Что приказывает имя существительное имени прилагательному

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Предмет: русский язык

Цели:

Предметные:

  • Актуализация знаний о единицах русского языка через ранее полученные знания учащихся о слове, словосочетании, предложении;
  • Создать условия для наблюдения за особенностями связи имен существительных и имен прилагательных.

Метапредметные: формировать умения ставить познавательные цели, искать и выделять нужную информацию.

Личностные: развивать самоопределение (мотивацию учения), коммуникативные универсальные действия (контроль, оценка действий, коррекция поведения); творческое мышление, устную и письменную речь, учить видеть красоту русского языка, умения правильно и точно использовать в речи существительные и прилагательные.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за товарищей, умения подчиняться правилам сотрудничества в работе, самоорганизации, взаимопомощи, любовь к Родине, родному краю, бережное отношение к природе.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Оборудование: рисунок солнышка со съемными лучиками, листики с буквами, карточки с текстом, рисунки с фразеологическими оборотами, запись мелодии П.И.Чайковского “Осенняя песня”, презентация.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков. (Слайд 1)

В школьных коридорах прозвенел звонок
И пора настала нам начать урок.
Мы отбросим прочь веселье, примем
Мы серьезный вид,
И отправимся учиться, это нам не повредит.
Вновь достанем мы тетрадки,
Лег на край стола дневник.
Наши знанья и уменья всем покажем в тот же миг.

Мы с вами снова будем открывать тайны русского языка. Вы готовы?

Наш урок я хочу начать с мелодии П.И.Чайковского “Осенняя песня” (Фонограмма 1)

- Какие чувства и мысли вызвала у вас эта мелодия?

- Ребята, а как вы думаете, почему чувства грусти и печали? Солнышко светит не так уже ярко как летом. У нас в классе тоже появилось солнышко. Только лучики у него не такие длинные. А, чтобы продлить жизнь лучикам, я предлагаю разгадать загадки. (Слайд 2)

1. Загадки.

1.

Ночи темные, дни холодные
Листья пожелтели, птицы улетели,
Мелкий затяжной дождь поливает
Как это время народ называет? (Осень)

2.

Не снег, и не лед, а серебром
Деревья уберет. (Иней)

3. Это явление бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. (Листопад)

4.

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман)

5. Понижение температуры осенью. (Похолодание)

6. Кто осенью улетает, а весной возвращается? (Птицы)

(Учащиеся отгадывают загадки, ответы-лучики прикрепляют к солнышку, получается солнышко с красивыми лучиками)

Получилось настоящее осеннее солнышко. А что написано на каждом лучике? (Слова)

- А что можно составить при помощи слов? (Словосочетания и предложения)

- А какова наша тема урока? Составьте словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного, используя эти слова.

- А почему у ваших прилагательных именно такие окончания?

- Как называется такой тип связи? Кто командует прилагательным?

- А какая цель нашего урока?

Солнышко светит ярко. Погода замечательная, поэтому предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в осенний лес. А чтобы наше путешествие прошло удачно, нужно работать дружно.

Давайте повторим правила сотрудничества: ТДВО (Слайд 3)

  • Т – терпеливость
  • Д – доброжелательность
  • В – Вежливость
  • О – общий результат зависит от моей работы

2. Исправь ошибку. (Слайд 4, 5)

Мы заходим в осенний лес и видим множество тропинок. На этих тропинках написаны словосочетания, но лесные звери что-то здесь напутали. Ребята, посмотрите, может вы что-то заметили и исправите ошибки!

На доске текст:

Наступила золотое осень. Стоит отличный погода. На пруду в воде плавают осенняя листья.

- В чем ошибка? Выпишите словосочетания, в котором допущена ошибка. Какое значение этого словосочетания? (признак предмета).

- В каком падеже стоит существительное?

- В форме какого падежа стоит прилагательное? ВЫВОД. ЦЕЛЬ УРОКА.

РОД, ЧИСЛО ПАДЕЖ = СОГЛАСОВАНИЕ

3. Игра “Какое прилагательное?” (Слайд 6, 7)

Вокруг нас много замечательных деревьев. Но почему-то за деревьями спрятались основы прилагательных. Давайте найдем их!

До ....ого дерева по ...ому берегу
К ...ему дождю над ...им озером
В ...ой корзине с ....ым облаком

Задание: определить род, число и падеж словосочетания.

4. Орфографическая минутка. (Слайд 8)

Подул ветер, листочки закрыли буквы-орфограммы. Откройте листочки и решите орфографические задачи.

Поздняя осень, кленовый лист, колючий шиповник, желтая березка, перелетная птица, веселый листопад.

1 вариант – м.р. 2 вариант – ж.р.

ФИЗМИНУТКА (Слайд 9)

Мы листики осенние (покачивают руками над головой)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели, (руки в стороны)
Мы летели, мы летели
И на землю сели. (присели)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (плавное покачивание руками вверху над головой)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (дети садятся по местам)

4. Работа с текстом. (Слайд 10)

Ветер унес некоторые слова прилагательные далеко на север и оставил текст таким. Прочитайте его. Нравится ли вам он? Как исправить? Кем сейчас поработаем? (редакторами)

(У учащихся на столе карточки с текстом)

Наступает осень. Дни становятся короче, и все реже проглядывает солнце. Деревья все в одеждах., листья медленно опадают и шуршат под ногами, словно ковер. На опушке пламенеют гроздья рябины. Птицы готовятся в дорогу.

- Для чего нужны прилагательные? (Речь точная, красивая, выразительная; прил. уточняют признаки сущ.)

5.Упражнение в подборе слов, употребленных в прямом и переносном значениях. (Слайд 11)

- Птицы иногда тоже произносят словосочетания, но не знают, где оно употреблено в прямом, а где в переносном значении. Помогите им разобраться!

- Прочитайте словосочетания:

1. Теплая погода кофта
2. Холодный ветер конфета
3. Сладкая ягода беседа
чай

Речь

разговор

- В каком значении употреблены прилагательные? (в прямом)

К данным словосочетаниям подберите такие сущ., где прил. будут употреблены в переносном значении. Используйте с /с, объясните значение нового словосочетания.

- Замените прил. в словосочетании холодный разговор противоположным по значению. (задушевный, приятный).

6. Когда так говорят? (Слайд 12)

Лесные жители нашего осеннего леса решили вас спросить: “А когда так говорят?” Они вам приготовили рисунки – загадки. Объясните им значения фразеологических оборотов.

  • Держать в ежовых рукавицах.
  • Смотреть как баран на новые ворота.
  • Смотреть сквозь розовые очки.
  • Дрожать как осиновый лист.
  • В час по чайной ложке.

7. Творческая мастерская. (Слайд 13)

В благодарность осеннему лесу давайте подарим ему самое красивое предложение из ваших сочинений. (Учащиеся зачитывают по одному предложению)

8. Составление словосочетания об уроке. (Слайд 14)

9. Рефлексия (Слайд 15)

10. Д.З. С.49, упр.107, составить 6 словосочетаний об осеннем лесе. (Слайд 16)

11. Итог урока. (Слайд 17)