Рейтинг@Mail.ru

Интерактивный плакат как средство обучения на уроках истории

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


План.

  1. Об интерактивном плакате, как средстве обучения.
  2. Структура интерактивного плаката.
  3. Авторский плакат “Великие географические открытия”.
  4. Рекомендации по применению интерактивного плаката на уроках истории.
  5. Адреса опыта и информации.

Не секрет, что разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира усиливает функцию истории и ее значение.

В соответствии с ФГОС нового поколения “главной целью изучения истории в современной школе является образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к   самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности”.

Учитывая особенности современного мира с его технологичностью и информативностью, а также особенности развития современного школьника и индивидуализацию его обучения, мы не можем упускать из вида тот факт, что современные средства обучения должны быть максимально приближены к мировосприятию ребёнка. Следовательно, нужно имеющиеся традиционные УМ материалы, которые зарекомендовали себя самым лучшим образом, дополнять новыми средствами обучения. Они должны не только информировать ученика о событии или помогать ему воспроизводить полученные знания в традиционной форме, но давать возможность применять их на практике, т.е. проявлять свою деятельность в формировании нового продукта. Также, учитывая то, что информационный мир слишком разнообразен для того, чтобы ученик самостоятельно мог правильно сориентироваться в нём, нужна систематизация полезных знаний (не важно чем они представлены: текстами, таблицами, схемами, картами, графикой или фото, видео). Мне представляется, что разрешить данную проблему возможно с помощью интерактивного плаката.

Сказать, что это новейшее средство обучения нельзя, т.к. интерактивный плакат применяется моими коллегами достаточно давно, в том числе многотиражными выпусками в виде различных мультимедийных учебных пособий, энциклопедий. Но все ли они так удобны, как хотелось бы? К сожалению, ответ – нет. Это вызвано рядом причин связанных с большим разнообразием УМК в нашей стране. Универсального пособия (-ий) нет, но это не значит, что мы не можем самостоятельно создавать такие средства обучения.

1. Что же такое ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПЛАКАТ?

Интерактивный плакат – электронный учебный плакат, имеющий интерактивную навигацию, которая позволяет отобразить необходимую информацию: графику, текст, звук. По сравнению с обычными полиграфическими плакатами, интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса.

Особенности интерактивных плакатов:

  • высокая интерактивность – диалог между учителем и учеником посредством данной программы, это ещё один новый метод работы на уроке;
  • простота в использовании – интерактивный плакат не требует инсталляций, имеет простой и понятный интерфейс;
  • богатый визуальный материал - яркие анимации явлений и процессов, фотографии и иллюстрации, что дает преимущество над другими продуктами и средствами обучения;
  • групповой и индивидуальный подход - позволяет организовать работу как со всем классом (использование на интерактивной доске, демонстрационном экране), так и с каждым отдельным учеником (работа за персональным компьютером, планшетом);
  • учебный материал программ представлен в виде логически завершенных отдельных фрагментов, что позволяет учителю конструировать уроки в соответствии со своими задачами.

2. Структура интерактивного плаката может выглядеть так:

  • иллюстрированный опорный конспект;
  • многоуровневый задачник;
  • набор иллюстраций, интерактивных рисунков, анимаций, видеофрагментов;
  • конструктор (инструмент, позволяющий учителю и ученику делать пометки, записи, чертежи поверх учебного материала);
  • навигация.

Главное условие: чтобы все эти составляющие были объединены в единое целое. То есть это может быть одна тема, один раздел и т.д.

3. Предлагаю свой авторский интерактивный ПЛАКАТ “ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ”, который состоит из 3 блоков и навигации:

  1. “Аудитория” - где ученик (-и) знакомится (-ятся) с учебной текстовой информацией по изучаемой теме;
  2. “В путешествие” - это наглядная часть пособия, в которой представлены портреты знаменитых путешественников, описание открытий, их маршруты, и небольшие биографические тексты;
  3. “Задания” - в этом блоке сосредоточены задания для обучающихся, выполнив которые, ребята создадут собственный продукт* деятельности, в той форме, которую предпочтут сами;
  4. “Навигация” (слайд, на котором расположена информация, облегчающая ученику или учителю возможность самостоятельно “передвигаться” по плакату).

Таким образом, автор данной работы пришла к следующему выводу:

1. Применение интерактивного плаката на уроке истории имеет рад преимуществ:

  • повышается интерес учащихся к обучению, т.к. информация с экрана воспринимается учениками лучше;
  • обучающий эффект усиливается, т.к. я могу использовать различные мультимедийные элементы: анимацию, видео, карты, звук;
  • более рационально организована работа учителя;
  • эстетика и структура урока изменяется;
  • ученики могут работать в индивидуальном графике и ритме (возможность использования нескольких ПК и планшетных компьютеров).

2. Но есть и ряд отрицательных моментов:

  • есть готовые интерактивные плакаты, но они не всегда удобны в применении конкретным педагогом;
  • изготовление интерактивного плаката самостоятельно очень затратно по времени, которого, увы, всегда не хватает;
  • не все школы имеют достаточную материально-техническую базу для создания и применения такого ресурса, как интерактивный плакат.

* ПРИМЕЧАНИЕ. В зависимости от того, какой конечный продукт создадут ребята, будет произведена оценка их ученической деятельности. В виду того, что такие критерии ребятам известны заранее, автор не указывает их в данной статье, чтобы не усложнять её структуру.

 4. Я присоединюсь к ряду своих коллег в области рекомендаций по применению интерактивных плакатов на уроках истории.

Учитывая, что большинство учителей пользуются в своей работе программами презентаций PowerPoint или OppenOffice, при подготовке интерактивного плаката очень важно соблюдение ряда правил:

1. Обязательно соберите все компоненты в одну папку. Часто эта небрежность, которую допускают многие учителя, приводит к потере ряда данных. То есть на своем компьютере все работает. Гиперссылки обращаются к необходимым файлам. Это успокаивает учителя.

Но когда он копирует свой плакат первого плана и переносит на другой компьютер, вдруг обнаруживается, что ничего не работает. Ссылок на другие презентации нет.

2. Сначала соберите все файлы в одну папку, а затем задайте гиперссылки. Иначе снова вас ждет разочарование.

3. Дидактически более оправдано, если в качестве гиперссылки выступает не специально предназначенная в инструментах кнопка, а рисунок, иллюстрация, символ, надпись.

4. Не лишним будет соответствие надписей (символов, иллюстрацией) на плакате первого плана и название наших файлов (презентаций) в папке.

Это поможет нам избежать путаницы и случайных ошибок в ссылках. И удобнее будет навигация интерактивного плаката.

5. Обязательно предусмотрите возможность быстрого возврата к главному слайду. Это тоже является одним из главных условий качественной навигации интерактивного плаката. Причем следует предусмотреть возможность возврата с любого слайда.

6. Подготовьте интерактивный плакат так, чтобы им было удобно пользоваться и на интерактивной доске, т.к. такие ресурсы весьма полезны при организации фронтальных форм работы на уроке.

То есть, вовсе не обязательно ожидать окончания того или иного компонента, особенно если внутри него также предусмотрена сложная структура с  несколькими уровнями и гиперссылками.

7.  Воспользуйтесь рекомендациями, как подготовить авторский ресурс в PowerPoint для работы на интерактивной доске.

И не забудьте главные дидактические условия создания интерактивного плаката:

  • меньше текста и больше наглядности;
  • меньше линейности и больше интерактивности;
  • вовлечение учащегося в активную познавательную деятельность;
  • дидактическая и информационная законченность.

Таким образом, интерактивный плакат должен обеспечивать максимальное взаимодействие обучаемого с содержанием данного образовательного ресурса на всех этапах усвоения информации.

Адреса опыта и полезной информации.

1. Тренинг типы и дидактические возможности использования электронных информационных объектов на уроках истории.

Автор тренинга Галина Васильева п. Пушкинские Горы, Псковская область

2. http://wiki.km-school.ru/wiki/index.php

3. http://wiki.iteach.ru/index.php

4. Статья с сайта "ДИДАКТОР" http://didaktor.ru/texnologiya-konstruirovaniya-interaktivnogo-plakata/

5. http://edu-media.igrade.ru/catalog/4/history/

6. http://shkolainfo-rnd.ru/c-interactive.htm

7. Королёва С. К. - Роль интерактивных плакатов в повышении познавательной активности и эффективности восприятия обучающимися изучаемого материала на уроках информатики.

8. http://www.ed.gov.ru/edusupp/informedu/

9. http://didaktor.ru/texnologiya-konstruirovaniya-interaktivnogo-plakata/

10. http://infometresource.narod.ru/method/opyt/opyt1/opyt1.html

11.http://www.ido.rudn.ru/Open/technology/t6.htm

12. http://www.uchmet.ru/articles/141969/

13. http://didaktor.ru/texnologiya-konstruirovaniya-interaktivnogo-plakata/

14. school4_@mail.ru, Дневник.ру – группа “Электронная презентация на уроках истории и обществознания в средней полной школе” - учитель истории Е.С. Шевченко.

15. Селевко Г. К., Энциклопедия образовательных технологий в 2-х томах, том 1, М., “НИИ школьных технологий”, 2006 г.