Электронное пособие "Работа со словарными словами"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (5 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)


Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя является работа над обогащением и уточнением словарного запаса учащихся: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми, как в устной, так и в письменной форме.

Каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь, поэтому    каждый учитель начальной  школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы ребенок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.

Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов. Именно для этого предназначено электронное пособие «Работа со словарными словами». Пособие рекомендовано к учебнику  авторов Н.В.Нечаевой, С.Г.Яковлевой «Русский язык. 3 класс», но может использоваться учителями, работающими по другим программам..

В данном пособии предлагается для изучения 33 слова. Слова разбиты на блоки по тематическому признаку. Над каждым блоком слов педагог работает ежедневно в течение недели, используя различные формы и методы работы.

Работа по освоению словарных слов проводится в несколько этапов, каждый из которых призван решить конкретную задачу.

1 этап

В первый день недели учащиеся знакомятся со словами блока через загадку, ребус, анаграмму, толкование слова или графических ассоциаций.

2 этап

На втором уроке предполагается работа с лексическим значением слов (по словарю С.И.Ожегова).

3 этап, 4 этап, 5 этап

Работа на следующих трёх уроках направлена на включение данных слов в словосочетания, предложения, подбор однокоренных слов. Активно используются пословицы, поговорки, фразеологизмы.  Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.

В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

Приложение 1