Занятие по знакомству с окружающим миром в средней группе. Тема: "Путешествие в зимний лес. Сезонное изменение в природе и жизни животных"

Разделы: Работа с дошкольниками


Сезонное изменение в природе и жизни животных.

Цели занятия:

Образовательная.

  • Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе и жизни животных связанные с зимним периодом.

Воспитательная.

  • Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Развивающая.

  • овладение действием замещения; ознакомление детей с жизнью животных и птиц зимой;
  • развитие эмоционального проживания природных явлений.

Обогащение и активизация словаря: зимушка-зима; снегопад; снежная буря (“Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь она завоет, то заплачет, как дитя”); вьюга, метель, снежинки, сосульки, сугробы; ледяные узоры на стеклах.

Образные выражения: снег - белое пуховое одеяло, белая скатерть; белый наряд у деревьев - деревья надели белые шубки.

Предварительная работа: беседа с детьми по теме “Сезонные изменения в природе”, рассматривание альбома “Дикие животные”, беседа на тему “Времена года”, загадывание загадок о диких животных, чтение рассказов из книги “С любовью к природе”, дидактическая игра “Дикие животные и их детеныши”. Подбор музыкального сопровождения, стихотворных текстов. Изготовление снежинок.

Самостоятельные наблюдения детей.

(Погулять по снегу, рассмотреть свои следы, обратить внимание на красоту деревьев покрытых пушистым снегом, если идёт снег, рассмотреть снежинки, падающие на землю (снежинка лёгкая, пушистая, быстро тает), на то, как одеты люди).

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ

Демонстрационный:

  • фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей;
  • фотоиллюстрации животных и птиц в зимний период;
  • круговая диаграмма смены времен года;
  • загадки о зиме и животных;
  • белая ткань - для имитации сугробов;
  • замерзшая вода в лотке.

Раздаточный:

  • маленькие листы бумаги (значки к диаграмме);
  • фломастеры.

Ход занятия

Организационный момент:

В: Ребята подойдите, пожалуйста, ко мне. Посмотрите в окно…

От чего же все бело вокруг? Ответы детей (Зима пришла, много снега выпало!)

Отгадайте загадку:

Снег на полях
Лед на реках
Вьюга гуляет
Когда это бывает?
(зимой)

Правильно! Сегодня мы с вами поговорим о зиме. Узнаем много нового и интересного

А какая погода зимой?

Ответы детей (морозная, ветреная, солнце светит, но не греет, часто идет снег).

В: Зимой дует очень холодный ветер. Когда дует сильный ветер – он подхватывает с земли снежинки, поднимает их в воздухе и кружит, кружит их.

Как называется это явление?

Ответы детей - (метель, вьюга).

В: Падает снег, падает – как называется это явление? (снегопад).

В: Укрылась природа белым, снежным одеялом и спит всю зиму.

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в зимнее путешествие.

Кругом развешаны зимние картинки. Обращаю внимание детей, на красоту, которую нам подарила – волшебница зима. Дети дают краткое описание увиденного на картинках.

Затем показываю круговую диаграмму смены времен года. ( Четыре сектора времен года - выполнены в определенном цвете).

В: - Ребята, как вы думаете, кто же здесь живет?

Ответы детей: (здесь живут четыре времени года - зима, весна, лето, осень)

- Покажите, где же живет зима, почему эта часть круга белого цвета. (Ответы детей)

- После, какого времени года наступает зима? (Ответы детей)

Вместе с детьми проследить по диаграмме смену времен года.

- Сейчас вместе с вами мы отправимся в зимний лес. (Раз – два – три повернись, и в лесу ты окажись!)...

Вот мы с вами и оказались в сказочном лесу.

- Ребята, посмотрите, речка в нашем лесу замерзла, вода превратилась в лед. Но вода до дна не промерзает, там благополучно зимуют рыбки.

Давайте присядем на пеньки и будем вести себя тихо-тихо, чтобы звери не испугались нас.

Обращаю внимание детей на фото иллюстрации животных.

В: Скажите, каких животных вы здесь знаете? (дети перечисляют знакомых им животных)

А как называют животных, которые живут в лесу?

Ответы детей (Дикие животные или лесные.)

Ребята, а что мы можем с вами рассказать о животных, живущих в лесу, как они проводят зиму?

Ответы детей (медведь - спит в берлоге; еж - спит в норе - они впадают в спячку, у лисы – вырастает густой теплый мех; заяц – меняет серую шубку на белую; белка – меняет яркую рыжую шубку на серую). Эти животные меняют свои летние шубки на зимние, более пушистые и теплые. Дикие животные сами добывают себе пищу.)

В: Ребята, почему зайцу нужна белая шубка, а белке – серая?

Ответы детей (потому что заяц бегает по белому снегу, а белка по серым стволам и веткам деревьев). Заяц будет незамечен на белом снегу, а белочка может прятаться на деревьях.)

В: Какие запасы делает белочка готовясь к зиме? (Орехи, грибы, шишки)

А сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает снежок
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят
Как они сядут, давайте покажем – крылья сложили назад.

В: Ребята, давайте вспомним, каких птиц мы с вами знаем? (Ответы детей: снегирь, воробей, ворона, синица, и др.)

- А какие птицы улетели на юг? (Журавли, скворцы и др.)

- Какие птицы остались зимовать? (Снегири, воробьи, ворона, сорока, дятел)

- Как мы называем птиц остающихся зимовать? (Зимующие)

- А птиц улетающих в теплые страны? (Перелетные)

Как люди помогают птицам перезимовать? (Они делают кормушки и подкармливают их)

- Нам пора возвращаться из зимнего леса, а то, что мы увидели, узнали в зимнем лесу, давайте нарисуем.

Предлагаю детям нарисовать условные значки и подарить волшебнице зиме.

После зарисовки дети приклеивают или выкладывают на фланелеграфе на белом секторе - зима все свои значки.

Зимушка-зима благодарит детей за их рисунки и прощается с ними.