Работа социального педагога по профилактике нарушений прав несовершеннолетних

Разделы: Работа с родителями, Социальная педагогика


1. Работа социального педагога в муниципальных образовательных учреждениях.

Основная задача образования – дать каждому ребёнку тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

Цель социально-педагогической деятельности – создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка в учебном заведении, т. е. условий для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности, способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию.

Одними из задач социального педагога являются:

  • всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса;
  • оказание помощи законным представителям несовершеннолетних в регулировании взаимоотношений родителей с детьми в конфликтных ситуациях;
  • обеспечение взаимодействия обучающихся, их родителей (законных представителей), семей, педагогических работников и других участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав;
  • содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.

Являясь социальным педагогом гимназии и Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса гимназии, в своей работе руководствуюсь Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституцией РФ, Гражданским, Семейным, Уголовным кодексами РФ, Законом РФ «Об образовании», Уставом гимназии, положением об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса, разработанной и действующей в гимназии программой «Семья и школа» и другими правовыми документами. В гимназии предусмотрено место для работы социального педагога и приёма граждан. Ведётся учёт обращений. Есть наглядная информация о деятельности социального педагога, графике приёма, контактных телефонах, которая представлена на стендах и сайте гимназии.

Обращения к социальному педагогу в основном касаются разрешения конфликтных ситуаций учитель-ученик, ученик-ученик, родитель-ученик, нарушение прав несовершеннолетних в семье, а также обращение за юридической помощью: реализация социальных льгот и пенсий, защита прав ребёнка на образование.

Ведущим направлением в моей работе является помощь ребёнку в решении его проблем. Проблемы носят разноплановый характер, и в зависимости от возникшей проблемы выстраивается алгоритм работы с данным ребёнком. В центре внимания социального педагога находятся учащиеся, права которых могут быть нарушены. Это, прежде всего, учащиеся из неблагополучных семей, учащиеся, находящиеся под опекой, учащиеся-инвалиды, учащиеся из малообеспеченных семей.

Для повышения эффективности данного вида деятельности разработан и применяется технология индивидуальной помощи ребёнку в решении его проблем (приложение 1).

Применение технологии позволяет поэтапно реализовать структурные компоненты деятельности. Так, решение проблемы ребёнка начинается с диагностики, которая включает в себя этапы сбора, анализа и систематизации информации. Следует учитывать, что ребёнок не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, объяснить, чем она вызвана, и обратиться за помощью. В этом случае моя задача заключается в том, чтобы самостоятельно выявить все значимые обстоятельства ситуации и поставить социальный диагноз.

При сборе используются такие методы как: наблюдение за ребёнком (в учебной и внеклассной деятельности); беседа с ребёнком, классным руководителем, учителем-предметником, родителями; методы диагностики личности, семьи, социума. Для выявления дополнительных сведений о ребёнке проводится мониторинг социальной ситуации развития ребёнка.

Следующий этап – поиск путей решения проблемы ребёнка. Для этого на основании результатов диагностики ставлю цель, в соответствии с которой формулирую конкретные задачи деятельности и определяю пути решения проблемы. Деятельность на втором этапе определяю как:

  • построение индивидуального взаимодействия с ребёнком и родителями;
  • создание ситуаций посредничества со специалистами гимназии, институтами города, занимающимися проблемами детей.

2. Защита прав несовершеннолетних детей

Несовершеннолетние дети взяты под охрану государства и обладают следующими правами:

  • Жить и воспитываться в семье
  • Общаться с родителями и другими родственниками
  • Защищать свои права
  • Выражать своё мнение
  • Право на имя, отчество и фамилию
  • Изменение фамилии и имени
  • Право на имущество
  • Право на медицинское обслуживание
  • Право на образование и другие.

В современном обществе эти права часто нарушаются, родителями, государством, а зачастую и сверстниками.

Ст. 56 Семейного Кодекса РФ говорит о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

Ст. 156 Уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.

Жестокое обращение с детьми (в том числе физическое и психическое насилие над ними), покушение на их половую неприкосновенность является основанием (согласно статье 69 Семейного Кодекса РФ) для лишения родителей родительских прав.

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей осуществляются родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом органом опеки и попечительства, прокурором, судом. Должностные лица организации, иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни, здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, фактов жестокого обращения, обязаны сообщить в органы Опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. В гимназии связующим звеном между ребёнком и Отделом опеки и попечительства является социальный педагог.

3. Работа социального педагога с семьёй.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, так как именно в семье рождается чувство преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему. Психологически благоприятная семейная атмосфера и эмоционально насыщенная жизнь в школе играют большую роль в воспитании учащегося. Они создают предпосылки для развития интеллекта ребёнка и его духовно-нравственного воспитания. Именно поэтому так важно взаимодействие родителей и педагогов, семьи и школы в вопросах воспитания.

Социальный педагог работает прежде всего с семьями, требующими повышенного внимания и нуждающиеся в особой помощи - неблагополучные семьи, в которых традиции семейного воспитания частично или полностью утрачены.

Данная работа является частью плана работы «Семья и школа», реализуемого в гимназии на протяжении многих лет. Работа направлена на оказание родителям практической помощи в социальном, духовно-нравственном, правовом воспитании детей, на повышение социальной, психологической и педагогической грамотности родителей.

Работа по реализации программы идёт в двух направлениях:

  • коррекционно-профилактическом;
  • информационно-просветительском.

Коррекционно-профилактическое направление предусматривает индивидуальное взаимодействие с различными категориями семей. Индивидуальная работа с ребёнком, родителями занимает ведущее место в деятельности социального педагога. Социальный педагог выявляет проблемы в развитии ребёнка и ищет пути их коррекции. Взаимодействие с семьёй ребёнка включает в себя анализ причин возникшей проблемы и оказание социально-педагогической помощи и поддержки семье. Родители консультируются по вопросам воспитания, правового, духовно-нравственного развития ребёнка. Консультации носят не только педагогический, но и социальный характер.

Информационно-просветительское направление предусматривает педагогическое просвещение родителей. Родителям предлагаются различные формы работы:

  • индивидуальные консультации по различным проблемам (наиболее часто применяемая форма работы, так как рассматривается конкретная ситуация и предлагаются адресные рекомендации);
  • участие в работе педагогических консилиумов, на которых в процессе рассмотрения проблемы учащегося вырабатывается алгоритм оказания социальной, психологической, и педагогической поддержки ребёнку;
  • участие в заседании Комиссии по защите прав участников образовательного процесса, во время проведения которой рассматривается конфликтная ситуация и предлагаются пути решения проблемы;
  • тематические родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы воспитания детей, правовые вопросы и пр. Родителям сообщают обязанности родителей по воспитанию детей (приложение 2).

4. Работа социального педагога с педагогическим коллективом.

Деятельность социального педагога неразрывно связана с работой педагогов гимназии (приложение 3).

Взаимодействие с педагогическим коллективом осуществляется в следующих направлениях:

  • Индивидуальная работа по проблеме учащегося проводится социальным педагогом с классным руководителем, учителями-предметниками, медработником, администрацией гимназии:
    • с классными руководителями выстраивается более тесное взаимодействие, так как именно классный руководитель оказывает первичную помощь ребёнку в решении его проблем;
    • учителя-предметники общаются с ребёнком в учебно-воспитательном процессе и могут помочь в решении вопросов успеваемости и посещаемости занятий;
    • взаимодействие с администрацией, медработником гимназии осуществляется при необходимости оказания конкретной профессиональной помощи.
  • Работа методического объединения классных руководителей направлена на оказание помощи классным руководителям и учителям по решению социально-педагогических проблем ребёнка;
  • Социально-педагогические консультации направлены на решение конкретной проблемы;
  • Выступление на педагогических советах, где рассматриваются вопросы, касающиеся социализации личности учащегося, защите его прав;
  • Работа социально-педагогического совета направлена на выработку алгоритма решения проблемы учащегося, где роль социального педагога – определение стратегии решения проблемы в интересах ребёнка.

В целях повышения педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания учащихся, соблюдения их прав и решении социально-педагогических вопросов внутри семьи разработаны и представлены на родительских собраниях методические рекомендаций для родителей учащихся младшего школьного и подросткового возраста.

Ежегодно составляется Социальный паспорт гимназии. Сведения о социальном статусе родителей, жилищных условиях всех семей, их материальном достатке, а также пожеланиях родителей об образовании для своих детей позволяют сделать прогнозы и заранее, не дожидаясь проблемы, обозначить точки напряжения и привлечь в случае необходимости к семье внимание психологов, медиков, социальных работников.

В гимназии функционирует Правовой уголок. Учащиеся, родители и педагоги имеют возможность проконсультироваться по различным правовым вопросам.

5. Работа социального педагога с организациями города.

Одна из функций социального педагога – посредник во взаимодействии семьи и специалистов различных служб города, оказывающих помощь ребёнку и семье. Эффективность работы социального педагога напрямую зависит от умения устанавливать профессиональное взаимодействие с различными службами (приложение 4).

Во взаимодействии с отделом по делам несовершеннолетних УМВД осуществляется планомерная систематическая работа по следующим направлениям:

  • совместные рейды в неблагополучные семьи, при посещении которых проводятся профилактические беседы, разъяснительная работа, предупреждаются ситуации, связанные с нарушением прав ребёнка в семье;
  • профилактика правонарушений среди несовершеннолетних (совместные беседы с инспектором, круглые столы, выступления на родительских собраниях), во время которых проводится работа по предупреждению ситуаций, связанных с нарушением прав ребёнка несовершеннолетними.

Комиссия по делам несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности и правонарушений среди детей, защиту их прав. В комиссию и УМВД приходится обращаться в ситуациях, требующих дополнительных мер по привлечению родителей к исполнению своих обязанностей и в тех случаях, когда социально-педагогические меры не имеют положительного результата.

Взаимодействие с ЭСРЦН «Доверие» позволяет привлечь внимание психологов и специалистов центра к семьям и детям, нуждающимся в помощи.

Работа по этим направлениям помогает добиться полного или частичного разрешения конфликтной ситуации, восстановить нарушенные права ребёнка, повысить педагогическую компетентность родителей.

Литература.

  1. Г. С. Семёнов «Методика работы социального педагога», Москва, «Школа пресс», 2003 г.
  2. Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга и др. «В помощь соц.педагогам образовательного учреждения», Москва, 2003 г.
  3. Т. А. Шишковец «Справочник социального педагога», Москва, 2005 г.
  4. Г. М. Потапкин «Формы и методы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений подростков», Москва, 2000 г.
  5. М. А. Галагузова «Социальная педагогика», Москва, «Владос», 2000 г.
  6. Р. В. Овчарова «Справочная книга социального педагога», Москва, «Сфера», 2002 г.
  7. Методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне», № 1 2011 г.
  8. П.А. Астахов «Я и семья. Детям о праве», Москва, «Эксмо», 2010г.
  9. А. Е. Жаров «Документы по правам человека», Москва, 2009г.
  10. А. Е. Жаров «Ваши права. Полезная информация, вопросы и ответы», Москва, 2009г.
  11. Л. Я. Олиференко «Социально-педагогическая поддержка детства», Москва, «Народное образование», 2002г.

Приложения 1-4

Презентация.