Программа внеурочной деятельности "Школа безопасности на дороге"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Внеурочная программа «Школа безопасности на дороге» составлена в соответствии c ФГОС второго поколения.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых.

В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей существенное значение имеет и незнание детьми правил поведения на дороге и в общественных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался. В современном обществе родители чаще всего обеспокоены своим материальным благосостоянием и все меньше уделяют внимание вопросам безопасности своих детей, хотя многие родители оберегают и защищают своего ребенка от опасности. Но задача взрослых должна состоять не только в этом, а в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями.

Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедеятельности. Этому будет способствовать программа внеурочной деятельности «Школа безопасности на дороге» военно-патриотической направленности для обучающихся 1-2 классов. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.

Цель программы: формирование у детей безопасного поведения на дороге и на улице.

Задачи:

  • Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге и на улице;
  • Формирование сознательного отношения к выполнению Правил дорожного движения;
  • Формирование ценностного отношения к своему здоровью;
  • Воспитание чувства ответственности за личную безопасность;
  • Развитие самостоятельности, активности, творческих способностей, приёмов логического мышления.

Программа рассчитана на 67 часов, 1час в неделю

Срок реализации – 2 года.

Возраст обучающихся – 7-9 лет (1-2 класс)

В основу программы положены следующие принципы:

  • принцип актуальности;
  • принцип опоры (учет интересов и потребностей обучающихся, опора на них);
  • принцип систематичности (реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом);
  • принцип доступности и наглядности;
  • принцип практической направленности;
  • принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
  • принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией: обсудить, что получилось и что не получилось, изучить мнение детей, определить перспективу действий).

Формы занятий:

  • беседа-диалог,
  • игры, экскурсии,
  • практические занятия,
  • встречи с инспекторами ГИБДД, конкурсы,
  • просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением.

Ожидаемые результаты реализации программы

Личностные результаты:

  • понимание необходимости вести здоровый образ жизни;
  • развитие личностных качеств, которые обеспечивают его собственную безопасность в различных жизненных ситуациях;
  • формирование внутренней дисциплины по соблюдению правил дорожного движения.

Регулятивные УУД:

  • ориентироваться в различных жизненных ситуациях и применять знания, умения и навыки в практической деятельности;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполненного задания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность своего решения в любой ситуации.

Познавательные УУД:

  • знать и соблюдать основные правила дорожного движения;
  • знать основные дорожные знаки;
  • наблюдать, делать выводы;
  • задавать вопросы, уточняя непонятное;

Коммуникативные УУД:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;
  • выполнять требования и условия ролевых игр;
  • учиться договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию;
  • осуществлять взаимопомощь.

Разделы программы:

  1. Мы – пешеходы (1 класс – 7 ч.; 2 класс – 7 ч.)
  2. Мы – пассажиры (1 класс – 7 ч.; 2 класс – 7 ч.)
  3. Азбука дорожных знаков (1 класс – 5 ч.; 2 класс – 6 ч.)
  4. Азбука безопасности (1 класс – 14 ч.; 2 класс – 14 ч.). 

Содержание – 1 класс

(тематическое планирование см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

1 Ознакомительная экскурсия.
Целостное представление о дорожной среде, движении транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков. Дорога и пешеходные переходы, рассказ инспектора ГИБДД об их взаимосвязи со светофорами и дорожными знаками. Опасные места вокруг школы. Движение детей группой.
2-3 Дорога в школу и домой.
Целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность. Выбор наиболее безопасного пути в школу и домой; Подробное описание улиц, их пересечения, наличие светофора, пешеходного перехода. Маршрут «Дорога в школу и обратно». Практика: изготовление маршрутного листа «Дом – школа - дом»
4-5 Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах.
Целостное восприятие окружающей дорожной среды, анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах. Опасные места на улицах и дорогах, где не сразу можно увидеть движущиеся машины. Установка учащимся развивать в себе умение правильно действовать в опасной ситуации. Примеры неосторожного поведения детей.Практика: памятка «Правила безопасного поведения».
6 Что такое транспорт.
Понятие «транспорт» и виды транспорта. Виды транспорта: дорожный, наземный, водный, воздушный, подземный, транспорт со спец. сигналами.
7-8 Светофор.
Понятие «светофор», световые сигналы светофора, различие светофоров для водителей и для пешеходов; дисциплина на дороге. Переход дороги на зеленый свет. Установка учащимся на правопослушное поведение по соблюдению сигналов светофора. Практика: игра «светофор», «Водители и пешеходы».
9-11 Что означают дорожные знаки.
Что такое дорожный знак? Значение дорожных знаков для пешеходов, их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Знакомство со знаками «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено» «Пешеходный переход», «Дети» и т.д. Практика: тестирование по теме, игра «Мы рисуем дорожные знаки».
12 Кого называют водителем, пешеходом, пассажиром.
Значение слов «Водитель», «Пешеход», «Пассажир». Действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные, безопасные и неправильные – опасные.
13 Что такое проезжая часть дороги.
Термин «проезжая часть дороги»; чувство предвидения опасности, где разрешается играть, где можно ездить на самокатных средствах. Правила перехода улицы и дороги. Опасности перед близко идущим транспортом.
14-15 Мы – пассажиры.
Общественный транспорт, правилами пользования и поведения в общественном транспорте. Практика: игра «Мы - пассажиры»
16-17 Пешеходный переход.
Знания о проезжей части дороги; представление о пешеходных переходах; дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги. Практика: памятка «Правила перехода дороги», рисунок «Я - пешеход».
18-19 Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.
Представление о значении новых терминов: «тротуар», «пешеходная дорожка» и «обочина». Движение пешеходов по правой стороне, нельзя ходить по бордюру, нельзя играть на тротуаре. Практика: игра «Движение по тротуару».
20 Я – пешеход. Экскурсия.
Правила движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине, правила движения группами.
21-22 Почему дети попадают в дорожные аварии.
Представление о дорожной среде, умения и навыки безопасного поведения. Сводка ГИБДД по городу, разбор отрицательных и положительных привычек, в результате чего происходят аварии. Практика: составление памятки «Правильное поведение на дороге».
23 История появления автомобиля и Правил дорожного движения.
История появления автомобиля и Правил дорожного движения. 1909 год принятия Конвенции по автомобильному движению, где были введены дорожные знаки. Знакомство с брошюрой современных Правил ДД.
24-25 Права и обязанности пешехода и пассажира.
Права и обязанности пешехода и пассажира, ответственное отношение к соблюдению изложенных в ПДД обязанностей пешеходов и пассажиров. Правильное поведение на улицах и дорогах – показатель культуры человека. Практика: тестирование по теме: «Права и обязанности пешехода и пассажира»
26 Что такое ГИБДД и инспектор ДПС.
Термины «ГИБДД» и «ДПС»; значимость работы инспектора в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья водителей, пешеходов и пассажиров.
27 История появления светофора.
История появления светофора, безопасное поведение на улицах и дорогах. Появление первого светофора в Лондоне, затем в России, его строение.
28 Улица, дорога и дорожные знаки.
Проспекты, шоссе, улицы маленькие и узкие, широкие и длинные, переулок. Понятия «двустороннее» и «одностороннее» движение транспорта, символы – схематичные обозначения на дорожных знаках. Запрещающие знаки.
29 Правила безопасного перехода улиц и дорог.
Представления о правостороннем движении транспорта, возможных опасностях и неожиданностях на улицах и дорогах, научить правильное ориентирование в дорожных ситуациях. Правостороннее движение распространяется и на пешеходов – ходить только с правой стороны. Внезапные опасности.
30-31 Регулируемый и нерегулируемый перекресток.
Представление о перекрестке, его видах, его опасность как места, где пересекаются дороги и транспорт движется в разных направлениях, безопасность поведения на перекрестке. Понятие регулировщик, его обязанности на перекрестке, Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Правила перехода перекрестка (памятка) – практика.
32-33 Правила поведения в общественном транспорте.
Уважительное отношение к пассажирам и культура поведения в транспорте. Правила и обязанности пассажиров. Обход общественного транспорта. Правила поведения в автомобиле до 12 летнего возраста.

Содержание – 2 класс

(тематическое планирование см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

1-2 Наш город (экскурсия). Причины дорожно-транспортных происшествий.
Город, в котором мы живем. Улицы с наиболее интенсивным движением транспорта и пешеходов в городе. Рассказ о микрорайоне школы, о его транспортном сообщении. Рост числа транспортных средств в городе (по материалам местного отделения дорожной полиции). Увеличение населения.Причины дорожно-транспортных происшествий и меры по их предупреждению. Меры, принимаемые городскими комиссиями безопасности движения на транспорте.
3 Правила движения группами.
Правила движения группой -.правило движения по улицам групп детей, которые должны идти по тротуару, у сопровождающих – красные флажки. Практика.
4 Причины дорожных аварий.
Осознанные представление о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок, навыки безопасного поведения.
5-6 Светофор и дорожные знаки.
Расширение знаний о светофоре: ограничение времени действия сигналов, последовательность их, светофор для пешеходов; дорожные знаки : предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные. Практика: путешествие в страну дорожных знаков.
7-8 Перекресток и опасные повороты транспорта.
Представление об опасных поворотах транспорта; умение ориентироваться в опасных ситуациях. Практическое занятие : «На перекрёстке», фильм «Торопыжка»
9 Правила перехода проезжей части при отсутствии перекрестка.
Безопасные действия при переходе проезжей части при отсутствии перекрестка.
10 Остановочный и тормозной путь автомобиля.
Опасность перехода проезжей части дороги перед близко идущим транспортом; понятие « остановочный и тормозной путь автомобиля».
11-12 Велосипед и его обозначение в дорожных знаках.
Опасность при езде на велосипеде, правила обращения с ним для безопасности окружающих; знакомство с дорожным знаком «Движение на велосипеде запрещено». Практика : памятка «Правила езды на велосипеде».
13-14 Правила поведения при езде на велосипеде.
Безопасные правила езды на велосипеде, возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги. История развития велосипеда. Практика: «Велодорожка».
15 Правила поведения в транспорте.
Культура поведения учащихся в маршрутном транспорте, правила посадки и высадки из транспорта.
16-17 Правила поведения на посадочных площадках.
Правила посадки и высадки из транспорта, правила поведения на посадочных площадках. Практика: игра «Мы - пассажиры»
18 Элементы улиц и дорог.
Проезжая часть, тротуар, обочина, кювет, пешеходная дорожка.
19-20 На загородной дороге.
Особенности движения пешеходов на загородных дорогах. Практика: тестирование.
21-22 Правила перехода железной дороги.
Представление об опасности на железной дороге, правила перехода железнодорожных путей. Конкурс рисунка по теме – практика.
23-24 Назначение дорожной разметки.
Назначение дорожной разметки и ее роль в регулировании движения транспортных средств и пешеходов. Горизонтальная и вертикальная разметки. Назначение дорожных знаков. Места установки дорожных знаков. Блиц – опрос по теме.
25-28 Особенности труда водителя и его основные обязанности. Предупредительные сигналы водителя.
Факторы, влияющие на психофизиологию труда водителя. В чем трудность работы водителя? Почему нельзя отвлекать водителя разговорами во время движения автомобиля, автобуса. Оборудование автотранспорта специальными сигналами, их значение и порядок применения. Действия пешеходов при подаче сигналов поворота или специальных звуковых сигналов. Практика: «Решение задач, карточек по ПДД», занятия «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят».
29-31 Езда на велосипеде, мопеде. Опасность в дорожных ситуациях.
Осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка велосипеда. Учебная езда на закрытой площадке. Места для движения на велосипеде. Возрастной ценз на право управления велосипедами при движении по дорогам.Дорожно-транспортные происшествия велосипедистами и меры по их предупреждению. О правах и обязанностях водителей мототранспорта, основные правила езды и меры безопасности. Практика: прохождение препятствий на велосипеде, фигурное вождение велосипеда в автогородке.
32-33 Современный транспорт – зона повышенной опасности. Общественный транспорт.
Краткая характеристика видов современного транспорта. Причины ДТП по вине водителей: превышение скорости движения, нарушение правил проезда пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, обгона, управление транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Основные правила безопасного поведения при пользовании общественным транспортом. Опасности, подстерегающие пассажира при посадке и высадке из транспорта, в процессе передвижения и в аварийных ситуациях. Дорожно-транспортные происшествия, причины их возникновения и возможные последствия. Практика: соревнование «Безопасное колесо»
34 Итоговое занятие. Праздник «Мы знаем правила дорожного движения».
Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”, игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”, игра “Перекрёсток загадок”, игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист”

Учебно-методический материал

Для проведения занятий необходимо

  • просторное светлое помещение, оснащенное интерактивной доской;
  • специальная площадка с нанесенной разметкой элементов дороги.

Из материалов потребуются

диски с учебными фильмами и мультфильмами:

  • «Азбука безопасности. Смешарики». Диск «СТС»;
  • «Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности. Диск. Т/О «Маски»; компьютерные презентации соответствующей тематики;

наглядные материалы:

  • плакаты «Знаки дорожного движения в картинках», «Правила дорожного движения для малышей» Издательство «ГНОМ иД», 2008.
  • настольная игра «Азбука пешехода» Издательство «Просвещение», 2005.
  • иллюстративный материал Якупова А.М. Безопасность на улицах и дорогах. - М., 2003г.
  • раскраски Зубкова Б.В. Говорящие картинки. – М., 1988.

Литература:

  1. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. – М.: «Просвещение», 2010.
  2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: «Просвещение», 2011.
  3. ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2011.
  4. Закон РФ от 10.12 2007 г. «О безопасности дорожного движения»
  5. Правила дорожного движения РФ. – М., 2010.
  6. Дик Н.Ф. Классные часы и нестандартные уроки. Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2004.
  7. Могутин Ю.В. Ты идешь по улице. – Новосибирск, 1975.
  8. Козловская Е.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. – М.: Третий Рим, 2007.
  9. Петрановская Л.В. Что делать если… – М., 2009.
  10. Семенюк Н.В. Изучение правил дорожного движения». – Минск: «Народная Асвета», 1986.
  11. Учебная книжка-тетрадь. Дорожная безопасность. – М., 2007.
  12. Школа светофорных наук. Учебное пособие. – М., 2006.