Составление предложений из слов с опорой на вопросы

Разделы: Начальная школа


Технологическая карта урока

Цели:

Задачи:

Формировать умение составлять предложения по схемам и записывать их; ставить вопросы от слова к слову и устанавливать связь в предложении при помощи стрелок.
  • Закрепление умения самостоятельно записывать предложения, оформлять предложения на письме.
  • Развитие орфографической зоркости.
  • Обогащение и пополнение словарного запаса детей.
  • Учить применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе.
  • Формировать УУД: 
    • Регулятивные УУД:
      умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;
    • Коммуникативные УУД:
      – умение совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре;
    • Познавательные УУД:
      – умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, учебник .
Основные понятия: слова – названия предметов, действия и признаки, слова.
Межпредметные связи русский язык, математика.
Ресурсы:
– основные
– дополнительные

– Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. стр. 60-61
– презентация к уроку;
– тетрадь;
– алгоритм самооценки.
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа

 

Этапы урока

Задания, выполнение которых приведёт учащихся к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельностьучеников

Планируемые результаты

предметные

личностные, метапредметные

I. Мотивация к учебной деятельности  (2 мин.)

Цели:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
– уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности.

Проговорить правила поведения на уроке.
Наш сегодняшний урок начнем со стихотворения:

Презентация. Слайд 3

На уроке я сижу,
Не стучу и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят – отвечаю.
Работаем старательно, слушаем внимательно.

   

 

Проговаривают стихотворение.

  Совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).

  – Что мы сейчас повторили? – Правила поведения на уроке.
  – Для чего нам нужно соблюдать эти правила? – Чтобы не терять время. Чтобы всё запланированное сделать.
Проговорить девиз урока.

Слайд 4

Девизом нашего урока будут слова: … Земля освещается солнцем, а человек знанием (на доске).
  – Как вы его понимаете? – Земля красива при солнце, а человек красив своими знаниями.
II. Минутка чистописания (4 мин.) – На минутке чистописания предлагаю вам поиграть в игру
 «День – ночь»

Слайд 5

Ночь: К сумме чисел 2 и 3 прибавить 1, вычесть 2, и увеличь полученное число на 4 (2 + 3) + 1 – 2 + 4 = 8  

 

 

  Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативное УУД).
  День: – Назовите полученное число? Число 8
  – Найдите какая буква по счету занимает восьмое место в алфавите? Буква Ж.
Проверьте то, что вы написали

Взаимопроверка.

– Откройте тетради по чистописанию и посмотрите, верно ли вы отгадали букву? – Да, верно.
  Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
 
  – Из каких элементов состоит буква Ж? – Буква ж обозначает звук согласный, звонкий парный, твердый непарный

согласная на конце слова –

  – Встали, даем характеристику:  
  – Перед тем, как работать в тетради, поставьте стульчик правильно, и сядьте так, как вы всегда сидите на уроке .
Начинаем писать букву с левого полуовала, как и букву х, затем ведем вверх соединительный штрих и сверху вниз пишем наклонную черту, и снизу вверх соединительный штрих, и наконец, правый полуовал.
 
  – Какие слова предстоит записать?
желтый
Жгучий, от слова жжет, вызывает ощущение жжения.
Желтый, жгучий
  – На какой вопрос отвечают эти слова? Какой.
  – Что они обозначают? Слова признаки
  Я буду читать из толкового словаря понятие слова, а вы должны понять о каком слове идет речь:  
  – Письменная принадлежность – деревянная палочка с графитовым стержнем. – Карандаш,
  – Сильный холод – Жгучий мороз.
  – Назовите изученные орфограммы в этих словах? Сочетание оро, парная
  – Обменяйтесь тетрадями и поставьте плюс, если задание выполнено верно.  
II. Актуализация знаний (5 мин.)

Цель:

– организовать актуализацию умений подбирать к словам вопросы и части речи: какой? какая? какое? какие? кто? что?
Что делает? Что сделает.

Работа с доской
Выйти к доске и соединить слова  с вопросами. И постарайтесь подобрать правильно части речи.
 Откройте тетради и запишите число, классная работа.   Найти на доске вопросы и части речи, подставить их и нужных словам. Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативное УУД).
  – Что мы с вами записали? – Слова
  – Что обозначают  эти слова? – Слова-признаки, слова-предметы, слова-действия.
  – Что можно составить используя эти вопросы?  
III. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока) (7 мин.)

Цель: организовать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего от проблемной ситуации диалога.

О чём надо помнить, когда мы составляем предложение.

Слайд 6

Составьте предложение по картинкам.

– Что же такое предложение?

– Что мы можем рассказать про предложение?

– Предложение.

– Группа слов связанных меду собой по смыслу.
В предложении от слова к слову можно задать вопрос.
Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
– В конце предложения ставится . ? !
– Учитель учит детей.
Повара готовят пищу.

Ставить вопросы к словам.

Составление предложения.

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свою версию (регулятивные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
(познавательные УУД)

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

IV. Открытие нового знания (10 мин.)

Цель:

– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего от проблемы диалога.

– Составление по картинке предложения. Работа в парах. – Глядя на предложения, что мы можем составить?

Составление схем у доски с комментированием.

Записывает предложения на доске.
– Задайте к каждому слову вопрос и установите связи.
– Найдите слово, от которого можно задать вопрос к словам:
– Какой можно сделать вывод?
Кто может выделить грамматическую основу предложения?

Схему.

– Открываем новые знания.
Проговаривают предложения.

Записывают предложения в тетради.

Выполняют задание в тетради  1 человек у доски.

Ставить вопросы к словам. Устанавливать отличительные признаки слов Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре (коммуникативные УУД).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, учебник (познавательные УУД).
V.Формулирование темы, целей урока (2 мин.)

Цель:

– организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя.

Слайд 7

Сформулировать тему, цель урока.

– А можно ли по схеме составить предложение?

Как вы понимаете слово «Конструирование»?
Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
Помогать нам будут вопросы-помощники Что?  Кто? Что делает? Какой?
– Какую цель поставите себе на уроке?

– Да.

Формулируют вместе с учителем

Составлять предложения по схемам.

  Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД).
Физминутка   Для глаз      
VI. Применение нового знания (14 мин.)

Цели:

– организовать выполнение самостоятельной работы;
– организовать фронтальную проверку, самопроверку;
– организовать самооценку по алгоритму

Слайды 8-10

Составление по схемам предложений.

Самопроверка.

Самооценка.

Работа с деформированными карточками

 

Организует фронтальную работу по заданию.

Организует выполнение самостоятельной работы.

Организует самопроверку

К-1: Составьте предложение по схемам и подчеркните грамматическую основу в каждом предложении. Покажи стрелочками от какого слова к какому ставится вопрос. Выделить орфограммы.

 

К-2: Составить предложения по схемам, записать их. Покажи стрелочками, от какого слова к какому ставится вопрос.  Выделить орфограммы.

 

К-3: Найти к схеме нужное предложение  и запиши  его. Начерти к предложению схему .  Выдели орфограммы.

 

К-4:.Спиши . Выдели орфограммы.

Пекарь печет булочки.
Смелый пожарник тушит огонь.
Капитан управляет кораблем.
– Применяем новые знания.
Самостоятельно выполняют работу в тетради.
Выполняют самооценку.
  Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД)
Работать по плану (регулятивные УУД).
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).

Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
(регулятивные УУД)

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.)

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;
– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Определить, какое новое знание открыли.

Слайд 11

Рефлексия.

– Какую цель себе поставили на уроке?

Нарисуйте на полях кружок
зеленого цвета –  если вам было все понятно,
желтого цвета – сомневаешься,
красного цвета – ничего не понятно.

Конструировать предложения с опорой на схемы.

Несколько человек оценивают свою работу на уроке вслух.

  Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).
VIII. Домашнее задание (2 мин.)

Цель:

– организовать выполнение д/з.

стр. 60  упр. 95 Организует выполнение д/з (инструктаж). Читают задание, слушают инструктаж. Составлять предложения по схемам Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).