Вход в Личный кабинет

Организация исследовательской работы учащихся на уроках математики

Разделы: Преподавание математики, Общепедагогические технологии


Перед школьным образованием стоит задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, приспособленного к новым условиям жизни в современном обществе, владеющего системой знаний и развитыми интеллектуальными способностями, позволяющими ему самостоятельно повышать уровень образования на протяжении всей жизни. Успешность усвоения требуемого объема информации ограничивается временем, в связи с чем необходимо находить и реализовывать потенциальные возможности оптимизации школьного процесса обучения: применение новых методов обучения, активизирующих познавательную деятельность учащихся и развивающих их интеллектуальные способности, необходимые для успешного процесса познания.

В отечественной практике в содержании школьного математического образования все большее распространение получают исследовательские методы и методы проектов.

В большинстве пособий по методике математики проблема приобщения учащихся к творческой исследовательской деятельности не раскрывается, а лишь констатируется в плане важности ее решения. Однако роль математики как учебного предмета была и остается чрезвычайно велика в плане формирования мировоззрения и творческого мышления учащихся, поэтому знания, полученные на уроках, должны быть максимально приближены к жизни и практике. Преподавать математику надо так, чтобы учащиеся хотели ее изучать, видели ее развитие и испытывали радость от процесса познания. А исследовательская деятельность, как методика сотрудничества при организации работы учащихся в значительной степени соответствует формированию у учащихся новых учебных умений по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний, новых личностных качеств.

Тема «Статистические характеристики» изучается далеко не в каждой школе и многие учителя объясняют это тем, что авторы учебников, по которым они работают, не включили туда эти темы даже для дополнительного изучения. И это не правильно!

Ведь статистика – это наука очень актуальная в наши дни, она занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных массовых явлениях, происходящих в природе и обществе. Слово статистика происходит от латинского status, что означает «состояние, положение вещей». Статистика изучает численность отдельных групп населения страны и ее регионов, производство и потребление различных видов продукции, перевозку грузов и пассажиров различными видами транспорта, природные ресурсы и т. п. и результаты статистических исследований широко используются для практических и научных выводов. Не обошла вниманием статистика и проблемы здоровья. Для наглядного представления данных, полученных в результате статистического исследования, широко используются различные способы их изображения: таблицы, столбчатые и круговые диаграммы и т. д. с ними дети знакомятся на уроках математики 5-х классов, географии, биологии, экономики и других. Статистика включает в себя такие понятия, как среднее арифметическое ряда чисел, то есть частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых; моду ряда чисел – число, которое встречается в данном ряду чаще других; медиану – число, записанное посередине ряда чисел с нечетным числом членов, а если в ряду чисел будет четное количество членов, то медианой будет являться  среднее арифметическое, двух чисел, записанных посередине; размах ряда чисел – разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел.

Для изучения различных общественных и социально-экономических явлений, а также некоторых процессов, происходящих в природе. Проводятся специальные статистические исследования.

Ученицы 8 класса под моим руководством  в рамках своих возможностей провели исследование по теме: «Дневной рацион питания подростка».

Целью их исследования стало следующее: изучив статистические данные и данные из различных источников, выяснить каким должен быть дневной рацион здорового питания подростка. Исходя из цели были поставлены задачи:

1. Собрать статистические данные, касающиеся дневного рациона подростков и проанализировать их.
2. Составить таблицы «полезного» и «вредного» меню с учетом полученных данных.
3. Учесть при вычислении конечных результатов для табличных данных сведения о возрастных особенностях, энергетической ценности продуктов и энергозатрат человека при различных видах деятельности. 

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются анализом проблемы исследования, использованием методик, адекватных поставленным задачам обучения, современным методам научных исследований, согласованностью прогнозов исследования и оценки результатов медицинским работником школы и учителями биологии. Критерии эффективности предлагаемого исследования: качество знаний, умений и навыков учащихся по изучаемой теме алгебры, готовность учителей к переходу работы по учебникам, включающим в себя тему «Статистические характеристики», положительная динамика развития познавательного интереса учащихся.

Логика исследования включает в себя следующие этапы:

1. Общее ознакомление с проблемой исследования и определение ее границ.
2. Изучение передового практического опыта по проблеме здорового питания.
3. Анализ различной литературы и  рассмотрение аспектов проблемы.
4. Обоснование цели и задач исследования.
5. Составление таблиц меню.
6. Проверка выводов исследования.

Любая исследовательская деятельность требует тщательной подготовки. Причем защита результатов предусматривает, как правило, сдвоенный урок. Перед началом исследования мною, как руководителем. Были определены основная проблема и частные задачи, а также возможные гипотезы и их решения. Были определены, какие знания, умения и навыки потребуются учащимся при работе над исследованием, какие новые знания, умения и навыки они должны приобрести в процессе исследования, что им может понадобиться для успешной работы (источники информации, готовая информация, вспомогательные средства обучения), какими методами они смогут воспользоваться и какая при этом может потребоваться помощь (анкетирование, интервью, беседы, работа с документами, поиск информации в различных источниках).

Мной был продуман весь ход работы над исследованием, но эта информация использовалась лишь в качестве ориентира в организации деятельности учащихся. в этом и заключается суть исследования: учащиеся сами должны прийти к выводу о правомерности выдвинутых проблем или их ошибочности, но при этом они должны подтвердить свою точку зрения аргументами, фактами.

На первом этапе работы я предложила учащимся проблему здорового питания вообще и попросила их отделить ту часть, которая им близка, и на основе нее сформулировать тему для дальнейшего исследования. Класс разделился на группы, и исследование одной из них приводится здесь.

Дети под моим руководством изучили предложенные статьи из журналов , учебников биологии, вспомнили сведения, полученные из телепередач и пришли к выводу. Что, с одной стороны. человеку для жизни необходимо употреблять в пищу  самые различные продукты питания, но с другой – надо это делать разумно и в меру. После анализа различных продуктов они пришли к выводу, что пища человека должна быть богатой и разнообразной. Следующим этапом стало изучение сведений, полученных из таблиц «Энергозатраты человека», «Энергетическая ценность некоторых продуктов питания», «Норма продуктов на одного человека в день», «Энергозатраты детей и подростков».  Мной была составлена анкета, с помощью которой они провели опрос учащихся 7-8 классов с целью выяснить, какие продукты питания они любят употреблять, употребляют больше всего, какие, по их мнению, должны быть в рационе ежедневно, а от каких следует воздержаться. Также мы вместе провели опрос среди учителей по тем же проблемам. Эта деятельность позволила нам построить диаграммы по результатам опроса и сделать промежуточные выводы, которые и позволили, после математических подсчетов, составить «полезное» и «вредное» меню подростка на день, обсудить их важность и недостатки и сделать необходимые выводы.

Методической основой исследования явились: психологические и педагогические процессы познания; дидактические закономерности учебного познания; достижения и тенденции в развитии методики обучения математики, в развитии медицины и биологии.

Для исследования поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической, биологической и медицинской литературы; анализ организации преподавания математики в школе; проведение измерений( проведение наблюдений, интервью с учителями и учащимися, анкетированного опроса); проведение серии уроков с целью выявления эффективности предлагаемого исследования. В результате исследования была составлена презентация исследования для наглядного представления учащимся и учителям школы на открытом заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла и на районном семинаре учителей по работе над формированием ключевых компетенций учащихся.

Когда речь идет об исследовательской деятельности, необходимо, чтобы целью познавательных действий учащихся было не просто усвоение содержания, а решение определенной проблемы на основе этого содержания, то есть активное применение получаемых знаний для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания. В основе исследовательской деятельности должно лежать развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать проблему, уметь принимать решения, развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности. Задача учителя – помочь в этом учащимся, ибо развитие творческих способностей было и остается одной из приоритетных задач педагогики.