Физико-литературное творчество учащихся

Разделы: Физика


Пути осуществления связи преподавания физики с художественной литературой достаточно полно отражены в методических публикациях. Использование отрывков из художественных произведений помогает поддерживать познавательный интерес к изучению физики, повышает образность изложения учебного материала, делает уроки более эмоциональными, оказывает помощь в организации нетрадиционных форм уроков.

Сочинения физических сказок и стихов самими детьми развивает их творческие способности. Я горжусь тем, что в моей педагогической практике были талантливые дети. Их сочинения легли в основу альбома «Физико-литературное творчество учащихся Барковской школы», я их использую на уроках и во внеклассной работе. Периодически эти сочинения помещаются в стенгазеты, на их основе готовятся презентации для проведения кружковых занятий и участия в районном конкурсе физического творчества «Моя физика», в котором мои ученики не раз занимали призовые места.

Надеюсь, что подборка сказок и стихов заинтересует учителей, и они будут использовать их в своей работе.

Много лет тому назад
Жил ученый Демокрит,
Утверждал, что вещества
Состоят из мельчайших частиц.
…Вот прошли года, века,
Наступил двадцатый век,
И ученые узнали,
Как был прав тот человек.
1989 г. Попова Юля

В твердом – грустные, как в связках,
В жидком – чуть повеселей,
Ну а в газах – развязались
И задвигались быстрей!
1995 г. Спиренкова Наташа

В одной физической стране Молекулярии, где, как известно, молекулы одного и того же вещества одинаковы, появилась одна очень странная молекула по имени Моля. Она ни за что не хотела быть похожей на своих подружек и доставляла массу хлопот своей матушке Молекулярше. Каждую ночь, когда сёстры крепко спали, Моля старалась, то у одной, то у другой взять себе чужой атом. Но это ей не удавалось. Моля садилась в уголок и тихонько плакала до утра. За этим занятием её утром находила мама. Моля сетовала на то. Что молекулы-подружки не хотят близко подпускать её к себе и крепко держат свои атомы при себе. Мама объяснила Моле, что если она хочет отобрать у них атомы, то ей нужно перебраться в Молекулярию химическую, там молекулы свободно обмениваются атомами друг с другом, сами при этом изменяют свой характер до неузнаваемости. Моля подумала, подумала и не захотела изменяться. «Лучше быть похожей на свою маму», - решила она.
1997 г. Носовский Коля

Любопытный горох
В одном стручке жили-были горошины. Их было 10 сестёр. Они были одинаковые, но не знали какого размера каждая из них. Но вот однажды, когда пришло время сбора урожая, стручок сорвала одна девочка. Она принесла его домой. Оказывается, девочке нужно было узнать их размеры, а это как раз то, что хотели горошины. Они очень обрадовались этому и дружно встали в ряд по линейке, чтобы девочка измерила длину их ряда. Затем она разделила длину ряда на их число, и в результате все узнали, что диаметр одной горошины 5 мм. Все были очень довольны: и горошины, и девочка. Измерение горошин способом рядов прошло успешно.
1998 г. Опарина Маша.

Жил да был один мальчишка,
Звали Ньютоном его.
Был он умный да смышлёный,
В общем, мальчик, ничего.
Но года летят как птицы,
Вот и вырос он большой,
Стал учиться, не лениться,
Стал он парень с головой.
Как-то раз в саду зелёном
Он сидел и размышлял.
Плод красивый, красный, сочный
Ему на голову пал.
Тут вскочил он, разозлился
И ногами затоптал,
И за голову схватился,
И закон тут появился.
И о чём же тот закон?
О упругости, о треньи?
Нет, о силе тяготенья
Нам рассказывает он.
1988 г. Сергушкина Елена

Однажды зимою у деда Ивана
Корова Бурёнка из хлева сбежала.
Старенький дед обегал кругом,
На речке замёрзшей корову нашёл,
Бурёнка стонала, Бурёнка кричала,
На льду танцевать она очень устала,
Помочь ей Ивана она умоляла
И трения силу она проклинала.
Взвалил дед Иван корову на спину:
«Бурёнка, моя, я тебя не покину».
С тех пор и придумали присказку ту
Какую? А вот. «Как корова на льду»
1989 г. Попова Юля

Я расскажу вам про силу трения,
Про силу трения скольжения.
Как-то на лед пошел Тарас,
Стукнул по шайбе он один раз,
И шайба помчалась по льду,
Ведь лед был скользкий на пруду
Но тут она остановилась,
Наверное, что-то случилось.
«Не получилось», - подумал Тарас
И стукнул по шайбе сильней еще раз.
И шайба быстрей покатилась,
Но все-таки остановилась.
Тарас не стал больше шайбу пытать,
Стал он думать и размышлять.
Вдруг видит: идет по дороге Андрей,
С вопросом к нему обратился скорей:
«Я вскоре в первый класс пойду
На свой вопрос ответ найду.
А пока объясни мне, Андрей,
Ты ведь у нас как Галилей.
Почему шайба сначала катилась,
А потом она остановилась?»
«Дело в том,- сказал Андрей,-
Что существует сила трения,
Она препятствует движению».
1996 г. Грушанина Света

Жила-была царица,
Дочь у неё была.
Она была каприза,
И по часам росла.
Вот только не смеялась,
Ничуть не улыбалась,
Ревела только, только
Ну сколько можно, сколько?
Когда ей восемнадцать
Сравнялось ровно лет,
Решила посмеяться
И поглядеть на свет.
Решила выбрать мужа
Хорошего себе,
Кто перепрыгнет лужу
И победит в борьбе.
Собрался тут народ
У золотых ворот,
Задачу небольшую ту
Все выполнили сразу.
Царевна же решила тут
Другому следовать указу:
«Кто камень бросит высоко
Чтобы летел он далеко,
И не вернулся никогда
Через века или года,
Тот и будет мужем мне
Наяву, а не во сне».
И начали бросать богатыри
Камни в синее небо,
Упали всё равно они,
Ведь это было нелепо.
Тут вышел из ворот
Какой-то молодец прекрасный,
Он вытер со лба пот,
Сказал: «Всё то напрасно.
Как ты камень не бросай,
Вернётся он обратно,
И это каждый, каждый знай,
Хотя это досадно.
Всё притягивает Земля
И вас, и камень, и меня.
Это и есть сила тяжести,
Ну, а я достоин радости.
Жениться я на вас готов».
Родители без лишних слов
Сыграли свадьбу в тот же час,
Закончим мы на том рассказ.
1997 г. Грушанина Света

Растаял снег, растаял лёд,
И речка двинулася в ход.
Поплыли льдины по реке,
По талой голубой воде.
Пришли на талые долины
Детишки из детсада,
Как плавают там льдины
Посмотреть им надо.
А ветер дул на юг,
Всё нагоняя льдины.
«Плывём, плывём!» - воскликнул вдруг
Алёша маленькой Марине.
Они решили, будто лёд
Совсем по речке не плывёт.
А что они на бережку
Плывут как будто на плоту.
«Земля, конечно же, плывёт» -
Всё утверждал Алёша.
«Нет, нет, плывёт лишь только лёд» -
Сказал постарше Гоша.
Теперь ответьте на вопрос,
Хотя он и не очень прост,
Кто прав на самом деле,
Ну, отвечайте посмелее.
Ответили вы или нет,
Я напишу всё равно ответ,
Что прав и первый и второй,
Что относительны движенье и покой.
Я думаю, загадка
Понравилась моя.
Я в физике отгадку
На неё нашла.
1998 г. Грушанина Света

Жила в одном царстве Сила и было у неё три дочери. Старшая Сила тяжести, средняя Сила упругости, младшая Сила трения. Однажды они поспорили, кто из них важнее. Старшая Сила тяжести сказала: «Я из вас всех важней, я притягиваю все тела и предметы к Земле». Средняя сестра Сила упругости промолвила ей: «Тебе, сестра, нечем хвастаться, я важнее всех. Я изменяю формы и размеры всех тел на Земле». Младшая сестра Сила трения сказала им: «Вы не спорьте, сёстры, всё равно я важнее всех я могу находиться в трёх видах: Покоя, скольжения и качения. Я в состоянии покоя могу быть разной и расту в месте с силой, стремящейся сдвинуть меня с места. Когда я нахожусь в состоянии скольжения, то постоянно направлена в сторону, противоположную направлению движения тел. А когда я нахожусь в состоянии качания, я не скольжу по поверхности другого тела, а качусь». Так они спорили долго, пока их мать Сила не сказала им: «Не нужно спорить и ругаться, все вы по-своему важны». С тех пор сёстры стали жить дружнее и никогда не ссорились. Они знали, что все они нужные и важные.
2002 г. Фёдорова Людмила

Два полушария Отто Герике слепил,
Крепко и туго всё закрепил,
Он их тихонечко положил
И разорвать людей попросил.
Мучались люди, но не открыли,
Восемь пар лошадей скрепили,
Но и они разорвать не в силе
И тогда Отто Герике людям сказал:
«Силы не нужно. Здесь мудрость нужна.
Лошади- сила не велика.
Очень силён здесь краник стальной
Вот полушарья раскрылись сами собой».
1989 г. Хахулина Елена

После трудного заданья
Архимед пришел домой,
Захотелось Архимеду
В бане искупаться
И со свежей головой
За решение приняться.
И когда улегся в ванну
Всемогущий Архимед,
Он вскрикнул: «Эврика!
Затруднений нет!»
Он объем измерил,
Массу он нашел,
А по этим данным
Плотность получил.
Так заданье выполнил
И закон открыл.
1990 г. Кулакова Люба

Жил когда-то Архимед
Был он мудрым очень.
Захотел раскрыть секрет
Гиероновой короны.
Думал, думал Архимед
И пошел он в баню,
Лег он в ванну, а вода
Оттуда убежала.
Архимеда осенило,
Перестал он мыться,
Моментально взял весы он,
Закон тут появился:
«Если тело в воду опускать,
Будет жидкость назад его толкать.
Сила эта просто вычисляется,
Весу вылитой воды она равняется».
1992 г. Бурмистрова Тоня

Пропоём мы вам частушки
О важных физявлениях,
Ну, а вы потом дадите
Каждому объяснения.
Термос очень нам поможет
Чай горячим сохранить.
Почему так происходит,
Кто желает объяснить?
Вы купаетесь на речки,
В очень солнечный денёк.
Почему, выйдя на берег,
Ощутите холод?
Самолёты и ракеты
Серебрянкой красят.
Ну зачем и почему
Объяснить, вас просим.
Говорят, что шуба греет
Это правда или нет?
Так в каком же физявленьи
Заключается секрет?
1989 г. Перегудова Ольга


Было лето. В жаркий день
Я залез на крышу,
Посмотреть чтоб на село.
Вдруг я чудо вижу.
Изолента порвалась,
Проводки торчат,
И из этих проводков
Искорки летят.
Я, конечно, не стерпел,
Говорю: налажу.
Телек в сеть включил,
Изоленту прихватил,
Я на крышу забежал
И работать быстро стал.
Вдруг меня как затрясет,
Как в малину шибанет.
Долго ль, коротко ль лежал,
Но, очнувшись, вижу сам:
Там электрик сидит
И в полтона говорит:
«Ты ведь физику забыл,
Ты уроки не учил,
Ты не знал, но знаю я,
Что бывают замыкания».
1990 г. Хахулина Елена

Приложение (презентация «Физика в сказке»).