Урок внеклассного чтения по рассказам "Хамелеон", "Злоумышленник", "Тоска", "Размазня". Тема: "Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова"

Разделы: Литература

Класс: 7


Урок внеклассного чтения по рассказам А.П. Чехова проводится после проведения основных уроков по творчеству писателя. Заранее даётся список произведений для этого урока: «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».

Возможно проведение данного урока педагогами, работающими как по программе под редакцией Коровиной В.Я., так и по программе Кутузова А.Г.

На уроке необходимо использовать толковые словари русского языка (в зависимости от того, какие имеются в наличии) для работы с литературными терминами, отражающими градации понятий «смешного» и «грустного».

Для проведения урока необходимо разделить класс на группы и каждую группу обеспечить текстом рассказа и иллюстрациями. Тогда возможна работа по сравнению иллюстраций разных авторов к одному и тому же тексту.

Текст для физкультминутки учитель может использовать свой.

На уроке предполагается проведение творческой работы, в которой учащиеся делятся своими впечатлениями и размышлениями, касающимися темы урока.

Возможно использование национально-регионального компонента ( материал по краеведению). В нашем случае это знакомство с произведениями С.Н. Миловского, которого называли «Прикамским Чеховым». Текст произведений Миловского можно взять из книг:

  1. «В уездном городе «С». Проект «Память Сарапула».- Издательство МУП г.Сарапула «Сарапульская типография», 2010.
  2. Миловский С Н. Хрустальное яблоко. Рассказы.- Сарапул, 2011.
  3. С. Миловский. Неизречённый свет. Рассказы. – Сарапул, 2012

Цели урока:

  • Выявление особенностей чеховского юмора.
  • Помощь учащимся увидеть, с помощью каких художественных деталей автор показывает смешное и грустное в рассказах.
  • Развитие навыков анализа художественного произведения, выразительного чтения.
  • Способствование развитию абстрактного мышления, аналитических и творческих способностей учащихся.
  • Создание особого эмоционального настроя во взаимодействии с реальностью слов, помощь учащимся в написании творческих работ.

Образовательные задачи:

  • Выяснить при помощи рассказов А.П. Чехова, каким бывает смех.
  • При выявлении роли художественных деталей в рассказах выяснить, всегда ли читателю смешно, когда смеётся писатель.
  • Узнать особенности чеховского юмора.

Предполагаемый результат:

  • Уметь находить смешные и грустные эпизоды в рассказах Чехова.
  • Знать отличительные черты чеховских произведений.
  • Объяснять роль художественных деталей в рассказах Чехова.
  • Мотивировать учащихся для написания творческой работы и последующего чтения рассказов А.П. Чехова.

Оборудование:

  • Портрет А.П. Чехова, тексты чеховских рассказов.
  • Толковые словари.
  • Иллюстрации к рассказам А.П. Чехова.
  • Слайды презентации урока.
  • На доске рядом с портретом А.П. Чехова – годы его жизни и тема урока.

Тип урока: урок внеклассного чтения с элементами урока-мастерской.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Человек – существо чувствительное, эмоциональное. Веселится, когда ему хорошо, легко на душе. И печалится, если что-то не ладится, если вдруг навалилась беда. И это естественно. Так же естественно, как смеёмся над комедией или грустим вместе с героями трагедии. Чем тоньше художник, тем более сложное и противоречивое чувство возникает при знакомстве с его произведениями. Так, например, у А.П. Чехова смешное грустно, а грустное смешно.

II. Подготовительная работа.

1. Показ слайда №1. (Портрет А.П. Чехова и слова Ф.М. Достоевского о творчестве А.П. Чехова)

«…Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеётся. Хорошо смеётся человек – значит хороший человек. Смех – есть самая верная проба души», - говорил писатель Ф.М. Достоевский. Эти слова можно с уверенностью отнести и к рассказам А.П. Чехова.

2. У.: Посмотрите на фотографии весёлых и грустных людей. (Слайд 3-8)

(Показываются фотографии смешных и грустных людей на слайдах)

– Что вы чувствуете, рассматривая фотографии?

– Что можете сказать об изображённых людях?

3. У.: Разделите страницу пополам.

– В одну колонку запишите слово «смех» и те ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите или произносите это слово.

Все учащиеся читают свои слова.

– В другую колонку запишите слово «грусть» и те ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите или произносите это слово.

Учащиеся читают свои записи.

4. У. : Мы сегодня говорим о смешном и грустном в рассказах А.П. Чехова. Но прежде чем мы обратимся непосредственно к текстам, давайте выясним, что означают эти понятия: смешное и грустное, трагическое и комическое. Поможет нам в этом словарь. К какому словарю мы обратимся? (Толковому)

Работа со словарями.

Идёт показ слайдов со словами. (Слайд 9)

(Каждая группа должна найти толкование значений одного из слов)

Вывод:

Комическое – это то же, что и смешное, только более сильно выраженное.

Трагическое – то же, что и грустное, только более эмоциональное. В жизни очень часто эти понятия находятся рядом.

III. Групповая работа с текстом.

У.: Вот теперь мы можем обратиться к текстам рассказов.

1. У.: Определите, какой рассказ А.П. Чехова начинается так:

«Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке.» («Хамелеон»)

«Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах..» («Злоумышленник»)

«Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажжённых фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки.» («Тоска»)

«На днях я пригласил гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться». («Размазня»)

2. У.: Сейчас вы получите задание к каждому рассказу и иллюстрации к нему.

Подготовьте выступление по своим заданиям.

Задание к рассказу «Хамелеон»

(Слайд 10 с иллюстрациями к рассказу)

  • Рассмотрите иллюстрации и найдите в тексте описание эпизода. Какая из иллюстраций наиболее точно отражает содержание рассказа?
  • Как вы понимаете смысл названия рассказа? Кто такой хамелеон?
  • Какая деталь помогает раскрыть хамелеонство Очумелова?
  • Что в рассказе показалось смешным, а что грустным?

Задание к рассказу «Злоумышленник». (Слайд 11)

  • Кого называют злоумышленником? Кто изображён на иллюстрациях?
  • Почему А.П. Чехов сказал, что отпустил бы мужичка?
  • Какую роль играет в рассказе гайка, которую открутил Денис Григорьев?
  • Над чем смеётся Чехов в рассказе и что его огорчает?

Задание к рассказу «Тоска» (Слайд 12 )

  • Какой момент изображён на рисунке?
  • Почему именно с описания зимнего пейзажа начинает Чехов свой рассказ?
  • Кому изливает Иона Потапов своё горе? Как это связано с эпиграфом?
  • Какие чувства пытается передать автор своим читателям?

Задание к рассказу «Размазня» (Слайд 13)

  • Какие эпизоды рассказа изобразила юная художница Таня Юдицкая?
  • Как вы понимаете определение, данное человеку: «размазня»?
  • Как вы думаете, кому сочувствует автор и кого он осуждает?
  • Весёлый или грустный этот рассказ Чехова?

Учащиеся представляют результаты групповой работы.

IV. Физкультминутка.

Быстро дружно встали все!
Вправо-влево наклонились
И друг к другу повернулись!
Поприветствовали дружно!
А теперь работать нужно!

V. Подведение итогов групповой работы.

1. У.: Проанализировав рассказы, какие выводы можно сделать в соответствии с темой урока?

  • Все рассказы небольшие по содержанию.
  • Во всех рассказах существенную роль играет деталь.
  • Все в той или иной мере смешны и грустны.
  • Из каждого рассказа можно вынести какой-то урок для себя и сейчас, в наше время.

2. Как вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Смех – дело серьёзное»? (Слайд 14, со словами )

3. А.П. Чехов по профессии врач. Как вы думаете, помогала ли его профессия писать рассказы?

VI. Творческая работа (мини-сочинение).

У.: Сейчас я предлагаю вам написать мини-сочинение: «Какие уроки я вынес для себя из ситуаций, представленных Чеховым?

Начните свои работы так (запись на доске):

  • Я понял (а), что …
  • Мне было трудно …
  • Мне понравилось…

По желанию зачитать 1-2 работы или по одной от каждой группы.

VII. Подведение итогов урока

  1. Выставление оценок.
  2. Комментарий домашнего задания. (Слайд 15)
    • Прочитать рассказ С.Н.Миловского (Елеонского) «Посылка».
      (Сб «В уездном городе «С»).
      (С.Н. Миловский – наш сарапульский писатель, которого называли современники «Прикамский Чехов». Эти писатели даже внешне похожи. Обратите внимание на портреты А.П. Чехова и С.Н. Миловского).