Система уроков по произведению М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Разделы: Литература


Урок 1

Тема: М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”

Цели: обсудить главную проблему, поднятую Лермонтовым в произведении “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, – невозможность героя покориться произволу, герой отстаивает справедливость даже ценой собственной смерти;

  • расширить знания учеников о биографических данных М.Ю.Лермонтова;
  • дать историческую справку об Иване Грозном, опричнине;
  • определить жанровое своеобразие произведения;
  • будем учиться определять отношение автора к описываемым событиям;
  • будем совершенствовать умение определять тему, идею, проблематику произведения;
  • что мы сможем объяснить значение некоторых слов (тех, которые вышли из активного употребления).

Ход урока

I. Оргмомент.

Слово учителя.

Однажды я прочитала интересную мысль, которая заставила меня задуматься. Она гласит: “В мучительные часы, когда мы задаемся поистине гамлетовским вопросом: быть собой или быть как все? – нам на помощь приходит Лермонтов. Почему не Пушкин? Стихи Пушкина восхищают, но в черной хандре они нас утешить не могут. Утешает в ней Лермонтов, потому что он такой же, как мы, юный, раздерганный, угловатый, несчастный, он тоже хочет остаться самим собой...”. И это действительно так.

Лермонтов... Личность неординарная, мятежная, ищущая, одинокая. С именем Лермонтова мы уже встречались.

- Что мы помним о Лермонтове? (ответы учеников, все равно они что-то помнят).

А сегодня мы узнаем, что говорят о Лермонтове его современники.

- Как вы думаете, почему мы обращаемся к воспоминаниям современников Лермонтова?

(Я думаю, что эти мысли подействуют как затравка, повысят интерес школьников к восприятию дальнейшего материала, заодно проверю, кто что помнит о Лермонтове после прошествия некоторого времени).

II. Слово специально подготовленных учеников.

“Помню, что, когда впервые встретился с Мишей Лермонтовым, его занимала лепка из красного воска: он вылепил, например, охотника с собакой и сцены сражений. Кроме того, маленький Лермонтов составил театр из марионеток, в котором принимал участие и я...; пиесы для этих представлений сочинял сам Лермонтов. В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти, умные, с черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны. Я никогда не в состоянии был бы написать портрета Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица.

В личных воспоминаниях моих маленький Миша Лермонтов рисуется не иначе как с нагайкой в руке, властным руководителем наших забав, болезненно-самолюбивым, экзальтированным ребенком...

Во время последнего пребывания в Санкт-Петербурге мне суждено было еще раз с ним неожиданно встретится в Царскосельском саду... Меня особенно влекло рисование с натуры, наиболее этюды деревьев. Поэтому Царскосельский сад, замечательный по красоте и грандиозности, привлекал меня к себе с карандашом в руке.

Живо помню, как, отдохнув в одной из беседок сада и отыскивая новую точку для наброска, я вышел из беседки и встретился лицом к лицу с Лермонтовым после десятилетней разлуки. Он был одет в гусарскую форму. В наружности его я нашёл значительную перемену. Я видел уже перед собой не ребёнка и юношу, а мужчину во цвете лет, с пламенными, но грустными по выражению глазами, смотрящими на меня приветливо, с душевной теплотой. Казалось мне в тот миг, что ирония скользившая в прежнее время на губах поэта исчезла. Михаил Юрьевич сейчас же узнал меня, обменялся со мною несколькими вопросами, бегло рассмотрел мои рисунки, с особенной торопливостью пожал мне руку и сказал последнее прости. Заметно было, то он спешил куда-то, как спешил всегда, во всю свою короткую жизнь”. (Моисей Егорович Меликов, художник).

“Я хорошо помню Лермонтова и как сейчас вижу его перед собою, то в красной канаусовой рубашке, то в офицерском сюртуке без эполет, с откинутым назад воротником и переброшенною через плечо черкесскою шашкой, как обыкновенно рисуют его на портретах. Он был среднего роста, с смуглым или загорелым лицом и большими карими глазами. Натуру его постичь было трудно. В кругу своих товарищей, гвардейских офицеров, участвующих вместе с ним в экспедиции, он был всегда весел, любил острить, но его остроты часто переходили в меткие и злые сарказмы, не доставляющие особого удовольствия тем, на кого были направлены. Когда он оставался один или с людьми, которых любил, он становился задумчив, и тогда лицо его принимало необыкновенно выразительное, серьёзное и даже грустное выражение; но стоило появиться хотя одному гвардейцу, как он тотчас же возвращался к своей банальной веселости, точно стараясь выдвинуть вперёд одну пустоту светской петербургской жизни, которую он презирал глубоко. В эти минуты трудно было узнать, что происходило в тайниках его великой души”.

(Константин Христофорович Мамацев)

- Что особенно вас поразило в воспоминаниях современников о Лермонтове? Соответствуют ли эти воспоминания тому, что мы видим на портрете Лермонтова? (учебник, стр. 111)

(“Вызвать у учеников сильные эмоциональные впечатления от встречи с писателем и желанием прочесть его книги”).

III. Слово учителя.

В литературоведении существует целое направление, посвящённое изучению обстоятельств жизни писателей. Ираклий Луарсабович Андроников был одним из лучших знатоков жизни и творчества Лермонтова, кроме того, великолепным рассказчиком.

Чтение фрагмента статьи И.Л. Андроникова, посвященной биографии Лермонтова (учебник, стр. 111-115).

Итог. Теперь мы имеем более полное представление о Лермонтове как о человеке и писателе.

IV. Историческая справка (слово учителя).

Царь Иван Васильевич Грозный (Иван IV) стал великим князем московским в 1553 г. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись таким образом, первым русским царём. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханства, в его направлении русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором.

В 1558 г. царь начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались неудачи, он стал обвинять во всем “изменников-бояр”. В конце 1564 г. он покинул Москву и объявил, что собирается отречься от престола. В январе следующего года он все же позволил уговорить себя вернуться на царство. Однако за это вытребовал себе особые новые полномочия. Вся страна была разделена на две части: дона называлась “земщиной”, там продолжали существовать старинные государственные учреждения, которые, по мнению царя, только мешали ему править. Другая часть получила название “опричнина” (от слова “опричь”, то есть “кроме”) – здесь “земские ” учреждения не действовали и власть царя была безраздельна. К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян. Они получали в опричнине земли, а те бояре и дворяне, которые там жили раньше, но в опричнину взяты не были, насильно переселялись на земщину. Отошла в опричнину и находившаяся к западу от кремля часть Москвы, откуда изгнали всех “земских”. Благодаря этому “перебору людишек”, царю удалось создать преданное ему войско, члены которого назывались опричниками. Земским въезд на территорию опричнины был запрещён, зато опричные отряды разъезжали по земщине, безнаказанно совершая грабежи и убийства. В своих черных кафтанах, с притороченными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили на “земских” ужас. Пёсья голова должна была означать их собачью преданность своему государю, а метла – готовность вымести всю “измену” из государства.

Со своими опричниками Иван провёл множество казней своих противников или тех, кто только ими казался, подверг жестокому разгрому Новгород и ряд других городов. Позднее он, впрочем отменил деление на опричнину и земщину, расправлялся с большинством опричных предводителей, а само слово “опричнина” запрели употреблять – настолько независимым стало оно для тогдашнего русского общества. Но он добился главного – ему удалось стать полным самодержцем в своем государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. Правда, несмотря на все пытки и казни (при нем не только рубили головы, но и также варили в кипятке, жарили заживо и резали на куски), он так и не смог выиграть войны за прибалтийские земли, а страна к концу его правления настолько была обескровлена, что местами просто обезлюдела, так что пришлось запрещать крестьянам покидать своих помещиков, чтобы те не остались совсем без рабочих рук...

Умер Иван Грозный в 1584г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного старшего сына. После него остались разоренная и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе, ставшем для одних символом безумной жестокости, а для других образцом сурового, но справедливого правителя. Интересно, что большим поклонником Ивана IV был Сталин, требовавший от историков пересмотра оценок правления Грозного.

Любопытно также, что прозвище Ивана – Грозный в западноевропейских языках переводится как “ужасный”. Это связано, по-видимому, с тем, что в западнославянских языках (например, в чешском) слово “грозный” действительно имеет такое значение, а переводчиками с русского в западных посольствах в XVI в. обычно выступали западные славяне (например, те же чехи).

Именно к этой эпохе и обращается Лермонтов.

(Дать школьникам реальное представление о той эпохе, о которой говориться в произведении, об исторических лицах. Без этого невозможно сформировать объективную оценку ситуации, героев)

IV. Выразительное чтение “Песни...”. Читает учитель или слушаем запись в исполнении мастеров слова.

V. Работа над текстом.

- Минутку помолчим, пусть у нас уляжется все услышанное в голове. Теперь скажите самые первые мысли, которые возникли у вас в голове в связи с услышанным.

- А как, вы думаете, сам Лермонтов относится к тому, что создал?

- Давайте попробуем определить тему, идею, главную проблему “Песни...”

- Почему при решении этой проблемы автор обращается к истории?

- Теперь попробуем определить жанр этого произведения.

- Почему Лермонтов выбирает форму исторической песни, близкой к былине?

(“Песня...” – реализация постоянного интереса Лермонтова к фольклору. Но Лермонтов не стилизовал своё произведение под народное творчество. По словам Белинского, поэт “вошел в царство народности как её полный властелин, и, проникнувшись её духом, слившись с нею, он показал только своё родство с нею, а не тождество”. Основные герои “Песни...” соответствуют народной традиции, царь Иван Грозный изображён совершенно в духе народных исторических песен... Однако в основе произведения чисто лермонтовская позиция: невозможность для героя покориться произволу; герой отстаивает справедливость даже ценой собственной жизни).

(Обсудить общие понятия, общее представление о произведении, чтобы потом перейти к конкретизации, к более детальному обсуждению героев и их поступков).

V. Словарная работа.

Пояснение старинных слов и выражений.

VI. Общий итог. Домашнее задание. Рассмотреть иллюстрации к произведению (художники Билибин И., Васнецов В., Кустодиев Б.). Как видит каждый из художников сцену кулачного боя? Попробуйте сравнить манеру изображения каждого художника.

2 урок. Как проявляется честь и достоинство в произведении М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”

Цели: обсудить главную проблему, поднятую Лермонтовым в произведении “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, – невозможность героя покориться произволу, герой отстаивает справедливость даже ценой собственной смерти;

  • выяснить, какие художественные приемы использует автор, создавая картины быта, портреты героев, пейзажные зарисовки;
  • продолжить работу над речевой характеристикой персонажей;
  • выяснить авторское отношение к событию и героям и способы его выражения в тексте;

будем учиться

  • сопоставить персонажей, сравнивая их между собой;
  • передавать в выразительном чтении состояние героев;
  • определять отношение автора к описываемым событиям;

будем совершенствовать

  • умение в чтении интонационно передать;
  • умение зрительно представлять героев, место действия, события;

что мы сможем:

  • дать характеристику Ивану Васильевичу, молодому опричнику, купцу Калашникову, Алене Дмитриевне;
  • выразительно прочитать описание восхода;
  • сопоставить иллюстрации разных авторов к произведению

Ход урока

I. Оргмомент

II. Материал урока.

- Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке, на что обратили внимание.

- Кто в произведении является главным героем и почему?

- Почему герои “Песни...” расположены в заглавии в таком порядке: “про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”?

- А теперь перенесемся в старую Москву. Какие картины старой Москвы и её быта рисует Лермонтов? Какие он использует для этого художественные приемы? На какие детали в описании вы обратили внимание?

- Какую роль в произведении играют пейзажные зарисовки?

- Сопоставление героев: купца Калашникова и молодого опричника. (Заполнить таблицу по ходу сопоставления под руководством учителя)

  Купец Калашников Молодой опричник
Внешность    
Речь    
Поведение    
Отношение к Алене Дмитриевне    

Заполняя таблицу, выразительно читаем отрывки из текста, характеризующие купца Калашникова и молодого опричника.

- Теперь настала очередь поговорить об Алене Дмитриевне. Как в характере Алены Дмитриевны отражаются народные представления об идеальной женщине-жене?

- Любит ли мужа Алена Дмитриевна?

- Как объяснить слова, которыми встречает муж Алену Дмитриевну?

- Что вы помните о Домострое?

- Почему Кирибеевич не сказал всей правды царю об Алене Дмитриевне?

- Помог бы ему царь, если бы знал, что Елена Дмитриевна – замужняя женщина?

- Почему Калашников отказался назвать причину, по которой он убил опричника?

- Что отстаивает Степан Калашников в битве с Кирибеевичем?

- Как проявляется честь и достоинство купца?

- Рассмотрим сцену кулачного боя. Какую роль здесь играет описание восхода? (Выразительное чтение этого отрывка).

- Проверка домашнего задания. Рассмотреть иллюстрации к произведению (художники Билибин И., Васнецов В., Кустодиев Б.). Как видит каждый из художников сцену кулачного боя? Попробуйте сравнить манеру изображения каждого художника.

- Как гибнет каждый из них и какую память оставляет о себе?

- Почему царь приказал казнить победителя в честном бою? Справедливо ли он поступил? Помиловал бы царь Калашникова, если бы тот сказал, за что убил Кирибеевича?

- Как сам автор относится к тому, что он создал? Как он это выражает?

III. Итог. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру “Мое отношение к Ивану Грозному”.