Педагогический совет "Организация деятельности по сохранению и укреплению психологического, физического и духовно-нравственного здоровья участников образовательного процесса"

Разделы: Администрирование школы


План проведения педагогического совета:

  1. Вступительное слово директора школы: утверждение повестки и регламента педагогического совета. (Директор)
  2. Содержание понятия здоровья и взаимосвязь его основных компонентов. (Руководитель школьного Центра здоровья)
  3. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса. (Ответственный: учитель физкультуры)
  4. Сохранение физического здоровья гимназистов. (Ответственный: врач-педиатр)
  5. Психологический компонент здоровья, как один из основных составляющих здорового образа жизни участников образовательного процесса. (Ответственный: педагог-психолог)
  6. Духовно-нравственное воспитание в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта. (Ответственный: зам. директора по УВР)
  7. Активные методы обучения как возможность формирования общей культуры школьника (личностной, социальной, экологической, здоровьесберегающей и т.д.). (Содокладчик)
  8. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе:
    1. оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода БОС (ответственный: педагог-психолог);
    2. медитация (ответственный: учитель физкультуры).
  9. Утверждение проекта решения педагогического совета.

Цель: актуализация знаний педагогического коллектива по основным компонентам здоровья в образовательном процессе, анализ проблемы сохранения психологического, физического и социального здоровья участников образовательного процесса, определение способов сохранения и укрепления основных компонентов здоровья участников образовательного процесса.

Задачи:

  • познакомить педагогов школы с сущностью понятия “здоровья” и его основных компонентов;
  • познакомить с результатами мониторинга физического развития, возможностью его практического применения;
  • проанализировать проблемы сохранения психологического, физического и социального здоровья участников образовательного процесса;
  • выделить основные пути и способы сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса;
  • познакомить педагогов гимназии с практическим использованием технологии БОС-дыхания и медитации.

Содержание понятия “здоровье” и взаимосвязь основных его компонентов

Презентация.

Слайд 1. Организация деятельности по сохранению и укреплению психологического, физического и духовно-нравственного здоровья

Слайд 2. Содержание понятия “здоровье” и взаимосвязь основных его компонентов.

Актуальность темы сохранения и укрепления здоровья ежегодно растет. Это связано с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического и политического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Стратегические направления государственной политики в области сохранения здоровья, в частности подрастающего поколения регламентируются многими федеральными и региональными законами, последние документы из которых: национальная инициатива НАША НОВАЯ ШКОЛА, новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), Национальная стратегия действий в интересах детей.

В направлении детского здоровьесбережения участвуют различные субъекты профилактики, такие как здравоохранение, образование, физическая культура и спорт, питание, культура и др. Именно система образования является важной частью стратегии массовой профилактики. Период школьного обучения основной и самый длительный период взросления ребенка и учебная деятельность школьника протекает на фоне глубочайших перестроек всего организма.

Опираясь на выше сказанное, мне бы хотелось по ходу педагогического совета не только актуализировать знания по основным компонентам здоровья в образовательном процессе, но и выделить актуальные проблемы сохранения психологического, физического и духовно-нравственного здоровья обучающихся в гимназии, а также определить возможные пути и способы решения данных проблем.

Слайд 3. Определение понятия “здоровье”.

Существует много определений здоровья, сформулированных в разных странах мира, в различное время и представителями различных научных дисциплин.

Однозначного, приемлемого для всех определения понятия “здоровье” пока не существует. В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. На мой взгляд, более полное определение данного понятия раскрывает В.П. Казначеев, где указывает важность сохранения здоровья для человека: “Здоровьеэто процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни”.

Слайд 4. Компоненты здоровья.

Указанные выше определения, показывают многоаспектность понятия здоровья. Каждый компонент здоровья имеет свое четкое определение, однако в рамках образовательного пространства их нельзя рассматривать отдельно, они теснейшим образом связаны друг с другом.

В понятие здоровой личности многие психологи XX века вкладывают, по сути, представление о “психологическом здоровье”, так как ученые и медики уже соглашаются, что 90% заболеваний имеют психосоматический характер. В организме при разных психологических состояниях происходят разные биохимические процессы. Например, состоянии стресса, оказывает негативное воздействие не только на психологическое здоровье человека, но и на его физическое самочувствие: нарушается работа желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, снижается иммунитет, что провоцирует ряд неблагоприятных заболеваний (гипертоническая, язвенная болезни, инсульт и прочее) или обострение уже имеющихся.

К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье — система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе – его мораль. Нравственное здоровье определяет духовность человека.

Переход от психологического к социальному уровню здоровья в определенной степени условен. Социальное здоровье определяется как количество и качество межличностных связей человека и степень его участия в жизни общества. Психологические свойства личности вне системы общественных отношений, просто не существуют. Только люди со здоровой психикой обычно чувствуют себя активными участниками социальной системы.

Одной из объединяющих социальное и психическое здоровье является творческая компонента здоровья. Присутствие элементов творчества в работе рассматривают как источник здоровья. Чем больше в трудовой деятельности выражено творческое начало, инициатива, применяются личные способности и знания, тем больше приносит она удовлетворение, тем заметнее ее оздоровительное воздействие, и наоборот.

Слайд 5. Принципы реализации здоровьесберегающей деятельности.

В целях успешной реализации всех мероприятий, связанных со здоровьесбережением в образовательном процессе, необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Масштабность деятельности в результате 100% охвата всех учащихся гимназии и сотрудничества всех участников образовательного процесса (учителя, родители, дети).

2. Комплексность профилактических мер.

3. Принцип целостности, обеспечивающий системность и преемственность целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания.

4. Длительность и систематичность оздоровительных мероприятий в течение всего периода обучения.

5. Этапность и целенаправленность реализации мер по формированию здорового образа жизни.

6. Принцип природосообразности - подход к ребенку с учетом половозрастных, конституциональных и психофизиологических характеристик.

7. Принцип культуросообразности, основывающийся на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнических культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим нормам.

8. Принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие детей в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, жизненными установками обучающихся.

И только такая организация здоровьесберегающей деятельности будет являться наиболее обоснованной и эффективной в образовательном процессе.

Слайд 6. Факторы, влияющие на здоровье.

Все мы неоднократно слышали о влиянии ряда факторов на здоровье человека (биологических и социальных). Это внешние факторы (экзогенные) и внутренние факторы (эндогенные).

А) Внешние факторы (экзогенные) в значительной степени регулируются обществом; сюда входят социальные факторы (воспитание, быт, работа), которые и являются определяющими в формировании образа жизни.

Б) Внутренние факторы (эндогенные) – пол, возраст, этническая принадлежность, наследственность с конституциональными особенностями, строение и формирование отдельных органов и систем, их взаимодействие, индивидуальные особенности обменных процессов. Большая часть эндогенных факторов не определяется человеком, его волей.

Эксперты ВОЗ установили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные:

– генетические факторы – 15–20%;

– состояние окружающей среды – 20–25%;

– медицинское обеспечение – 10–15%;

– условия и образ жизни людей – 50–55%.

Слайд 7. Учет возрастных особенностей в решении задач здоровьесбережения.

Не смотря на то, что серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья детей оказывают социальные проблемы, экологически неблагополучная окружающая среда, генетическая отягощенность, все же специалисты считают, что более 20% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой. Сила влияния школьных факторов определяется тем, что они действуют комплексно и системно, длительно и непрерывно (а именно, 10-11 лет ежедневно). И поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов их суммарное воздействие оказывается значимым.

Важно также то, что негативные влияния школьных факторов развития приходятся на период интенсивного роста и развития организма ребенка, на период наиболее чувствительный к любым неблагоприятным воздействиям.

Школьные факторы, негативно влияющие на рост, развитие и здоровье детей:

1. Стрессовая тактика педагогического общения;

2. Интенсификация учебного процесса;

3. Несоответствие методик и технологии обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

4. Нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительной работы)

5. Низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

С комплексным подходом к организации работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, вы были знакомы раннее – это и здоровьесберегающая инфраструктура, рациональная организация учебного процесса и другие направления, которые были озвучены на прошлом педагогическом совете. Сегодня я бы хотела сделать акцент на другом моменте - каждому возрастному периоду характерны определенные анатомо-физиологические и психологические особенности, исходя из которых, следует решать вопросы организации воспитания, проведения мероприятий по сохранению, развитию и формированию здоровья детей.

Период школьного обучения включает в себя не только возрастные кризисы, но и целый ряд сенситивных периодов. Всем известно, что возрастной кризис – это особый, относительно непродолжительный (до года) период развития, характеризующийся резкими психологическими изменениями и является необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. Сенситивные периоды развития – периоды повышенной восприимчивости к определенного рода влияниям внешней среды. Некоторые специалисты утверждают, что наверстать упущенное в сенситивный период в более позднем возрасте трудно, но возможно. Некоторые специалисты указывают на невозможность коррекции тех функций, которые были не развиты в сенситивный период. Так, сенситивным периодом для развития невербальной памяти (в частности, двигательной памяти) считается ранний и дошкольный возраст. К другим сенситивным периодам я обращу ваше внимание по ходу выступления.

Слайд 8. Психологическое здоровье.

Основу психологического здоровья личности школьника составляет полноценное психическое развитие на всех этапах детства, то есть, удовлетворение возрастных потребностей ребенка, успешность овладения им ведущей деятельности возраста. Взросление учащегося рассматривается как особая фаза развития, где происходит активация процессов преодоления трудностей и одновременно служит стимулом для дальнейшего благоприятного развития.

Существует четыре возможных исхода возрастных кризисов: выздоровление, невроз, личностные нарушения и психоз. Некоторые психологи отмечают, что психика человека способна успешно преодолевать и внешние катастрофы, и большие личные трагедии, опираясь только на внутренние ресурсы, не прибегая к помощи профессиональных психологов, психотерапевтов, врачей. Однако, считается, что своевременная и адекватная психологическая помощь в 95% случаев приводит к выздоровлению, как одного из этапа выхода из возрастного кризиса. Эффективная психотерапия с проработкой и осознанием внутриличностных и межличностных проблем, может способствовать достижению психического здоровья. Психотерапевтические и психокоррекционные воздействия направляются обычно на ликвидацию психологических предпосылок аномального поведения и имеют целью достижение социально-психологической адаптации ребенка.

Слайд 9. Физическое развитие.

В работе, направленной на сохранение и укрепления физического здоровья обучающихся в первую очередь учитываются возрастные особенности, индивидуальное здоровье детей, идет ориентация на использование "сенситивных периодов".

Дело в том, что в моменты, наиболее благоприятные в развитии тех или иных качеств, результаты от целенаправленной подготовки в развитии именно сенситивных навыков могут достигать значительного (до 100-400%) превышения над исходным уровнем. А в другие, не сенситивные периоды, та же самая работа по объему и интенсивности, с использованием тех же самых методик и упражнений, сможет развить способности лишь на 5-20% от исходных результатов.

Развитие основных физических качеств наиболее благоприятно в следующих периодах для обычного школьника:

  • Гибкость: 3-4 года до 15 лет;
  • Ловкость: 7-10 лет до 13-15;
  • Быстрота и скорость: 11-14 лет (максимальный уровень достигается к 15-летнему возрасту)
  • Мышечная сила: 14-17 лет. Максимального значения качество силы достигает к возрасту 18-20 лет;
  • Общая выносливость: 15-20 до 25 лет;

Слайд 10. Духовно-нравственное развитие.

Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействие родителей и педагога на духовно-нравственную сферу учащегося. Духовно-нравственные ценности, прежде всего, прививаются ребенку родителями, и поддерживаются и развиваются школьными педагогами.

Как отмечает Ш.А. Амонашвили: “Теплая, задушевная атмосфера в семье, эмоционально насыщенная жизнь в школе играют огромную роль в воспитании ребенка, создают предпосылки для развития его интеллекта, служат условием гармонизации его душевных сил – чувств, ума и воли”, то есть являются основой психического и физического здоровья школьников.

Поэтому создание условий для благоприятного развития личности в целом, с учетом психологических, физиологических и социально-нравственных особенностей выдвигается на один из первых планов.

Слайд 11. Мониторинг здоровья.

Вся деятельность, направленная на здоровьесбережение сопровождается мониторингом здоровья – это специально организованные диагностические мероприятия (измерения), отслеживающие динамику показателей физического развития, психологического состояния здоровья и духовно-нравственного развития. Данная работа проводится с целью своевременного реагирования на тенденции в состоянии здоровья, определение путей профилактики, с целью эффективности внедрения различных инновационных оздоровительных и образовательных программ, а также для внедрения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий.