ИКТ в духовно-нравственном образовании и воспитании

Разделы: Общепедагогические технологии


Содержание

  Введение 2 4
1. Включение ИКТ в воспитательный процесс. 5 7
2. Психологические особенности использования ИКТ. 7 9
3 Опыт использования информационных технологий в практической работе по духовно-нравственному воспитанию. 9 10
3.1 Использование аудио средств 10 -11
3.2 Использование фрагментов фильмов 11 13
3.3 Использование Интернета 13
3.4 Создание мультимедийных презентаций 13 -15
3.5 Использование иллюстраций 15
4. Участие в интернет конкурсах, конференциях, фестивалях 15 16
  Заключение 18
  Литература 19
  Приложения 20

Введение.

Духовность это устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности”.
(В. И. Даль).

В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: “Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…”

В контексте требований к результатам обучения нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) определена основная цель общего среднего образования в России (согласно стратегии модернизации содержания общего образования) – подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в системе ценностей и потребностях современной жизни, личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.

Отражая смену ценностных установок образования от освоения предметов к развитию личности, цели образования определяются через систему ценностных ориентиров, при этом воспитание личности ребенка прописывается как его важнейшая составная часть и личностный результат.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ФГОС определены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Базовые национальные ценности лежат в основе духовно-нравственного развития и воспитания школьников и реализуется по основным направлениям:
– становление духовно-нравственного стержня личности,
– развитие системы духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения,
– применение методик и педагогических технологий, устраняющих разрыв между обучением и воспитанием.

Среди основных принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания, определяемых ФОГС, следует обратить внимание на принцип интегративности различных учебных дисциплин и программ. Система базовых национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Формируя духовно-нравственную личность можно использовать информационные технологии. Уроки, внеклассные мероприятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.

Цель:

– Формирование духовно-нравственной культуры и гражданской позиции молодого поколения.
– Духовное освоение основ русской национальной культуры, Пробуждение интереса к православной культуре.
– Актуализация работы по духовно нравственному просвещению.

Задачи:

– расширение спектра информационных форм и методов работы по духовно-нравственному воспитанию;
– повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации средств ИКТ;
– углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

Ожидаемые результаты:

– эстетическое воспитание за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
– развитие коммуникативных способностей;
– формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

Гипотеза эффективность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей будет выше, если использовать в своей педагогической стратегии все дидактические возможности ИКТ.

Во всем мире сегодня говорят об экономическом кризисе, но наиболее опасным является кризис нравственных ценностей личности, кризис духовной общности людей, поскольку он лишает любую страну будущего.

I. Включение ИКТ в воспитательный процесс.

Использование ИКТ в условиях школы позволяет повысить культуру ребенка по отношению к окружающему миру и усилить образовательные и воспитательные эффекты. Если учитель успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий потенциал меропиятия, у учеников формируется гуманистическое мировоззрение: активная жизненная позиция, высокий уровень нравственной воспитанности, появляются такие качества, как ответственность, чувство долга.

У ребят воспитывается ответственность за развитие собственной личности, формируется установка на непрерывное самообразование.

Компьютер является информационно-обучающим пособием. Дети с интересом принимают участие в поиске информации и подготовке сообщений, рефератов, докладов, буклетов, книжек-малышек, что также способствует воспитанию духовно-нравственной личности человека.

Мероприятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, развивают духовную направленность.

Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе, к умению учиться и, конечно же, к желанию учиться.

Применение информационных технологий позволяет решить следующие задачи:

Приобщение учащихся к общечеловеческим культурным ценностям, так как просмотренные и прокомментированные слайды, а также встроенное звуковое сопровождение становятся “узнаваемыми” в дальнейшем процессе культурологической социализации личности

Воспитание у школьников исторического подхода к явлениям, так как педагогический комментарий к показу слайдов имеет обязательный исторический контекст.

Привлечение внимания учащихся к определенным нравственно-воспитательным понятиям путем подбора изобразительного ряда в каждой конкретной беседе не по признаку внешней классификации (авторство, художественная школа, историческая эпоха и т.п.), а преимущественно, в контексте соподчиненности материала заложенным целям и задачам.

Более глубокое усвоение нравственных ценностей на фоне запоминающегося зрительного ряда (по принципу “Лучше один раз увидеть”) с активизацией ассоциативного мышления, что становится особенно актуальным при почти полном отсутствии нравственных ориентиров и образов в современной молодежной субкультуре.

Закрепление пройденного материала путем выборочного возврата к ранее просмотренным слайдам через простое использование функций компьютерной программы.

Преимущества использования ИКТ:

  • доступность тиражирования изобразительного и звукового материала;
  • неограниченная возможность пополнения базы данных;
  • большие возможности обмена опытом, представляемые современными технологиями;
  • доступность иллюстративного материала в любой области культуры и естествознания;
  • широкие возможности адаптации материала для конкретной аудитории;
  • минимальные финансовые затраты на иллюстративный материал
  • доступность используемой компьютерной программы Microsoft Office PowerPoint.

Работа эта очень сложная, но очень важная, и ее нужно проводить систематически. От этого зависит будущее наших детей, какими они вырастут людьми.

Учащимся необходимо объяснять не только законы науки, но и показывать, что прогресс цивилизации не есть созидание и наращивание материального блага, а постепенное разделение противоположных нравственных начал – добра и зла. Вне зависимости от времени может стоять только нравственная цель, а значит, возможен только нравственный смысл прогресса: воспитание гармонично развитой личности и физически и морально. Необходимо постоянно напоминать учащимся о том, что применение информационных технологий должно оцениваться и осмысливаться, прежде всего, в духовно-нравственном аспекте. Эти принципы выполняют задачу вырастить молодое поколение добрым, честным и трудолюбивым.

II. Психологические особенности использования ИКТ.

ИКТ повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если учитель хорошо представляет и понимает психологические основы их применения.

Наглядность, если подразумевать под ней все возможные варианты воздействия на органы чувств обучаемого, обоснована еще Я. А. Каменским, назвавшим ее “золотым правилом дидактики” и требовавшим, чтобы все, что только можно представлялось для восприятия чувствами.

Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо – только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, гласит народная мудрость. Однако в процессе обучения основным источником информации продолжает оставаться речь учителя, воздействующая на слуховые анализаторы.

Наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся изображения в процессе обучения. А ИКТ как раз и позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние, прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний – ощущения и восприятия.

В учебно-воспитательном взаимодействии учителя и ученика одной из актуальнейших и сложнейших проблем является привлечение и сохранение детского внимания на протяжении всего урока. К. Д. Ушинский считал внимание ученика чрезвычайно важным фактором, способствующим успешности воспитания и обучения. По его мнению, каждый учитель должен быть в состоянии обратить внимание ученика на желаемый предмет. Он указывает учителю несколько средств сохранения детского внимания: усиление впечатления, прямое требование внимания, меры против рассеянности, занимательность преподавания .

Эти средства присущи и видеозаписи. Используя ИКТ, необходимо учитывать следующие психологически особенности внимания. Сосредоточенность снимания удержание внимания на одном объекте. Устойчивость внимания, которая даже при активной работе с изучаемым объектом может у детей сохраняться 15-20минут, а потом требуется переключение внимания, краткий отдых. Объем внимания – количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью, что в норме составляет 7 + 2. Распределение внимания одновременное внимание к нескольким объектам и одновременное полное их восприятие. У детей оно как раз не очень развито, поэтому на экране главное изображение выделяется крупнее всего, что изображено на экране, чтобы уилить внимание именно к нему, так как на общем фоне ученик теряет многие его необходимые характеристики.

Полученные с помощью видеозаписи знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания – понятиям и теоретическим выводам.

Разнообразные и неиссякаемые возможности ИКТ у ряда учителей порождают увлечение ими, и тогда эти средства превращаются в самоцель.

Все хорошо в меру – правило, которое применительно к педагогике можно было бы назвать “вторым золотым правилом” воспитания и обучения. Любое самое великолепное средство или метод обречены на провал, если учитель теряет чувство меры в их использовании.

III. Опыт использования информационных компьютерных технологий в практической работе по духовно-нравственному.

Информационные технологии уже довольно давно вошли в наши образовательные учреждения и в XXI веке получили широкое распространение. По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15 % речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации. Необходимость применения ИКТ, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна.

Использование информационных технологий в практической работе носит в большей степени комплексный характер.

Компьютер – современное ТСО и воспитания, универсальное обучающее средство для организации учебных и внеклассных занятий. Мультимедиа – многофункциональные компьютеры с программными и аппаратными средствами, позволяющие воспроизводить звуковую и видео информацию. В настоящее время в учебных классах установлены телевизор, компьютер, принтер, видеомагнитофоны.

Современные технологии позволяют (при использовании небольшого переносного набора оборудования: ноутбук, мультимедийный проектор, экран) проводить “мультимедийную” беседу как в школьном классе, так и в большом актовом зале. Для трансляции на малую аудиторию применяется монитор компьютера, для большой группы – большой экран. В аудиосопровождении презентаций используются шедевры мировой и русской инструментальной и хоровой классики, что усиливает эффект эмоционального воздействия. Решению воспитательных задач помогают и включенные в беседу видеофрагменты.

Применение компьютерных технологий позволяет выстроить беседу и подобрать изобразительный и звуковой материал с учетом конкретной аудитории: небольшой класс или заполненный актовый зал, школьное собрание или педагогическая конференция.

3.1 Использование аудио средств.

Обращение школы к искусству одно из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности

При использовании аудио средств в процессе духовно-нравственного воспитания рекомендуем делать акцент на использование произведений отечественного музыкального искусства, что позволяет раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность. Обращение учащихся к произведениям искусства как к духовному опыту поколений, проживание их в собственной музыкальной деятельности, позволит активно формировать эмоционально-ценностный, нравственно-эстетический опыт подростков.

Рассматривая картины Рафаэля, Васнецова, иконы Богоматери Владимирской, Донской, Тихвинской отмечаем, что нигде, ни в одной из них мы не найдем пересечения взглядов Марии и младенца. Их взгляды обращены к нам. Это одна из важнейших тайн иконы. Она всегда обращена к молящемуся, всегда включает предстоящего человека в свое пространство, и в этом внутреннем пространстве входит с ним в общение. Их взгляды обращены к нам. И мы должны либо войти в их духовное пространство, либо так и остаться сторонним наблюдателем.

В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Дети сами приходят к мысли, что колокольный звон на Руси был чем – то большим, чем простое явление колокольного звона: в нем словно отразилась русская душа, русская жизнь. Не случайно нигде колокола не были так тесно связаны со всем укладом жизни, как на Руси. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти. (Прил. № 1)

3.2 Использование видеофильмов.

Учебный видеофильм характеризуется рядом особенностей: информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, темп предъявления информации с телеэкрана, управление процессом восприятия, целостность и законченность.

В соответствии с многообразием учебно-воспитательных целей и содержанием процесса обучения реализуются различные дидактические возможности видеофильма Это источник новых знаний, средство иллюстрации учебного материала, обобщения и систематизации знаний, зрительная или зрительно-слуховая опора для самостоятельной работы учащихся.

Часто один и тот же фильм в различных учебных ситуациях можно применять для решения разнообразных дидактических задач.

Перед использованием любого видеоматериала (кино или видеофильма) учителю необходимо очень внимательно изучить: в какой мере его устраивают объем, качество содержания и характер подачи; какие акценты делают авторы фильма и совпадают ли они с тем, что хотел бы донести при изучении данного материала сам учитель; насколько удачен и целесообразен дикторский текст; каковы дидактические возможности фильма в сравнении с другими имеющимися средствами наглядности; в какой степени он соответствует возрастным особенностям учеников и уровню их подготовленности.

Если учитель решает, что фильм будет показан полностью, то надо продумать вопросы и задания до просмотра фильма, чтобы организовать его восприятие в нужном направлении, и после его демонстрации – для работы по осмыслению и пониманию увиденного. Если принимается решение о пофрагментарном просмотре, необходимо определить границы каждого фрагмента и распланировать работу до и после просмотра. Необходимо продумывать время фильма в структуре занятия.. Отбирая фильм, надо обратить внимание не только на его образовательную, но и на воспитательную ценность.

Иногда целесообразно задать вопросы к фильму по мере его демонстрации. Но при этом надо учитывать, чтобы кратко сформулированный вопрос уложился в кадры, к которым он относится. Лучше всего задать вопросы по фильму до его демонстрации. Вопросов должно быть немного – 2–3. Постановка вопросов способствует более глубокому восприятию, длительному сохранению кадров в памяти, более полному их воспроизведению после просмотра. С целью развития речи следует ставить вопросы, направляемые на описание картин и т.п.

Видеофильм – эффективное средство воспитания, оказывающее большое влияние на учащихся. После его демонстрации ученики еще некоторое время находятся под впечатлением просмотренных кадров и не могут сразу переключиться на другой вид деятельности. Этот фактор следует учитывать при организации последующей работы над экранным материалом.

Важно учесть еще и то, что одного только просмотра фильма для усвоения заложенной в нем учебной информации недостаточно. Качество усвоения учащимися экранного материала определяется также правильной работой после просмотра фильма.

Удобны и эффективны для создания проблемных ситуаций видеофрагменты. Они могут быть использованы в качестве вводного материала, предшествующего формированию проблемы.

Подготовленный видеофильм учитель может продемонстрировать на уроке полностью или остановить просмотр, чтобы обратиться к ученикам, выполнить записи или какие-либо задания на доске самому или вызвать учеников. В течение всего урока с использованием видеозаписей сохраняется обратная связь между учителем и классом.

Воспитательные возможности применения видеозаписей многообразны. (Прил. № 2)

3.3. Интернет ресурсы.

Можно сказать, что компьютер и сеть Интернет это главное изобретение XX века. Интернет “виртуальная реальность”, способствующая усилению “человеческого интеллекта”. Но какой бы ни была эта среда: виртуальной или реальной – взаимодействуют в ней, общаются живые люди со своими духовными ценностями, своими воззрениями. Информационная культура становится важной составляющей общей личностной культуры. Главной целью учителя показать, что в сети Интернет есть сайты с интересным содержанием о религии, семье, традициях и т.д. (Прил. № 3)

3.4. Создание мультимедийных презентаций.

Мультимедийная презентация является самым быстрым и современным способом донести любую информацию. Она дает возможность четко, ярко, быстро и интересно подать и соответственно получить нужную нам информацию. Значительное внимание в последние годы отводится использованию технологии мультимедиа, представляющей собой диалоговую информационную технологию, объединяющую текст, графику, звук и видеоизображение.

В нашей жизни мультимедийные презентации имеют очень широкий спектр применения. Мы часто используем такие виды мультимедийных презентаций как иллюстрированные словари, фотогалереи, анимированные схемы, каталоги. Порой презентации содержат различные видеофрагменты и озвучиваются профессиональными дикторами.

Отметим следующие преимущества мультимедийных презентаций:

  • Использование различных мультимедийных презентаций оживит любой материал и упрощает восприятие презентации.
  • Динамичная и продуманная подача любых разработанных материалов в презентации подымает интерес учащихся.
  • Мультимедийные презентации созданная к определенному событию, позволит быстро ознакомиться с наиболее важной информацией.
  • Разработанные презентации можно использоваться как раздаточный или иллюстрирующий материал.

Разработка мультимедиа-презентации – это в первую очередь создание ее основы, анимированного ролика, содержащего в себе нужную информацию в виде текста, изображений, диаграмм.

Существует ряд программ, которые помогают пользователю подготовить выступление, используя наглядное пособие в виде мультимедиа презентации.

Основным назначением пакета MS Power Point является оказание помощи пользователю при подготовке им презентации в виде набора Использование для составления презентаций программного формата .ppt предоставляет неограниченные возможности по варьированию сюжетов. Он позволяет создать анимированную презентацию и включить в нее картинки, фотографии, видеоклипы, звук, мультипликационные спецэффекты. При этом могут быть использованы результаты обработки, полученные в других программах, например таблицы из Word, листы и диаграммы из Ехсеl, организационные диаграммы из приложения Microsoft Organization Chart и др.

Состав изобразительного материала, собранный в базе данных с учетом духовно-нравственного направления, соответствующего системе традиционных российских и классических мировых культурных ценностей, позволяет выдержать единый концептуальный и эстетический стиль законченных композиций иллюстрированного сопровождения бесед. Презентации могут быть переведены в видеоформат для просмотра на телеэкране. (Прил. № 4)

3.5. Иллюстрации.

Иллюстрации представляют собой базу данных: слайды в формате jpg, .tif. Иллюстрации демонстрируют иконы, природу и другие.bmp, подобранные по соответствующей тематике и систематизированные по различным областям культуры: библейские сюжеты, быт русского народа, история, традиции. Иллюстрации используются для создания видеоряда, “минут красоты”.

Видеоряд – это совокупность графических изображений, объединенных одной тематикой и подающихся на экран во время демонстрации слайдов последовательно, в автоматическом режиме. Появляется одно изображение, несколько секунд задерживается на слайде, затем пропадает, и на смену ему выходит следующее изображение. Все это происходит в одном слайде. И обычно сопровождается музыкой или словами учителя, либо и музыкой и словами одновременно. Рекомендуется создавать видеоряд из десяти и более изображений. Если вы хотите перенести учащихся в атмосферу мероприятия объясняемой темы, без видеоряда не обойтись.

Перед непосредственным созданием видеоряда необходимо подобрать для него изображения. Причем надлежащего качества. Если изображения будут размытыми, нечеткими или маленького размера, ни о каком “переносе в атмосферу объясняемой темы” не может идти речи. Изображения можно найти в Интернете, отсканировать с качественных бумажных носителей (фотографии, открытки, глянцевые атласы, пр.), извлечь из образовательных дисков, если это не запрещено их создателем. (Прил. № 5)

4. Участие в интернет конкурсах, конференциях, фестивалях.

Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательном учреждении осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через систему тематических внеклассных мероприятий, участие в творческих конкурсах и олимпиадах православной направленности.

В течение ряда лет учащиеся нашей школы являются активными участниками районных конкурсов учебно-исследовательских работ “Я и Земля” (“Культовой зодчество Волгоградской области” 2 место 2006г., “Культурное наследие родного края” 3 место 2007г., “Имя Святого Александра Невского — небесного покровителя Волгограда в культурной жизни города” 3 место 2010г.); городских выставок декоративно-прикладного творчества учащихся “Пасхальная радость” (победитель в номинации “За верность традициям” 2009г.), (3 место 2010г.) ; областных краеведческих фестивалей “Знай и люби свой край” (лауреат в номинации “За творческий подход к раскрытию темы” 2009г.); областного конкурса “Моя малая Родина” (1 место 2008г.); конкурсов учебных проектов областного фестиваля презентаций учебных и педагогических проектов, секция “Отечество мое” (краеведение) (3 место 2010г.); в 2007г. учащиеся школы стали участниками городского фестиваля детского художественного творчества “ Вера. Надежда. Любовь. ” ; в 2008 г. участниками городского открытого конкурса “Культурно-историческая эпоха преподобного Андрея Рублева”; в 2009г. участниками 2-го Международного съезда православной казачьей молодежи.

С 2009 года обучающиеся школы становятся участниками интернет конкурсов: -Всероссийский детский творческий конкурс “Святые заступники Руси”(www.detisavve.ru) ;

– Сайты конкурсов и олимпиад:

www.pravolimp.ru “Основы православной культуры”

http://www.pstgu.ru “Аксиос”

– Волгоградская областная библиотека им.М.Горького

http://vounb.volgograd.ru/

– “Интеллект будущего” http: //www.future4you.ru

– Всероссийские конкурсы www.sertification.ru

– Фотоконкурс “Моя страна-Россия” www.troshevfond.ru

– Конкурс социальной рекламы www.nprussia.ru

– Фестиваль “Открытый урок” http://my.1sept.ru

Каждая работа ребенка есть результат погружения в эпоху, изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира.

Заключение.

Опыт встреч в самых различных школьных и молодежных аудиториях, а также участие в педсоветах, родительских собраниях, педагогических конференциях, с использованием мультимедийного иллюстративного материала, позволяет сделать вывод о востребованности участниками образовательного процесса данной разработки не только на занятиях по духовно-нравственному просвещению.

Участники образовательного процесса отмечают также высокую эффективность проведения нравственно-воспитательных бесед при подобном использовании информационных компьютерных технологий.

Важно помнить, что одним из важнейших принципов духовно-нравственного воспитания является принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения должна идти как непрерывный процесс и носить не эпизодический, а систематический характер.

Литература.

  1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 №2 – С. 67–68
  2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: “Просвещение”, 2009.
  3. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 № 3 – С. 9–12.
  4. Зазнобина Л. С., Прессман Л. П. О внедрении видеозаписи в школу.Советская педагогика. 1979. № 7.
  5. Зазнобина Л. С: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С.Зазнобина Медиаобразование в школе 1999 – № 3 С.23 26.
  6. Исаева Л.А., Кириленко Н.П., Мишутина О.В., Пугачева С.В. “Урок музыки урок искусства” Издательство Саратовского педагогического института 2001 г.
  7. Козлов В.В, Кондаков А. М. Серия “Стандарты второго поколения” Фундаментальное ядро содержания общего образования. “Просвещение”, 2009.
  8. Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. “Уроки музыки” 7 класс Пособие для учителя М. “Просвещение” 2009 г. С. 3–9
  9. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1980. 258 с.
  10. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976. – 231c.
  11. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. – М., 1954. – т.2., с. 339–341.

Список приложений.

Приложение № 1 “Аудио средства в духовно-нравственном воспитании”.

Приложение № 2 “Видеофильмы”.

Приложение № 3 “Интернет ресурсы”.

Приложение № 4 “Использование мультимедийных презентаций”.

Приложение № 5 “Иллюстрации”.