Метод проектов как средство информационно-коммуникативных технологий

Разделы: География


Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют  умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призваны решить проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Первоначально учитель определяет цель и задачи учебного проектирования. Затем проводится начальная диагностика развития учащихся для оценки их индивидуальных способностей, уровня развития качеств личности, степени сформированности знаний и умений. С учетом выбранной цели, программы, требований стандарта и диагностических данных производится отбор содержания обучения во время выполнения проекта школьниками. На этой стадии учителем оцениваются имеющиеся ресурсы (время, методическое, дидактическое и материальное обеспечение, собственные способности и умения, сотрудничество с учителями др. предметов) и разрабатывается план проекта. При планировании проектов на учебный год для каждого необходимо определить акцент на отдельные компоненты с тем, чтобы учащиеся постепенно осваивали их. В классах, где учащиеся только знакомятся с учебным проектированием, целесообразно планировать коллективные небольшие по объему проекты, сфокусированные на отдельных компонентах. По мере овладения школьниками проектировочными и технологическими знаниями и умениями нужно увеличивать число групповых, индивидуальных проектов, постепенно усложняя их и повышая долю самостоятельной работы. Ведущей функцией учителя при организации выполнения школьниками индивидуальных проектов является консультирование. Следующим компонентом проектировочного этапа является разработка понедельного планирования. Определяется содержание деятельности учителя, последовательность действий учащихся, разрабатываются дидактические и методические средства обучения. Учитель оформляет разработанные дидактические и методические материалы и подготавливает материально-техническую базу. На этапе реализации проекта – объясняет, проводит консультации, обучает новым приемам работы, организует выполнение исследований, текущую диагностику. В конце этапа проводится заключительная диагностика развития учащихся. Они представляют на защиту объект проектирования. На аналитическом этапе учитель проводит анализ разработанного проекта, его реализации и достигнутых результатов.

Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom, аудио и видео материалы и т. д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием - медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Следующие элементы проектной и исследовательской деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или исследованием и вне нее:

Мыследеятельностные: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.

Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов.

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

Выполняя творческие проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их. Навыки работы с материалами, инструментами, информацией учащиеся получают по мере реализации той или иной идеи в процессе выполнения различных проектов. Наиболее важными результатами выполненных учащимися проектов являются: реализованный на практике объект проектирования, оформленное описание проекта (дневник проектирования или проектная папка), освоенные в ходе проектной деятельности знания и умения, развитые личностные качества и способности школьников.

Цели и задачи урока:

  • продолжить работу над изучением этапов развития жизни на Земле;
  • формировать представление о далеком прошлом Земли;
  • познакомить с удивительными животными прошлого – динозаврами;
  • развивать у учащихся речь, воображение, аналитические способности;
  • воспитывать познавательную активность и любознательность.

Ход урока

1. Организационный момент

Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Учитель предлагает детям и взрослым взяться за руки и передать друг другу тепло своего сердца. Возьмите в руки сердечко и почувствуйте, как вам стало тепло. Поблагодарите своих друзей за это чувство глазами, улыбкой или добрыми словами. Я желаю вам успеха в предстоящей работе.

2. Постановка проблемы

– Сегодня на уроке мы совершим путешествие в далекое прошлое нашей планеты. А с кем нам предстоит познакомиться, вы видите на экране.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с этими удивительными животными, которые существовали в далёком прошлом на нашей планете.

3. Работа над темой урока

– Мы знаем уже о том, что жизнь на Земле зародилась несколько миллионов лет назад, что развитие животных и растений шло постепенно. Когда на Земле установился тёплый и влажный климат, и растений стало достаточно для жизни многих животных, тогда на планете появились динозавры.

– А кто из вас знает, что означает слово “динозавр”? (Слово “динозавр” означает “ужасная ящерица”.)

– Английский ученый Ричард Оуэн при раскопках обнаружил большое количество огромных костей, и они ему представились очень страшными, он дал им название “ужасные ящеры” или “динозавры”.

На Земле обитало огромное количество самых разнообразных видов динозавров, однако не все они жили одновременно. Динозавры представляют собой группу рептилий, обитавших на Земле от 200 до 65 миллионов лет назад. Палеонтологам удалось обнаружить многие тысячи окаменелостей, по которым можно судить о внешнем облике и образе жизни этих животных. До нас дошли их окаменевшие кости и зубы, отпечатки ног и фрагменты кожи и даже окаменевшие яйца с детёнышами внутри.

Систематика Динозавров:

Некоторые динозавры питались растениями, другие же предпочитали мясо. Гигантские динозавры, такие, как Брахиозавр, были растительноядными; чтобы не умереть с голоду, им, очевидно, приходилось съедать за день почти тонну листьев. Животных, которые питаются растениями, принято называть травоядными, а тех, что едят мясо, плотоядными или хищниками. Растительноядные динозавры вовсе не обязательно претендовали на одни и те же пищевые ресурсы. Гигантские динозавры обрывали листья с верхушек деревьев, а их более мелкие собратья поедали низкорослую растительность.

Плотоядные динозавры обладали длинными и острыми когтями, которыми они убивали свою жертву, и столь же острыми зубами, разрывавшими добычу на куски. Большинство хищников передвигались на задних лапах и умели быстро бегать, преследуя добычу.

Тираннозавр – высота 2,5 м, длина 10 м, вес - 7 тонн, 60 зубов, некоторые по 20 см.

Аллозавр – 9 м и 2 тонны; жили на территории Северной Америки.

Целофиз - Космогнатус – найден в Баварии – длина 40 см, череп (с шеей 7,5 см).

Летающих рептилий называют птерозаврами. Жили они в то же время, что и динозавры. Некоторые ученые полагают, что они, в сущности, рептилиями не являлись, поскольку были теплокровными и имели волосяной покров.

Птерозавры летали не очень хорошо. Их крылья состояли из кожистой перепонки, натянутой на четвертые пальцы чрезвычайно длинных передних конечностей. По всей видимости, они не столько летали, сколько планировали на распростертых крыльях, время от времени устремляясь вниз за рыбой или насекомыми. В случаи опасности они взмывали в воздух, становясь недосягаемыми для динозавров.

Птеродактиль был величиной со скворца. Они жили стаями, а спали вниз головой. Селились по побережьям.

Рамфоринх размах крыльев 2 м, имел длинную шею, удлиненную голову, хвост оканчивался лоскутком кожи, который служил ему рулем в полете.

Птеранодон одна из самых крупных летающих рептилий, размах крыльев 8 м., весил около 20 кг. На затылке находился длинный костный гребень, а спереди торчал заостренный клюв.

Крупнейшим из динозавров был ультразавр, останки которого были обнаружены в 1979 году. В длину он насчитывал 30.5 м, а весил 130 тонн. Брахиозавр имел 25 м в длину, 12 м в высоту и весил около 81 тонны. У него была очень длинная шея, благодаря чему он мог дотягиваться до листьев на верхушках деревьев. Его название переводится как “рукоящер”.

- Что же мы сегодня будем с вами исследовать?

- Как называется наука, которая исследует различные окаменелости?

Таким образом:

Цель - воссоздать образы древних животных.

Предмет исследования: палеонтология

Объект исследования: древние животные.

Гипотеза: изучение жизни древних животных, которые вымерли 60 млн. лет назад, даст возможность воссоздать их внешний вид с помощью пластилина или глины.

Знакомство с древними животными.

Динозавры населяли Землю в течение примерно 135 миллионов лет, что в 70 раз превышает время существования человечества.

- Динозавры вымерли.

Причина вымирания этих животных?

- А какие древние животные, живут и в настоящее время, но их изменило время?

- Основными причинами вымирания динозавров следует считать неблагоприятные изменения среды обитания (перераспределение воды и суши на земной поверхности с возможным исчезновением естественных зон обитания, смена климата, нарушение баланса в составе флоры и фауны, т.е. пищевой базы), вызываемые первично геологическими преобразованиями земной коры, которые были весьма значительны в мезозое, особенно в позднем мелу.

Выступления детей.

Спинозавры.

Саблезубый тигр.

Мамонты.

Акула.

- А почему эти животные остались жить вместе с нами?

- Какие приспособления у них есть?

Итог: Многие животные приспособились к жизни в настоящее время.

Звучит музыка “Динозаврики”.

4. Итог урока

– Что нового вы узнали на уроке?

– На самом деле ни один человек не видел динозавров, но есть ученые-палеонтологи, которые дают нам возможность узнать много интересного о них по останкам костей. Во многих городах мира есть палеонтологические музеи, где можно увидеть скелеты и макеты этих удивительных животных.

- Подведение итог: Чья работа понравилась больше всего?

- Как вы думаете, что хочет сказать эта черепаха?

(Она, возможно, благодарит нас за хорошую работу на уроке, за такое удивительное разнообразие древних животных на нашей выставке.

Мы приглашаем наших гостей посетить нашу выставку древних животных.

Презентация 1

Презентация 2

Презентация 3

Презентация 4