Тема урока: "Углеводороды". 10-й класс

Разделы: Химия

Класс: 10


Цели урока:

а) учебная. Обобщить и привести в систему сведения о классах углеводородов.

б) развивающая. Развитие мыслительных операций: сравнение, сопоставление, анализ, обобщение; развитие пространственного воображения учащихся.

в) воспитывающая. Организовать активную работу учащихся; умение работать вместе в команде, отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.

Девиз урока:

“Мало знать, надо и применять.
Мало хотеть, надо и делать”.
Гете.

Ход урока

Сегодня на уроке мы должны выполнить много заданий, достойно пойти все этапы и, конечно, победить. Нашу игру будет судить жюри (познакомить).

1-й конкурс “Знакомство”.

В начале урока каждый из вас получил карточку с формулой органического вещества. Определите, к какому классу углеводородов оно относится (алканы, алкены, алкины, арены).

Чтобы больше узнать о соединениях вашего класса, проведем химический диктант. Будет 4 варианта:

1) С2Н6 – алканы;
2) С2Н4 – алкены;
3) С2Н2 – алкины;
4) С6Н6 – арены.

(Каждый выбирает свой вариант по соединению на карточке.)

Вопросы к химическому диктанту.

1. Валентность атомов углерода до предела насыщена водородом.
2. На каждый атом углерода до полного насыщения не хватает по одному атому водорода.
3. Газообразное вещество.
4. Твердое вещество.
5. Жидкое, токсичное вещество.
6. Между атомами углерода в молекуле имеется сигма-связь.
7. Между атомами углерода имеется 1 пи-связь .
8. Между атомами углерода имеется 2 пи-связи.
9. Атомы углерода находятся в sp2 – гибридизации.
10. Атомы углерода находятся в sp – гибридизации.
11. Атомы углерода находятся в sp3 – гибридизации.
12. Конфигурация плоская.
13. Конфигурация линейная.
14. Конфигурация тетраэдрическая.
15. Характерны реакции присоединения и замещения.
16. Характерны реакции замещения.
17. Характерны реакции присоединения.
18. Характерна реакция горения.
19. Обесцвечивает бромную воду и раствор марганцовки.

После нашего знакомства мы можем представить команды. Займите свои места, согласно общих формул углеводородов. Сегодня соревнуются 4 команды: алканы, алкены, алкины, арены. Каждая команда выбирает капитана.

2-й конкурс “ Конкурс капитанов”. (5 баллов.)

Капитаны в течение 5 минут решают задачу (правильное решение оценивается в 5 баллов).

Задача 1.

При полном сгорании углеводорода образовался оксид углерода (VI) массой 0,88г и вода массой 0,36г. Относительная плотность углеводорода по водороду равна 21. Найдите молекулярную формулу углеводорода.

Задача 2.
При полном сгорании образовался оксид углерода (VI) количеством 0,2 моль и столько же воды. Относительная плотность углеводорода по кислороду равна 0,875. Найдите молекулярную формулу углеводорода.

Задача 3.
При полном сгорании углеводорода образовался оксид углерода (VI) массой 3,52г и вода массой 0,72г. Относительная плотность этого углеводорода по воздуху равна 0,896. Найдите молекулярную формулу углеводорода.

Задача 4.
При сгорании углеводорода образовался оксид углерода (VI) количеством 0,5 моль и столько же воды. Относительная плотность углеводорода по азоту равна 1,5. Найдите молекулярную формулу углеводорода.

Для остальных проводится следующий конкурс.

3-й конкурс “Закончи фразу”. (5 баллов.)

Задания даем командам поочередно:

– углерод в органических соединениях имеет валентность равную…;
– углеводороды, в молекулах которых две двойные связи, называют …;
– сигма-связь по сравнению с пи-связью более …;
– для непредельных углеводородов наиболее характерна реакция …;
– реакция, в результате которой происходит отщепление воды, – это …;
– циклические предельные углеводороды называются …;
– частица, имеющая один неспаренный электрон называется …;
– вещества, имеющие сходное строение и свойства, но отличающиеся на одну или несколько СН2-групп называются …;
– реакция присоединения водорода называется …;
– углеводороды, в молекулах которых две пи– связи, называются … .

4-й конкурс “Счастливый билетик ”.

Этот конкурс состоит из трех этапов, на каждом из которых надо вытянуть по жребию – билет с вопросом (это делает один человек из команды):

I. Этап “Именные реакции”. (Один человек от команды), (5 баллов).

На билетах, которые вытягивают учащиеся, написаны уравнения реакций, надо выбрать, имя какого ученого носит реакция.

Билет 1.

СН3– I Na

Имя какого ученого носит эта реакция? Какие вещества получают с помощью этой реакции?

Билет 2.

Имя какого ученого носит эта реакция? Какое вещество получено с помощью этой реакции? Назовите его.

I.I Этап “Ваятели ”. (Один человек от команды), (5 баллов).

Составить шаростержневую модель молекулы.

Билет 1.

1,3 – бутадиен

Билет 2.

1,3 – дихлорпропан

Билет 3.

2,2 – диметилпропан

Билет 4.

2-метил-2-бутен

III. Этап “Выбери правильный ответ”. (5 баллов.)

Командам предложены перфокарты. Необходимо найти химической формуле соответствующее название.

5-й конкурс “ Аукцион”. (5 баллов.)

На “продажу” выставляются бесценные картины неизвестного художника. В аукционе победит тот, кто предложит “большую цену” (даст более полный ответ).

6-й конкурс “Кто быстрее? Кто больше?”

По одному человеку от команды отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл.

Вопросы и задания.

  • Кто создатель теории строения органических веществ?
  • Какова общая формула алканов?
  • Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение и свойства?
  • Назовите формулу ацетилена.
  • Что получают, обрабатывая каучук серой?
  • Какова общая формула алкенов?
  • Какой тип гибридизации атомов углерода в алкинах?
  • Какова формула этилена?
  • Как называется реакция присоединения водорода к алкенам?
  • Какова формула хлороформа?
  • Какова общая формула алкинов?
  • Назовите тип гибридизации атомов углерода в алканах.
  • Каково расстояние между атомами углерода при двойной связи?
  • Как называют вещества, имеющие сходные строение и свойства, но различный состав?
  • Как называется реакция отщепления водорода от молекул углеводородов?
  • Каково расстояние между атомами углерода в алканах?
  • Какой тип гибридизации атомов углерода в алкенах?
  • Как называется реакция соединения молекул непредельных углеводородов между собой?
  • Каково расстояние между атомами углерода при тройной связи?
  • Как называют реакцию ацетилена с водой?
  • Как называется реакция присоединения воды к углеводородам?

7-й конкурс “Химик-эрудит”. (10 баллов.)

Участники команд получают карточки с заданиями.

Билет 1. Определите вещество, являющееся конечным продуктом в следующей цепочке превращений:

а) С и Н2;

б) СН4 и С3Н8;

в) изобутан;

г) СО2 и Н2О.

Напишите уравнения реакций.

Билет 2. Формулы веществ А и В в цепочке превращений:

а) А – С6Н6Br6; В – С6Н5 – С4Н9;

б) А – С6Н5Br ; В – С6Н5 – С2Н5;

в) А – С6Н5Br ; В – С6Н5 – СН3;

г) А – С6Н6Br6; В – С6Н5 – С3Н8.

Напишите уравнения реакций.

В конце урока жюри подводит итоги.