Логопедическое занятие в подготовительной группе "Сравнение предметов по нескольким признакам"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Задачи:

  • развитие слухового внимания, чувства ритма;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие умения составлять сложноподчиненные предложения;
  • закрепление умения сравнивать предметы по нескольким признакам;
  • закрепление умения объединять предметы на основе вычленения одного классификационного признака;
  • развитие детского литературного творчества.

Оборудование:

  • наборы предметных картинок «Животные», «Птицы», «Деревья», «Мебель», «Транспорт», «Ягоды»;
  • набор «Третий – лишний»;
  • бумажные квадраты разного цвета.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Постановка цели.

2. Игра «Повтори» (развитие слухового внимания, чувства ритма). Повторить за логопедом ритмический рисунок, создаваемый хлопками.

3. Повтори и объясни, чем отличаются слова: дом – ком.

(В слове «дом» первый звук [д], а в слове «ком» первый звук [к]).

Почка – кочка

Тима – Дима

Бак – бык

Кот – кит

Коза – коса

Уточка – удочка

Усы – уши

Печь – меч

4. Чем отличаются картинки?

Окно – много окон.

Дерево – много деревьев.

Колесо – …

Перо – …

Облако – …

Ведро – …

Ядро – …

5. Объясни, какая картинка лишняя.

– щенок, малина, медвежонок.

(Малина – лишняя, потому что это ягода. А медвежонок и щенок – это детеныши животных).

– обезьяна, пушка, зебра.

– лягушка, заяц, ежи.

– рысь, лось, радуга.

– воробей, индюк, дятел.

– ромашка, черника, одуванчик.

– диван, шкаф, юбка.

6. Сравни предметы по нескольким признакам.

– Что общего между машиной и муравьем?

(Эти предметы могут двигаться; переносить (перевозить) тяжелые предметы; им необходимо питание (но у каждого оно свое); на время отдыха есть укрытие (гараж, муравейник).

– Что общего между самолетом и карандашом?

(Оба оставляют след, сделаны руками человека, корпус самолета напоминает форму карандаша, оба «движутся» с помощью человека).

7. Найди признак общности с предыдущим предметом.

Собака – дерево – ложка – диван  – кошка – пальто.

(Собака, как и дерево, растет. Ложка может быть сделана из дерева. Диван, как и ложка, есть в любой квартире. Кошка может спать на диване. У пальто воротник пушистый, как у кошки шерсть.)

Шляпа – гриб – стол – кресло – шарф – полотенце.

8. Физминутка.

9. Составь рассказ по цветным квадратам (на основе ассоциаций цвета с реалиями окружающего мира).

Цвета – зеленый, голубой, желтый, белый, коричневый, красный, оранжевый, фиолетовый.

(Зеленый лес шелестел листвой. Голубое небо над лесом было безоблачным. Яркое желтое солнце обогревало всех своим теплом. На ветке белой березы сидела птичка. Она почистила свои коричневые перышки и запела. Лесные жители обвались ее пению: красная земляника потянулась к солнышку, оранжевые лисички вылезли из травы, жук, расправив свои фиолетовые крылышки, полетел по делам. Лес наполнился звуками и начался новый день.)

10. Объясни крылатые выражения:

  • «намылить шею»;
  • «работать засучив рукава»;
  • «зарубить на носу».

11. Итог.