Тема: "Определение метода, тренинга, тренингового метода"

Разделы: Школьная психологическая служба


“Нет событий – нет тренинга!”
Вачков И.В.

По мнению Вачкова И.В.: “Метод — способ достижения цели, осуществления познания, освоения и преобразования объектов действительности, которые включают в себя конкретные приемы и принципы обращения с тем или иным предметом”.

Метод позволяет подойти к объекту с различных сторон деятельности.

Тренинг – способ получения нового знания (обмена опытом, получения инструкций от тренера, совета одногруппника). В тренингах метод направлен не на объект деятельности, а на субъект. Тренинги могут быть как индивидуальными ( с одним человеком), так и групповыми( несколько человек).

Тренинговый метод — способ организации движения участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих.”

(Вачков И.В. “Психология тренинговой работы” Москва: “ Эксмо”, 2008 стр.42)

Тренинги направлены на получение новых знаний и навыков, а игра направлена на совершенствование уже приобретенных знаний и навыков.

Оказавшись в тренинговой группе, человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны.

В тренинге, направленном на переживание каких-либо событий, группа в настоящем времени переживает чувства и события прошлого, проецируя полученные знания и навыки на тренинге на будущее, чтобы не допускать этих же ошибок или в случае возникновения сложной (безвыходной) ситуации без проблем найти адекватное решение, делятся опытом и знаниями.

В игре есть возможность, используя полученные данные и знания, смоделировать ситуацию, в которой эти знания дадут положительный отклик – ситуация разрешится благополучно для всех участников, например, конфликта, либо отрицательный – конфликт не будет улажен, тогда ситуацию можно переиграть, предварительно обсудив допущенные ошибки, и попробовать все же добиться положительного результата – решения проблемы( в нашем случае конфликта).

Так же желание принять участие в тренинге не должно быть навязанным. Все делается на добровольной основе. Например, если родители привели ребенка, посадили на стул и сказали: “Сиди и слушай”, это не значит, что ребенок вынесет пользу из этих занятий.

Для успешного получения знания необходимо иметь: цель (получить знание), средства (источник знаний), способности (развитые когнитивные функции).

У участника есть вопрос, который требует решения, так как у него есть цель - ее решить. Следовательно, если он найдет привлекательным тот материал, который Вы даете, он придет к Вам не раз, и будет черпать все необходимое, пока не решится его вопрос. К этому времени может созреть еще один/несколько вопросов, которые требуют решения. Человек остается членом группы до тех пор, пока получает то, что удовлетворяет его запрос, если же нет, то он может выбрать себе другую группу и мастера, к которым сможет примкнуть, если в этом есть необходимость. Человек это может сделать по вашему совету или самостоятельно и продолжить совершенствоваться.

Группа может считаться командой, если успешно выполняет свою деятельность.

Тренинг

Итак, тренинг. Многими специалистами доказано, что информация получаемая членами группы, независимо от возраста, лучше воспринимается, не сидя безвылазно за партой по несколько часов, а в ходе игровой деятельности, сменяющейся своей активностью.

Тренинг в процессе работы активизирует, стимулирует, увлекает, впечатляет участников, что в свою очередь, способствует проявлению их активности и открытию новых качеств ранее не заметных.

Принимая участие в тренинге, мы примеряем на себя модели поведения других людей, учимся по новому относиться к себе и к окружающим нас людям.

Для того, чтобы тренинг для всех получился содержательным, желательно, чтобы все проявляли свою активность. Так же важно научиться выражать свои мысли. По мнению А.Грецова, необходимо прибегать к описанию собственных эмоциональных состояний (“я почувствовал обиду, когда...”), учиться выражать “Я – сообщения”, вместо оценочных суждений (“ты меня обидел”).

Еще одна особенность тренинга, общение в круге: за его пределами мы не обсуждаем события произошедшие в нем.

Уже многие говорили об особенностях группового тренинга, о его преимуществах, таких как:

  • Отражение общества в миниатюре, что позволяет развивать свои умения;
  • Получение новых знаний и умений;
  • Получение поддержки (по А.Грецову).

Важной особенностью группового тренинга многие участники считают, что в отличие от индивидуального, можно прийти с другом, который на начальных парах послужит поддержкой в незнакомой ситуации, коллективе.

Тренинги, по И.В. Вачкову, можно разделить на:

  • Тренинги конкретных умений, цель которого - выработка поведенческих навыков; изменение личности;
  • Тренинги общения;
  • Тренинги личностного роста: создание условий для саморазвития (меняется самооценка, следовательно, меняется поведение);

Тренинг общения позволяет в ходе общения, обмена информации, игр, совместной творческой деятельности, выработать новые навыки, изменить поведение, следовательно, он объединяет 1 и 2 пункты).

Проводя тренинг, психолог не только должен придерживаться намеченного плана работы, но и изменять его если в этом есть необходимость, так как не все участники готовы к вмешательству (интервенция) в их жизнь, которая им кажется вполне нормальной и привычной.

Для успешного получения знания необходимо иметь:

  • цель - например, получить знание;
  • средства – источник знания – тренер;
  • способности к восприятию, переработке и усвоению знания или умения.

Список литературы:

  1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы- М.: Эксмо, 2008.- 416 с.
  2. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2000.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000.