг веса. Обитает в старых, густых лесах. Здесь она выходит на охоту обычно в сумерках вечера, иногда утром, довольно часто днем. Свою добычу рысь скрадывает или подкарауливает, прыгая из-за укрытия. Рысь способна долго преследовать жертву. Если повезет, ловит птиц, в том числе глухарей.

Ученик: Кабан или дикая свинья. Известно 25 подвидов, но все они имеют типичный облик коренастого животного с длиной тела 130 – 175 см, высотой до 100 см и массой тела чаще 60–75 кг (до 275 кг). На Кавказе особенно осенью, кабан живет во фруктовых лесах. Нередко держится по кустарниковым долинам горных рек.

Учитель: В заповеднике основными охраняемыми животными являются тур кавказский, кабан, медведь, лесная куница, рысь.

Показ Красной книги КБР.

IV. Обобщение урока.

Учитель: Наш урок подошел к концу. Какой вывод вы сможете сделать?

Ученик: Мы узнали много интересного о Кабардино-Балкарском высокогорном заповеднике, о его неповторимой природе, животном мире, растениях.

Ученица: Мы должны гордиться т ем, что живем в таком прекрасном крае – Кабардино-Балкарии. Ее природа изумительна! Надо беречь и охранять природу нашей малой родины, сохранять ее для будущих поколений.

Слайд 14. Вывод.

Кабардино-Балкарский высокогорный заповедник с его растительным и животным миром, особенностями климата представляет исключительную научную ценность как естественная лаборатория. Работники заповедника в содружестве с научными заведениями страны наблюдают за малейшими изменениями, происходящими здесь. Заповедник изучается по единой научной программе “Летописи природы”.

Учитель дает оценку деятельности учащихся на уроке. На память об уроке учитель вручает ученикам открытки о Кабардино-Балкарском высокогорном заповеднике.