Тема урока: "Решение уравнений". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Урок “решение уравнений” – то урок изучения нового материала, в основе которого лежат уже имеющиеся у учащихся знания по нахождению неизвестных слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого, множителя, делимого и делителя. В итоге достигается принцип преемственности изучаемого материала с ранее известным. На уроке применяется информационно-коммуникационная технология, которая позволяет сочетать современные методы изложения материала, с работой учащихся с учебником, с самостоятельной работой учащихся. Применение мультимедийной презентации повышает интерес учащихся к предмету, формирует культуру речи, создает условия эффективно проводить повторение материала и закрепление изучаемого материала..

Цели урока:

1. Учебные:

  1. закреплять навыки устного счета,
  2. повторить основные действия с десятичными дробями,
  3. повторить основные действия с положительными и отрицательными числами,
  4. повторить основные правила нахождения нахождению неизвестных слагаемого, уменьшаемого, множителя, делимого.
  5. ввести понятие линейного уравнения.

2. Развивающие:

  1. способствовать развитию мышления, памяти, сообразительности,
  2. способствовать развитию интереса к математике,

3. Воспитательные:

  1. воспитывать дисциплинированность,
  2. воспитывать прилежание и аккуратность.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, компьютер, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: “Тема нашего урока зашифрована, для расшифровки надо решить несколько примеров”: Презентация. (Слайд 2)

  1. -9,5 – 1,5 = -11; У
  2. -1,4 + 8,1 = 6,7; Р
  3. -1,7∙(-5) = 8,5; А
  4. -9,2 : 4 = -2,3; В
  5. -10,2 – 0,3 = -10,5; Н
  6. 2,4 – 5,2 = -2,8; Е
  7. 2,1 ∙ (-5) = -10,5; Н
  8. -4,2 : (-3) = 1,4; И
  9. -1,4 ∙ 2 = -2,8. Е.
8,5 6,7 -6,7 -10,5 -11 -1,4 -2,3 1,4 2,3 -2,8
А Р К Н У О В И Д Е

Целью организационного момента является настроить учеников на работу, сосредоточиться, заинтересовать.

– Запишем тему урока: “Уравнения”.

II. Повторение материала.

1. Решите устно: (Слад 3) (Цель закрепить навыки устного счета, повторить правила нахождения нахождению неизвестных слагаемого, уменьшаемого, множителя, делимого.)
а) х : 6 =12;
б) х + 3 = 12;
в) х – 12 = 57;
г) 15 ∙ х = 60.

2. Найдите корни уравнения. (Слайд 4) (На этом этапе урока повторяется понятие корня уравнения, вводится понятие левой и правой части уравнения, повторяется порядок записи решения уравнения, сильным ученикам предлагаются индивидуальные карточки.)

а) 3 ∙ х = 1,5;
х = 1,5 : 3
х = 0,5
3∙ 0,5 = 1,5
1,5 = 1,5
Ответ: х = 0,5.

б) – 7∙ х = 42.
х = 42 : (-7)
х = – 6
-7∙(-6) = 42
42 = 42
Ответ: х = – 6

3. Корни уравнения не меняются…(Слайд 5) (Отрабатывается навык умножения обеих частей неравенства на одно и тоже число.)

III. Изучение нового материала. (Слайд 6) Сказка – ложь, да в ней намек…(сказка ученицы 6“А” класса Синьковой Дарьи) (Рис. 1)

Рис. 1

“Жили-были в левом замке положительные числа, а в правом – отрицательные. Числа дружно жили, в гости часто ходили, через речку по мосточку. Но случилась вдруг беда, налетела злая ведьма. Превратила речку в огненную реку. Страшно стало числом переходить речку. И каждый раз, когда положительное число переходило мостик слева направо, оно превращалось в отрицательное, и каждый раз, когда отрицательное число переходило мостик справа налево, оно превращалось в положительное число”.

Как эту сказку можно использовать для решения уравнения 5х = 3х + 6 (Слайд 7)

5х – 3х = 6
2х = 6
х = 6 : 2
х = 3
5∙3 = 3∙3 + 6
15 = 9 + 6
15 = 15
Ответ: х =3.

IV. Закрепление нового материала. (Слайд 8) (Разбирается предложенное уравнение. Сильным ученикам предлагается выполнить задания № 1314, 1315. с последующей проверкой на слайде.)

1) Решите уравнение 4(х + 5) = 12.

(х + 5) = 12 : 4
х + 5 = 3
х = 3 – 5
х = -2
4∙(-2 + 5) = 12
4∙3 = 12
12 = 12
Ответ: х = -2

2) № 1314. Перенесите из левой части уравнения в правую, то слагаемое, которое не содержит неизвестного:
а) 8х + 5,9 = 7х + 20;
б) 6х – 8 = -5х – 1,6.

№ 1315. Соберите в левой части уравнения все слагаемые, содержащие неизвестное, а в правой – не содержащие неизвестное:
а) 15у – 8 = -6у + 4,6;
б) -16z + 1,7 = 2z – 1.

Проверка № 1314
а) 8х = 7х + 20 -5,9;
б) 6х = -5х – 1,6 + 8.

№ 1315
а) 15у + 6у = 4,6 + 8;
б) -16z – 2z = -1 – 1,7

3) Внимание! (Слайд 9) (Проводится работа с учебником, необходимо найти и прочитать соответствующее правило.)

Во всех примерах мы приводили уравнения в одно и тому же виду ах = b, где а ≠ 0. Такие уравнения называют линейными уравнениями.

III. Задание на дом: 42 стр. 229, Правила учить! № 1341(а, б, в), № 1342(а, б, в), № 1343. (Слайд 10)

IV. Решите задачу. (Для решения задачи в целях экономии времени, учащиеся используют готовый бланк таблицы, для записи условия задачи.) (Слайд 11)

№ 1321. В первом бидоне в 3 раза больше молока, чем во втором. Если первого перелить 20 л. во второй, то молока в бидонах станет поровну. Сколько молока в каждом бидоне?

Было(л) Взяли(л) Добавили(л) Стало(л)
1 бидон
2 бидон

В результате решения таблица заполняется следующим образом;

Было(л) Взяли(л) Добавили(л) Стало(л)
1 бидон 20 3х – 20
2 бидон х 20 х + 20
 

Составим и решим уравнение: 3х – 20 = х + 20.

Получаем, что в первом бидоне было 30 литров молока, а во втором было10 литров.

V. Рефлексия. (Слайд 12)

предлагаю ученикам нарисовать смайлик, который выражает их отношение к усвоению нового материала.