Технология деятельностного метода обучения в системе Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


В основу ФГОС НОО положен деятельностный подход в образовании. Ключевым условием реализации данного подхода в начальном общем образовании является организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, отказ от репродуктивных методов и способов обучения со стороны педагогов, ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов.

Занков писал: "Не сообщать детям в готовом виде то, к чему дети могут прийти путем собственных внутренних усилий".

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

Анализ учебников системы Л. В. Занкова показывает их полное соответствие ФГОС НОО. Принципы деятельностного подхода в учебном процессе эффективно реализуются в учебниках системы Л.В. Занкова.

Учебники построены так, что всякое усвоение нового идет через микроакты собственных внутренних усилий ребенка, через множество микроактов его собственных поисков, вопросов и ответов. Подавляющее большинство правил, выводов, закономерностей, обобщений, умозаключений младшие школьники, обучающиеся по системе Занкова, формулируют сами, сами приходят не только к ответам на вопросы, но и зачастую к постановке самих вопросов. Учитель и учебник только создают условия для этой самостоятельной умственной работы детей.

Каждая страница учебника отвечает структуре системно-деятельностного метода.

Уроки “открытия” нового знания имеют следующую структуру:

1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Урок обучения грамоте (чтение)

Тема урока: Понятие “слог”. Деление слов на слоги (с.38)

Содержательная цель урока: понятие “слог”,

Деятельностная цель: учить делить слова на слоги, практическое применение деления слов на слоги.

Учебник: Н.В.Нечаева, К.С. Белорусец “Азбука”, 2011

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение к деятельности. Проверка рабочего места. Подготовка класса к работе. Личн. Самоопределение.

Рег. Саморегуляция

Ком. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний Что записано на доске?

у М л Р а Ы н Н о с и (письм.)

Буквы. Позн. Поиск и выделение информации, анализ, выбор оснований для сравнения и классификации,

Личн. Самоопределение (мотивация, ситуация успеха)

Ком. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение точно выражать свои мысли.

Рег. Контроль, коррекция.

Назовите эти буквы.
Что вы можете рассказать об этих буквах?
Это буквы гласных и согласных звуков.
Заглавные и строчные буквы.
Вы можете предложить задание? Разделить на группы.

Исключить Ы и (письм.)

Запишите в тетрадь согласные буквы.
Составьте слова из этих букв.
Задание выполнить невозможно.
А как можно выполнить это задание? Добавить гласные.
Составьте слова. Луна сила нос сон осина ус
Постановка учебной задачи. Что вы можете сказать об этих словах?
Прочитайте слово с одной гласной, с двумя гласными, с тремя гласными.
Попробуем произнести эти слова со звательной интонацией.
Что вы заметили?
На сколько частей распалось каждое слово?
Как вы думаете почему?
Слова произносятся как бы по частям. Рег. Целеполагание (соотнесение известного с неизвестным)

Позн. Самост. выделение и формулирование позн. цели.

Ком. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение точно выражать свои мысли.

Кто знает, как называется часть слова? Слоги
Чему мы будем учиться сегодня на уроке? Делить слова на слоги.
Давайте поиграем. Определим сколько слогов в вашем имени. Работа в парах. Определение количества слогов в имени соседа.
Как это сделать? Позвать.
Фиксация затруднений в деятельности А зачем нам слог?

Предлагаю детям на узкой полоске бумаги, расположенной вертикально, написать слово “барабан”.

Затруднение с ответом.

Работа в парах.

Затруднение: слово не умещается.

Личн. Смыслообразование (зачем я должен это знать)

Позн. Выдвижение гипотез.

Ком. Управление деятельностью партнёра

Построение проекта выхода из затруднения. Как же быть? Затруднение. Рег. Планирование, прогнозирование.

Позн. Выделение информации, выведение следствий

Ком.

Личн. Смыслообразование.

Мотивация на достижение цели

Какая тема нашего урока? Эти знания могут нам помочь? Учиться делить слова на слоги.
Разделим на слоги.

Попробуйте теперь записать это слово на полоске бумаги.

Зачем же нам уметь делить слова на слоги?

Ба-ра-бан.

Всё получилось!

Первичное закрепление. Учебник Азбука стр. 38.
Раздели слова для переноса.
Проблемная ситуация: слово “май” нельзя разделить на слоги.
А что ещё можно делать со слогами?
Внимательно посмотрите на ребусы.
Какие слова получились?
Луна, малина, лимон, май.

Со слогами можно играть. Разгадываем ребусы.

Рег. Контроль, оценка, коррекция.

Позн. Структурирование знаний, осознанное построение высказываний

Личн. Интерес к изучаемому материалу.

Самостоятельная работа с проверкой. Составьте из слогов слова.

Стр. 38. (внизу)

Самостоятельное выполнение задания с последующей проверкой. Рег. Контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения.

Личн. Самоопределение.

Рефлексия деятельности. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Стр. 38 рисунки вверху страницы.
Какое слово зверушкам не удалось разделить на слоги? Почему?
Какое настроение у вас в конце урока?
Кто сегодня хорошо работал?
Слова можно делить на слоги и переносить по слогам. Ком. умение точно выражать свои мысли.

Позн. Структурирование знаний. Рефлексия.

Личн. Смыслообразование.

Рег. Оценка

Урок обучения грамоте (письмо).

Тема урока: Письмо заглавных букв М, Л. Ударение. Деление слов на слоги.

Содержательная цель урока: значение заглавных букв.

Деятельностная цель урока: научить писать заглавные буквы Л и М.

Тетрадь по письму. Н.В. Нечаева, Н.К. Булычёва, 2011 год.

ЭТАП урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент) Заливистый школьный звонок
Позвал 1 “А” на урок.
Будьте внимательны,
А еще старательны.
Проверка рабочего места.
Пальчиковая гимнастика.
Подготовка класса к работе. Личн. Самоопределение.

Рег. Саморегуляция

Ком. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Задание в прописи:

Ответы на вопросы, выполнение заданий, тренирующие отдельные способности. Позн. Поиск и выделение информации, анализ, выбор оснований для сравнения и классификации. Постановка и формулирование проблемы.

Личн. Самоопределение (мотивация, ситуация успеха)

Ком. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение точно выражать свои мысли.

Какие буквы здесь спрятались?
Какие звуки они обозначают?
Что лишнее?
Все ли буквы вы уже умеете писать?
А М у Л

Не умеем писать буквы Л и М заглавные.

3. Постановка учебной задачи. Какую цель перед собой вы можете сегодня поставить? Ставят цель, формулируют тему урока.

Научиться писать заглавные буквы Л и М.

Рег. Целеполагание (постановка учебной задачи)

Личн. Смыслообразование.

Позн. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Ком. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

А зачем нужно уметь заглавные буквы Л и М?

Приведите примеры названий.

С заглавных букв пишутся названия городов, имена, фамилии, начало предложений.
4. Построение проекта выхода из затруднений. Стр. 18.

Построение плана работы. Рег. Составление плана и последовательности действий. Контроль. Коррекция.

Позн. Анализ объектов, синтез, выбор способов решения проблемы.

Ком. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

С чего же начать учиться писать эти буквы?

Назовите количество элементов в каждой букве.

Элементы букв.
Какие общие элементы. Письмо общих элементов.
Кто уже готов писать буквы Л и М? Письмо букв. Кто может пишет самостоятельно, с тем кому нужна помощь ещё раз показать написание букв.
5. Первичное закрепление.

Прочитайте, что написано на следующей строке.
Для чего нужны слоги?

Слоги, слова.

Составлять слова. Слова переносят по слогам.

Позн. Структурирование знаний, осознанное построение высказываний. Смысловое чтение. Анализ объектов. Синтез.

Рег. Контроль. Коррекция.

Ком. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Какой первый слог? (Ло) Какое соединение? В каком слове встретится? (Лола).
Кто это?
Это девочка - её имя.
Второй слог? (Ми) Какое соединение? В каком слове встретится? (Мила)
Кто это?
Это девочка - её имя.
К нам присоединились ребята мальчик и девочка.
Как их зовут. Прочитайте в "Прописях"

Назовите слоги, которыми различаются их имена. Подчеркните слоги-отличия.
А как написаны эти слова? Почему?
А теперь запишем слоги. Соединения.

Письмо слогов и слов.
6. Включение в систему знаний. На доске полоска предложение:

Как вы думаете, что это записано? Докажите.

Сколько в нём слов?

Анализируют предложение. Рег. Контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения. Оценка.

Личн. Самоопределение.

Позн. Структурирование знаний.

Ком. умение точно выражать свои мысли.

Какое задание нам предлагают выполнить авторы прописи?

Давайте составим схему нового предложения.

Расставить слова по порядку номеров.
Запишем новое предложение на следующей строке.

Что нужно помнить при написании предложений?

Прочитайте полученное предложение.

Вместе с учителем записывается предложение, а дети комментируют

(Мама мыла Милу мылом.)

7. Рефлексия деятельности. Поднимите руку, кто узнал что-то новое.

Что нового сегодня узнали?

С какой целью? Где будем применять?

Что понравилось на уроке? Какое настроение было у вас?

Осуществляют самооценку собственной деятельности. Ком. умение точно выражать свои мысли.

Позн. Структурирование знаний. Рефлексия.

Личн. Смыслообразование.

Рег. Оценка

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Именно этому, по моему мнению, способствует система Л.В. Занкова. На первый план наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений и т.п.

В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.