Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Организация исследовательской работы учащихся на уроках математики

Разделы: Преподавание математики, Общепедагогические технологии


Перед школьным образованием стоит задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, приспособленного к новым условиям жизни в современном обществе, владеющего системой знаний и развитыми интеллектуальными способностями, позволяющими ему самостоятельно повышать уровень образования на протяжении всей жизни. Успешность усвоения требуемого объема информации ограничивается временем, в связи с чем необходимо находить и реализовывать потенциальные возможности оптимизации школьного процесса обучения: применение новых методов обучения, активизирующих познавательную деятельность учащихся и развивающих их интеллектуальные способности, необходимые для успешного процесса познания.

В отечественной практике в содержании школьного математического образования все большее распространение получают исследовательские методы и методы проектов.

В большинстве пособий по методике математики проблема приобщения учащихся к творческой исследовательской деятельности не раскрывается, а лишь констатируется в плане важности ее решения. Однако роль математики как учебного предмета была и остается чрезвычайно велика в плане формирования мировоззрения и творческого мышления учащихся, поэтому знания, полученные на уроках, должны быть максимально приближены к жизни и практике. Преподавать математику надо так, чтобы учащиеся хотели ее изучать, видели ее развитие и испытывали радость от процесса познания. А исследовательская деятельность, как методика сотрудничества при организации работы учащихся в значительной степени соответствует формированию у учащихся новых учебных умений по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний, новых личностных качеств.

Тема «Статистические характеристики» изучается далеко не в каждой школе и многие учителя объясняют это тем, что авторы учебников, по которым они работают, не включили туда эти темы даже для дополнительного изучения. И это не правильно!

Ведь статистика – это наука очень актуальная в наши дни, она занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных массовых явлениях, происходящих в природе и обществе. Слово статистика происходит от латинского status, что означает «состояние, положение вещей». Статистика изучает численность отдельных групп населения страны и ее регионов, производство и потребление различных видов продукции, перевозку грузов и пассажиров различными видами транспорта, природные ресурсы и т. п. и результаты статистических исследований широко используются для практических и научных выводов. Не обошла вниманием статистика и проблемы здоровья. Для наглядного представления данных, полученных в результате статистического исследования, широко используются различные способы их изображения: таблицы, столбчатые и круговые диаграммы и т. д. с ними дети знакомятся на уроках математики 5-х классов, географии, биологии, экономики и других. Статистика включает в себя такие понятия, как среднее арифметическое ряда чисел, то есть частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых; моду ряда чисел – число, которое встречается в данном ряду чаще других; медиану – число, записанное посередине ряда чисел с нечетным числом членов, а если в ряду чисел будет четное количество членов, то медианой будет являться  среднее арифметическое, двух чисел, записанных посередине; размах ряда чисел – разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел.

Для изучения различных общественных и социально-экономических явлений, а также некоторых процессов, происходящих в природе. Проводятся специальные статистические исследования.

Ученицы 8 класса под моим руководством  в рамках своих возможностей провели исследование по теме: «Дневной рацион питания подростка».

Целью их исследования стало следующее: изучив статистические данные и данные из различных источников, выяснить каким должен быть дневной рацион здорового питания подростка. Исходя из цели были поставлены задачи:

1. Собрать статистические данные, касающиеся дневного рациона подростков и проанализировать их.
2. Составить таблицы «полезного» и «вредного» меню с учетом полученных данных.
3. Учесть при вычислении конечных результатов для табличных данных сведения о возрастных особенностях, энергетической ценности продуктов и энергозатрат человека при различных видах деятельности. 

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются анализом проблемы исследования, использованием методик, адекватных поставленным задачам обучения, современным методам научных исследований, согласованностью прогнозов исследования и оценки результатов медицинским работником школы и учителями биологии. Критерии эффективности предлагаемого исследования: качество знаний, умений и навыков учащихся по изучаемой теме алгебры, готовность учителей к переходу работы по учебникам, включающим в себя тему «Статистические характеристики», положительная динамика развития познавательного интереса учащихся.

Логика исследования включает в себя следующие этапы:

1. Общее ознакомление с проблемой исследования и определени