Разработка внеклассного мероприятия по математике "Ключи к победе"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цели игры:

  • развитие математических способностей, сообразительности, логического мышления, укрепления памяти;
  • развитие и укрепление интереса к математике;
  • развитие коммуникативных возможностей учащихся, умения работать в коллективе;
  • формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к своей малой родине, воспитание уважения к родному краю и гордости за него.

Использование компьютерных технологий: Презентация

Ход игры: (Слайд 1)

Ведущий: Сегодня мы окажемся участниками интересной игры– это игра «Ключи к победе». (Слайды 2, 3)
В ней участвуют две команды, которые пройдут ряд испытаний, где надо проявить все свои знания по математике и знания родного края.
За каждый успешно и быстро пройденный этап команды получают ключ. Чем больше ключей заработает команда, тем больше букв она сможет открыть в записанных здесь словах и отгадать само слово.
Следить за ходом игры будет жюри.

1 этап: «Математическая эстафета» (Слайд 4)

Для каждой команды приготовлено задание. Команды начинают считать одновременно. Жюри смотрит: кто быстрее справится и поднимет карточку, проверяет выполнение. (Слайд 5)
(Ответ 455)

Ведущий: А что это число означает для нашей Республики? (455 лет со дня присоединения Удмуртии к России исполнится в 2013 году)

2 этап: «Снимем маску» (Слайд 6)

Угадайте, о ком идет речь. (Слайд 7)

Ведущий: Родилась в 1942 году в деревне Логачи Воткинского района. Имеет 39 золотых наград чемпионки СССР. 12 раз становилась серебряным и бронзовым призером всесоюзного первенства на разные дистанции. Кавалер ордена Ленина, трех орденов– знак Почета. Почетный гражданин города Ижевска. В 1984 году ей вручена высшая спортивная награда– Олимпийский серебряный орден. Живет в городе Ижевске. (Галина Кулакова) (Слайд 8)
Она много одержала побед благодаря стараниям, упорству, знаниям. А сейчас вопросы от Г.Кулаковой на знание математики будут заданы каждой команде. Кто снял маску, отвечает первый. На отгадывание отводится 1,5 минуты.

Вопросы для 1 команды (Слайд 9)

  1. Как называется сотая часть числа? (Процент)
  2. Как найти неизвестное делимое? (Частное умножить на делитель)
  3. Наименьшее натуральное число (1)
  4. Можно ли при умножении чисел получить нуль? (Да)
  5. 32 = 9, 42 = 16, а чему равен угол в квадрате? (900)
  6. Единица измерения скорости на море. (Узел)
  7. Площадь квадрата 49 см2. Чему равен его периметр? (28 см)
  8. Какие цифры употребляются в десятичной системе счисления? (Арабские)
  9. Чему равен объем 1кг воды? (1 л)
  10. Какую часть часа составляют 20 минут? (Треть)
  11. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 2 десятка? (40)
  12. Какой знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получилось число, большее 2 и меньшее 3? (Запятую)
  13. Как найти неизвестное слагаемое? (Из суммы вычесть известное слагаемое)
  14. Как называется натуральное число, имеющее более двух делителей? (Составное)
  15. НОД взаимно простых чисел (1)
  16. Французский математик, который ввел координатную прямую (Декарт)
  17. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (100)
  18. Число, определяющее положение точки на прямой (Координата)
  19. Прибор для измерения углов (Транспортир)
  20. На сколько нужно разделить 2, чтобы получилось 4 ? (на 1)2)

Вопросы для 2 команды (Слайд 10)

  1. 1% от рубля (1 коп)
  2. Как найти неизвестное вычитаемое? (Из уменьшаемого вычесть разность)
  3. Можно ли при делении чисел получить нуль? (Да)
  4. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит на двух ногах? (3 кг)
  5. Чему равен 1 пуд? (16 кг)
  6. Периметр прямоугольника равен 64 см. Чему равна сторона квадрата с тем же периметром? (16)
  7. Разделите 100 на половину (100 : 1)2 = 200)
  8. Каким словом обозначался миллион в Древней Руси? (Тьма)
  9. Чему равна 1)4 часа? (15 минут)
  10. Чему равна масса 1 м3 воды? ( 1кг)
  11. К натуральному числу справа приписали три нуля. Во сколько раз увеличилось число? (в 1000)
  12. Как найти неизвестный множитель? (Произведение разделить на известный множитель)
  13. Как называется натуральное число, делящееся без остатка на 2? (четное)
  14. 5 * 5 = 25, 6 * 6 = 36, 7 * 7 = ? (49)
  15. Деление числителя и знаменателя дроби на их общий делитель, отличный от нуля (Сокращение)
  16. Отрезок, соединяющий точку на окружности с ее центром (Радиус)
  17. Ученый, наиболее известным достижением которого стало «решето» для отсеивания простых чисел (Эратосфен)
  18. Прибор для построения окружности (Циркуль)
  19. Место, занимаемое цифрой в записи числа (Разряд)
  20. Сумма длин всех сторон многоугольника (Периметр)

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, сосчитайте, сколько на рисунке треугольников, кругов, квадратов? (Слайд 11) (Ответ: треугольников – 4, кругов – 8, квадратов – 6)

3 этап: «Тир» (Слайд  12)

Недавно у нас в школе прошли стрелковые соревнования. Среди нас есть лучший стрелок. Это Максимов Артем. Вы, ребята, стреляли из пневматического оружия, а кто свои изобретением оружия прославил нашу Удмуртию на весь мир? (М.Т. Калашников) (Слайд 13) – сообщение учащегося.
Ваша задача – метнуть дротик, попасть в один из секторов и получить выбранную таким образом задачу. Метает один член команды, а решают все. Первой будет метать та команда, которая получила ключ за предыдущий этап. Время прохождения этапа – 5 минут (задачи отдельно) (Слайд 14)

1. Волшебный сад колдуна Черномора имеет форму прямоугольника. Сад окружает кованая ограда длиной 28000 м. Ширина сада 6000 м. Найди длину волшебного сада Черномора.

(Ответ: 8 км)

2.  всю свою долгую жизнь Золотая рыбка была поймана 1936 рыбаками. Испугались говорящей  рыбки и выбросили ее обратно в море 3)8 всех рыбаков. 1)5 оставшихся не поверили, что рыбка волшебная, зато все остальные воспользовались ее услугами. Скольких рыбаков осчастливила Золотая рыбка?

(Ответ: 968 рыбаков)

3. Сивка-Бурка может проскакать 240 верст за 3 часа, а конь золотогривый– за 4 часа. Сколько времени потребуется королевичу Елисею, чтобы добраться до мертвой царевны на Сивке-Бурке, а вернуться на коне золотогривом, если расстояние до мертвой царевны 720 верст?

(Ответ: 21 час)

4 этап: «Цирк» (Слайд 15)

Ведущий: Вы знаете, что в течение ряда лет наши первоклассники в начале сентября ездят в цирк? Недавно в городе Ижевске открылся новый цирк.

Я с мамой и папой в Ижевске живу,
И город родной я очень люблю.
Люблю я в парке гулять и кататься,
Люблю я в Ижевском пруду поплескаться.
Еще я люблю наш цирк красивый,
Там зритель всегда такой счастливый.
Веселые клоуны всех нас смешат,
Собачки и львы людей веселят.

И мы с вами отправляемся в цирк. На арене выступает клоун. Он предлагает вам решить задачи-шутки: (Слайды 16, 17)

1) Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по кошке. Сколько существ направлялось в Москву? (1)
2) Спрыгнуть с него на ходу можно, а вскочить в него на ходу нельзя. Что это? (Самолет)
3) На дереве сидело 10 птиц. Охотник выстрелил и подстрелил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве? (Ни одной)
4) Горело пять свечей. Две из них потушили. Сколько свечей останется? (2)
5) Крыша одного дома несимметрична: один его скат составляет с горизонтом угол 700, а другой – 600. Предположим, что петух откладывает на гребне крыши яйцо. Куда оно покатится? (Петух не несет яйца)
6) Как можно одним мешком пшеницы, смоловши ее, наполнить два мешка, которые столь же велики, как и мешок, в котором находилась пшеница? (Один мешок вложить в другой)
7) Из Москвы в Санкт-Петербург промчался на «вольво» предприниматель Вася. Навстречу ему в то же самое время из Санкт-Петербурга на велосипеде выехал доцент Иван Петрович. Кто из них в момент встречи был ближе к Москве? (Одинаково)
8) Какие часы два раза в сутки показывают верное время? (Которые стоят)
9) Летели три страуса. Одного сбили. Сколько страусов улетело? (Нисколько, страусы не летают)
10) Представь, что ты рыболов. Вчера ты поймал пять мелких окуньков, возраст которых исчисляется тремя неделями. Сегодня была поймана щука, которая старше окуньков на 353 дня, но моложе рыболова на 10 лет. Сколько лет рыболову? (Рыболову столько лет, сколько вам)

Команда, набравшая больше очков, получает ключ.

5 этап: «Труд – ключ к успеху» )Слайд 18)

Ведущий: Отдохнули, а теперь – за работу. (Слайд 19). Узнали?
На фотографии наши односельчане. Это: мастер Лямина Ирина, гендиректор Алиахмед Алиев, плотник Владимир Владыкин, укладчица Галина Никифорова. Они работают на предприятии «Лесозавод «АРТА». (Слайд 20). Основная продукция предприятия – обрезная доска из хвойных пород, обапол, вагонка. Коллектив работает слаженно, объем выпуска основной продукции растет. А какова же прибыль предприятия? Об этом вы узнаете, решив следующие задачи:

1. За месяц отправляется в Азербайджан 1500 м3 пиломатериала по цене 4250 рублей за 1 м3. На какую сумму была отправлена древесина за месяц? за полгода? (Ответ: 6375000 руб., 38250000 руб.)

2. В лесоцех за день поступает 60 м3 пиловочника. Из него получается 42 м3 доски, 5м3 обапола, 10 м3 отходов, идущих на дрова, а остальное – опил. Сколько процентов составляет опил? (Ответ: 5%)

6 этап: «Знатоки пословиц» (Слайды 21, 22)

Ведущий: А этого человека вы встречаете в школе каждый день. О ее успехах и достижениях тоже всем известно: призер районных олимпиад и спортивных соревнований, неоднократный победитель районных и республиканских конкурсов рисунков, победитель республиканского конкурса сельхозпрофессий, а также она заняла 2 место во всероссийском слете ученических производственных бригад (г.Белгород) (Ложкина Роза)  (Слайд 23)
А теперь вы покажите свои знания и умения. (Слайд 24). Назовите пословицы и поговорки, содержащие числа. Каждая названная пословица приносит очко команде. Время – 1,5 минуты.

7 этап: «Конструктор» (Слайды 25, 26)

Ведущий: Изобразите смешную фигуру по следующим данным:

1 команда – составьте фигуру из двух лучей, угла в 1200, равнобедренного остроугольного треугольника, окружности и двух отрезков.
2 команда – составьте фигуру из квадрата, прямоугольника, равнобедренного тупоугольного треугольника и 2 прямых углов, двух лучей.

Жюри подводит итоги.

Ведущий: Вот вы и добрались до финала с заработанными ключами. Теперь вы этими ключами будете открывать буквы в написанных здесь словах. Начинает команда, получившая большее число ключей. (Слайд 27)
Здесь зашифровано слово – фамилия великого ученого, которому принадлежат слова:

1 команда – «Великая книга природы написана математическими символами» (Галилей)
Галилей – великий итальянский физик, астроном и математик.

2 команда – «Числа управляют миром» (Пифагор)
Пифагор – древнегреческий ученый, философ, скульптор, кулачный боец и т.д.

Подведение итогов, награждение команд. (Слайд 28)

Ведущий: Наша республика небольшая, но она очень красивая, богата полезными ископаемыми, а самое главное– людьми, замечательными людьми, которые нас окружают. Это их руками создается богатство. И вам в будущем множить это богатство. Какой будет наша Удмуртия в будущем, зависит от нас. Пусть же в ваших сердцах живет любовь к своей земле и растет желание сделать нашу республику еще богаче и еще красивее!

Пополняйте свои знания и умения!