Развитие поисково-творческой активности младших школьников

Разделы: Общепедагогические технологии


Под развитием поисково-творческой активности подразумевается сознательное и активное включение школьников в планирование, организацию и поэтапное проведение исследовательской деятельности. Как показывает опыт, эту методику целесообразно вводить с первых дней обучения ребёнка в школе, применяя на уроках в классе и занятиях проектной деятельностью во внеурочное время. Это позволит подготовить детей к дальнейшей работе, максимально развить психические процессы: внимание, память, речь, мышление и воображение, обеспечивающие качество предстоящей деятельности. Для школьников с высоким уровнем развития такая работа способствует их быстрому дальнейшему совершенствованию, а для ребят со средним и низким уровнем развития позволяет подняться на более высокую ступень.

Пропедевтическую работу проводят, используя.

  1. Проблемное, частично-поисковое, эвристическое обучение.
  2. Урок-исследование.
  3. Кратковременное исследование – наблюдение с описанием (под моим руководством).

С 1 класса организуется внеурочная проектная деятельность, направленная на систематичность, целенаправленность формирования исследовательских умений обучающихся.

Работа осуществляется по следующим направлениям:

1.  Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности (исследование, информация, знание и др.)

2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов).

Организуется совместная деятельность, направленная на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.

3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, наблюдать, составлять доклады).

Обучающиеся проводят опросы, анкетирования. Проведение опросов, как правило, характерно для теоретических исследований. Опрос учащимися проводится по предварительно составленным вопросам с целью увидеть уровень знаний, которым обладают другие обучающиеся, либо пополнить свои знания у компетентных людей в данном вопросе.

4. Вовлекаю детей в разработку, выполнение, презентацию проектов.

Проекты младших школьников разнообразны по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам и т.п. Однако, при всем их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребенка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной ее самостоятельности и продуктивности.

Проект разрабатывается соответственно этапам:

  • Выбор проекта.
  • Выдвижение первоначальных идей.
  • Выбор лучшей идеи.
  • Планирование проектной деятельности.
  • Непосредственная реализация проекта.
  • Оценка и самооценка проекта.
  • Презентация проекта..
  • Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности.

В заключение работы большая часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования, определить одну - две задачи, найти материал, представить доклад с показом, самостоятельно провести этапы исследования.

Проектная деятельность обучающихся 3 класса по теме “Моя семья в истории родного города”.

Цель: создание условий для развития интереса к своей родословной, обычаям, семейным традициям и реликвиям; формирование идеи, что история родного края пишется через историю жизни её граждан.

Основные задачи:

  • формировать гражданскую позицию;
  • стимулировать наблюдательность и любознательность;
  • активизировать поиск и творчество;
  • воспитывать уважение к культуре и традициям своей семьи и родного края в целом.

Главным в этом проекте является ученик. Малая родина рассматривается в контексте интереса к самому себе. С конкретного – семьи ученика, его родословия; работы родителей; школы, улицы, дома начинается изучение родного края. Социальный опыт детей невелик и историю родного края они рассматривают по аналогии с личным жизненным опытом и знаниями о прошлом ближайшего социального окружения.

К концу учебного года обучающиеся овладевают следующими знаниями:

  • имеют первоначальные понятия о стране, области, районе на уровне образных представлений;
  • знают дату основания города и легенду о его основании;
  • умеют рассказывать о себе, о своей семье;
  • знают свой адрес и название 4-6 улиц своего населенного пункта;
  • умеют кратко характеризовать особенности природы;
  • знают названия некоторых растений и животных;
  • знают основные свойства военных лет, имена 2-3 земляков – героев войны.

Итак, следует сказать, что:

  • необходимо вовлекать младших школьников в проектную деятельность на доступном для них уровне, учитывая: психологические особенности возраста, уровень развития прогностического мышления, воображения, самостоятельности.
  • при организации такой деятельности – подмечать проявления необходимых качеств и умений учащихся, культивировать их, создавать условия для их развития.

Поисково-творческая работа учащихся младших классов позволяет содействовать развитию творческой личности; актуализировать личный опыт детей; способствовать формированию таких важных качеств, как сотрудничество, понимание, коллективная мыслительная деятельность, умение находить неизвестное в известном; ставить пред собой проблему, находить решение, выражать его и реализовывать продукт исследования.

Приложение

Содержание поисково-творческой работы по теме: “Моя семья в истории родного города”:

  1. “Мы - астраханцы, мы – одна семья”. (Понятие о большой и малой родине)
  2. “День рождения города и традиции моей семьи”.
  3. “Что объяснила топонимика? А вы откуда родом?” (Гипотезы происхождения местных географических названий. Истории о том, кем могли быть предки учащихся, значение имени ребенка, происхождение фамилии).
  4. Урок в музее. Посещение музея “Истории города Астрахани”.
  5. “Улица, на которой ты живешь”. (Принципы наименования улиц и причины их переименования).
  6. “Имена известных астраханцев в названиях улиц города Астрахани”. (Проектная деятельность.)
  7. “Родительский дом”. (Рассказы учащихся о своем доме. Работа над сочинением).
  8. “О чем поведала летопись… Семейные легенды и предания”.
  9. “Наука с лопатой в руках. Семейные реликвии”.
  10. “Я и моя семья”. (Проектная деятельность. Составление генеологического древа).
  11. “Символы моего города. Герб и девиз моей семьи” (Творческая работа. Интегрированное занятие ИЗО и технологии).
  12. “Родная школа”.
  13. Урок в музее. Посещение “Историко-архитектурного краеведческого музея”.
  14. “Природа родного края. Растения и животные волжского понизовья”.
  15. Викторина “Знаешь ли ты свой край?”
  16. “Воинская слава моей семьи. История военных конфликтов в истории наших семей”. (Проектная деятельность)
  17. Экскурсия по городу (ознакомление с достопримечательностями городского центра).

Литература

1. Землянская Е.Н. “Учебные проекты младших школьников”. “Начальное образование”,  № 5, 2006 г.

2. Матюшкина А.М. “Развитие творческой активности школьников”. М: “Педагогика”, 1991 г.

3. Мельникова Е.Л. “Проблемный урок в начальной школе, или как открывать знание вместе с детьми”. “Начальная школа: плюс”, № 5, 1999 г.

4. Семенова Н.А. “Исследовательская деятельность учащихся”. “Начальная школа”,   № 2, 2006 г.