Здоровое питание — один из компонентов здорового образа жизни школьников

Разделы: Администрирование школы


В современных условиях вопрос о здоровом питании школьников является особенно актуальным, поскольку правильное питание - важнейший залог здорового развития растущего организма ребенка. Под выражением «здоровое питание» подразумевается совместное воздействие потребляемой нами пищи, нашего состояния здоровья и предпринимаемых нами усилий для улучшения здоровья как собственного, так и окружающих [1].

Связь питания и здоровья была подмечена еще в древности. Люди заметили, что от неправильного питания дети плохо развиваются и растут, взрослые болеют, быстро утомляются. К наиболее важным средствам обеспечения здоровья относят рациональное питание.

За многие годы были сформулированы три правила в питании: разнообразие, умеренность и своевременность. К сожалению, убыстрение темпа жизни современного человека на всех стадиях жизни очень часто отбрасывает все эти правила. Фактор питания является одним из важнейших в профилактике заболеваний, сохранении здоровья и повышения работоспособности.

Так, группой учителей технологии Энгельсского района на заседании методического объединения принято решение провести исследование проблемы здорового питания школьников и ознакомить с результатами исследования родителей, учителей, врачей и администрацию. Для этого была разработана анкета-опросник о питании школьника дома и в школе. Опрос проводился по трем городским школам (№ 1, 23, 33) и в сельской школе поселка Новопушкинское. В анкетировании участвовало 1450 учащихся городских школ и 80 сельской школы.

Результаты исследования неутешительны:

  • строго соблюдают режим питания - 20% учащихся;
  • соблюдают не всегда - 70%;
  • совсем не соблюдают - 10% школьников;
  • 30% школьников - принимают пищу два раза в день;
  • 55% - три раза в день, и только 15% - четыре раза в день;
  • с культурой питания знакомы 65% обучающихся.

Основные нарушения в питании, наблюдаемые в различных возрастных группах, обычно одинаковы. Это, в первую очередь, избыток в пище углеводов и жиров животного происхождения и дефицит овощей, фруктов и ягод. Каждое из этих нарушений, даже отдельно взятое, может оказать негативное влияние на состояние здоровья человека.

Исследования показали, что в ежедневный рацион питания овощные блюда включены только у 15% опрошенных, не всегда - у 45%, ягоды и фрукты и соки - только 30%, не всегда - 55%. Хотя дефицит овощей, фруктов и ягод более серьезен и трудно устраним. Значение же их огромно, т.к. они являются поставщиками углеводов, витаминов и органических кислот, пектиновых веществ и микроэлементов. Недостаток витаминов и углеводов снижает иммунитет, ведет к частым болезням[2].

Фрукты и овощи повышают аппетит и способствуют усвоению другой пищи, выводят токсины, обладают бактерицидными свойствами, повышают работоспособность человека, нормализуют деятельность ЦНС, ПНС и ЖКТ, обладают органолептическими свойствами, придавая пище различ­ный вкус. Фрукты и овощи делают рацион питания более вкусным, разнообразным и, что очень важно, полезным.

Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем - белки растительного происхождения. Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения.

Проведенные исследования показали, что в ежедневном рационе питания молочные блюда у младших школьников составляют 60%, у школьни­ков среднего звена - 50% и у старшеклассников - всего 20%.

В рационе питания присутствуют каши:

  • у младших школьников - 70%;
  • у школьников среднего звена - 45%;
  • у старшеклассников - 10%.

В пищевом рационе ребенка школьного возраста должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка - смесь трудно перевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения. Так же необходимы про­дукты, содержащие важные для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие.

Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ, то есть питание должно быть сбалансированным. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты, необходимые для полноценного развития детского организма, не синтезируются самостоятельно в организме. Соотно­шение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4 [3].

Одно из главных требований к питанию школьников - его оптимальность и сбалансированность. Поэтому при составлении меню необходимо обязательно учитывать потребности организма, связанные с его развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания важно соблюдать баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ. К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности, которая сопряжена со значительными затратами энергии. Для возмещения затраченной энергии школьник должен получать полноценное питание.

Современный школьник, по мнению диетологов, должен принимать пищу не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин - не­пременное присутствие горячего блюда. Для растущего организма обязательны источники кальция и белка: молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты. Дефицит кальция и фосфора помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картофель или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного - полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных натуральных соков.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что правильное питание школьника должно:

  • полностью обеспечивать энергетические затраты организма;
  • желательно быть четырехразовым;
  • соответствовать возрасту;
  • быть сбалансированным по количеству потребляемых белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ[4].

Здоровое питание является важнейшим компонентом здорового образа жизни, способствует крепкому физиологическому, психическому и социальному здоровью человека. Качественное питание обеспечивается путем потребления безопасных пищевых продуктов в рамках сбалансированной диеты, в результате чего полностью удовлетворяются потребности организма в питательных веществах.

С результатами проведенного исследования и рекомендациями (Приложение 1) были ознакомлены школьники и их родители, учителя, врачи и администрация школ на родительской конференции «Здоровый образ жизни школьника» в апреле 2012 года.

ЛИТЕРАТУРА

  1. http://www.pitportal.ru/school_ lunch/metod _org _sholnogo _pitaniya/5853.html
  2. http://www.za-partoi.ru/zdorovoe-pitanie.html
  3. Безруких М. Меню без ошибок « Здоровье школьника». 2009. № 9.
  4. http://www.goodsmatrix.ru/goods-catalogue/Fruit-vegetables-and-mushrooms/Fresh-vegetables.html