Конспект непосредственно образовательной деятельности во 2-й младшей группе: "Да здравствует мыло душистое!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Образовательные задачи:

  • Продолжить формирование простейших культурно – гигиенических навыков (мытьё рук) (образовательная область “Здоровье”)
  • Учить простейшим способам обследования предметов (образовательная область “Познание”).
  • Продолжить знакомить детей со свойствами предметов ближнего окружения (мыло) (образовательная область “Познание”).

Развивающие задачи:

  • Расширять и активизировать словарный запас детей (образовательная область “Коммуникация”)
  • Обогащать чувственный опыт детей. Развивать умения детей выделять сенсорные признаки, цвет, форму, величину и умение фиксировать его в речи (образовательная область “Познание”).
  • Способствовать удовлетворению детской потребности в самовыражении при украшении предмета узорами (образовательная область “Художественное творчество”)

Воспитательные задачи:

  • Способствовать формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим (образовательная область “Социализация”)

Материалы и оборудование: игрушка Хрюша; магнитофон; 2 банки с водой (чистая, грязная); пипетка; салфетки; мыло разного цвета, формы на каждого ребенка; пакеты с жидким мылом; игрушечная ванна с водой, полотенце.

Ход деятельности

Вводная часть. Организационный момент.

Воспитатель: - Дети, где наша кукла Таня?.. Помогите мне найти её. (Дети вместе с педагогом находят в игровом уголке на кровати спящую куклу) Таня долго играла, устала, легла отдохнуть. Что мы можем сделать, чтобы Катюша заснула? (выслушиваются высказывания детей). А вам поют дома песенки перед сном?.. Какие?.. Какую песенку мы споем Катюше, чтобы она уснула? (звучит музыка “Спят усталые игрушки”, педагог предлагает детям подпевать).

Основная часть

А) Актуализация знаний с опорой на ранее изученный материал

Сюрпризный момент.

Стук. Вносится кукла – Хрюша (весь грязный, с него капает вода, в руке мыльные пузыри).

Воспитатель: - Ой, кто пришел.

Хрюша: Здравствуйте, ребята! Я услышал свою любимую песенку и пришел к вам. Хочу поиграть в новую игру с вами.

Воспитатель: - Здравствуй, Хрюша. Ребята, будем играть с Хрюшей? … Мы обязательно с тобой поиграем, но сначала ответь нам: “Почему ты такой грязный?”

Хрюша: - Почему это я грязный? Я же умывался!

Воспитатель: - Дети, а вы как думаете? … Ну, хорошо, расскажи, где же ты умывался?

Хрюша: Я лужу возле дома увидел, там и умылся.

Воспитатель: - Дети, а разве можно умываться в луже? … Почему нельзя? … Хрюша, давай, ребята расскажут, чем надо умываться и научат тебя. Пойдёмте все к столу. Скажем вместе: Хрюша – пойдем с нами! (индивидуальное приглашение от детей).

Дети вместе с куклой перемещаются к специально оборудованному месту.

Б) Опытно-исследовательская деятельность.

Воспитатель: - Расскажите Хрюше, что находится на столе? Что налито в банки? Чем они отличаются?

Опыт с водой: Хрюша, смотри: у нас две банки с водой. Давайте капну всем ребятам на ладошку чистую воду. А вы салфеткой её промокните. Какая ладошка? (чистая, сухая) А теперь капну грязную воду, и вы так же промокните салфеткой эту каплю воды. Какими стали ладошка и салфетка? (грязными). В грязной воде много микробов, от которых можно заболеть. Кто объяснит Хрюше, какой водой надо умываться? … Ты понял, Хрюша, почему надо умываться чистой водой?

Хрюша: Да, понял. В грязной воде есть микробы и от них можно заболеть. Спасибо, что подсказали.

Воспитатель: - Но одной водой, даже чистой, нельзя смыть всю грязь, правда, ребята? Скажите Хрюше, что же еще нужно, чтобы вымыть руки чисто?.. Скажи, Катя, с чем мы моем руки? (с мылом)

Хрюша: А я никогда не видел его. Что это такое?

Воспитатель: - А мы тебе сейчас покажем его и расскажем о нем. Возьмите по 1 куску мыла.

Определение свойств мыла:

Воспитатель: - Посмотрите и скажите, какой формы мыло? … Можно сказать, что у всех мыло разной формы. - А каким цветом? (Даша – у тебя какого цвета?) Можно сказать, что у всех мыло разного цвета. - Дети, давайте понюхаем мыло. Приятно пахнет? Что мы почувствовали? (запах, аромат) Значит, какое оно? (ароматное, душистое …)

- У меня два мыла. Сравните эти 2 куска, какие они по размеру, по цвету? (большое, маленькое, но одного цвета).

- Ребята, вам, какое мыло больше понравилось? Почему? Хрюша, а тебе, какое мыло понравилось? Почему?

Хрюша: - Мне больше маленькое понравилось, мне удобно им намыливать руки, а еще его можно взять с собой в дорогу.

Воспитатель: - Молодец, Хрюша. Давайте, надавим пальцем на мыло. Что можно сказать про него? (твердое) А когда оно размягчается и начинает пениться? (когда на него попадает вода). Кто из вас видел или пользуется жидким мылом? Да, мыло бывает не только твердым, но и жидким. Возьмите пакетики с жидким мылом, пощупайте его. Что ощущаете? Оно тоже пенится, и с ним можно мыться, стирать белье.

Хрюша: Да, теперь я понял, что мыло – душистое, может быть разного цвета, формы и размера. Бывает и твердым, и жидким. Я буду всегда умываться чистой водой с мылом.

Воспитатель: - Молодец, Хрюша.

В) Обучение детей выполнять последовательность действий при мытье рук

Умывание Хрюши

Воспитатель: - Ребята, вы заметили, что у Хрюши и костюм грязный. Кто скажет, почему? (он вытер руки об одежду) Что же еще необходимо при мытье тела, рук? (полотенце). Мы должны вытираться насухо, чтобы вода не капала на одежду. Наши дети это умеют делать. Сейчас тебе ребята покажут, как надо правильно умываться, запоминай. (Педагог вместе с детьми выполняет имитационные движения мытья рук: открыть кран; намочить руки; взять мыло, намылить; смыть).

- А теперь я помогу тебе умыться, чтобы ты стал таким же чистым, как наши дети, а ребята, будут рассказывать стишок про водичку, который они хорошо знают.

Воспитатель над игрушечной ванной моет игрушку, а дети хором читают потешку: - Водичка, водичка умой, Хрюше личико…

Физминутка.

Хрюша: - Спасибо большое. Какой я стал чистый. Давайте играть в мою любимую игру “Три веселых братца”. Веселые братцы выполняйте движения вместе со мной:

Три веселых братца гуляли по двору (шаги на месте)
Три веселых братца затеяли игру
Делали головками ник-ник-ник, (наклоны головой)
Пальчиками ловкими чик-чик-чик, (движение пальцами)
Хлопали в ладоши хлоп-хлоп-хлоп, (хлопки)
Топотали ножками топ-топ-топ. (топают)

Хрюша: Ребята, вам понравилась моя игра?

3) Самостоятельная художественная деятельность

Воспитатель: - Спасибо за интересную игру. Мы теперь часто будем в неё играть. Хрюша, я хочу тебе и ребятам открыть тайну: оказывается мылом - не только моются и стирают. Кто из вас знает, можно ли по-другому использовать мыло?.. Им можно рисовать. Пойдёмте, я вас научу это делать.

Дети подходят к столам

Воспитатель: - Ребята, что находится на столе?... В одну руку надо взять мыло, а другой придерживать ткань. Мылом можно нарисовать любую картинку, узор, что вам захочется. У вас получатся красивые полотенца.

Дети украшают полотенца.

- Хрюша, тебе нравятся картинки, узоры, которые нарисовали на полотенцах ребята? Мы сможем подарить эти полотенца тебе и твоим друзьям. Правда, ребята?

Дети дарят полотенца Хрюше.

Заключительная часть.

Хрюша: - Ой, мне с вами было так интересно. Я про мыло столько всего узнал, что забыл про свои любимые мыльные пузыри, которые принес вам. Я вот всё время думал, почему их так называют – мыльные? Так и не догадался. А вы знаете, почему они так называются? Что добавлено в эту баночку?

Воспитатель: - Хрюша, сейчас помощник воспитателя принесет ребятам сок, мы его попьем, а потом будем играть с тобой и отвечать на твои вопросы. Подождёшь чуть-чуть?

Хрюша: - Конечно, а ребята руки-то мыть будут?

Воспитатель: - Обязательно. Пойдём в нашу умывальную комнату, посмотришь, как наши ребята уже умеют это делать.

Дети вместе с Хрюшей идут в умывальную комнату мыть руки.