Решение задач по теме "Механические колебания и волны. Звук". 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


Цели урока:

  • Познавательные: сформировать практические умения решать качественные и количественные задачи.
  • Развивающие: сформировать логические умения при анализе сюжета задач, планировании решения и реализации плана.
  • Воспитательные: проконтролировать усвоение знаний, сформировать навыки общения между обучающимися, их мировоззрение.

Тип урока. Урок обобщения, закрепления и комплексного применения знаний.

Оборудование: карточки-тесты по теме “Механические волны. Звук” (Приложение 1), компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку (Приложение 2).

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1 Организационный момент. Сообщение целей урока. Учитель направляет обучающихся на совместное формирование целей урока. Совместно с учителем формулируют цели урока.
2 Самостоятельная работа. Организует проведение тестового задания.

Приложение 1.

Записывают ответы на вопросы теста

По окончании осуществляют взаимопроверку, затем проверяют правильность ответов по готовому шаблону.

3 Решение качественных задач. Осуществляет подборку качественных задач. Обсуждают и решают предложенные задачи.
4 Решение количественных задач. Осуществляет подборку количественных задач. Обсуждают и решают предложенные задачи, записывают решение в тетрадях.
5 Подведение итогов урока. Подводит итоги урока. Проводит рефлексию. Отвечают на вопросы рефлексии.
6 Домашнее задание. Объясняет домашнее задание. Записывают необходимую информацию по выполнению домашнего задания.

I. Организационный момент. Формулирование целей урока.

II. Самостоятельная работа.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Раздает тестовые задания каждому ученику. Сообщает о времени, отведенном на выполнение. (5–7 минут.) Выполняют задания-тесты.

По окончании обмениваются листочками и выполняют взаимопроверку. (1 мин.)

Проверяют правильность ответов по шаблону, предоставленному на Слайде

(Слайд 2)

III. Решение качественных задач.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Физика – наука интересная. Сегодня мы сделаем попытку навести мосты между физикой и миром литературных произведений.  
Объясните с физической точки зрения некоторые пословицы.

1. “Оттого телега заскрипела, что давно дегтю не ела”. (Слайд 3)

Где еще мы можем услышать аналогичный скрип?

2. “Ударь обухом в дерево, дупло само скажется”. (Слайд 4)

На этом свойстве основан также метод выстукивания в медицине, а также при контроле качества вагонных колес и при проверке целостности посуды.

3. “Как аукнется, так и откликнется”

(Слайд 5)

Деготь выполняет роль смазки при трении колес об ось. Нет смазки – трение велико, оно вызывает колебания колес на оси телеги и самой оси, при этом появляется скрипучий звук.

По той же причине скрипят несмазанные петли дверей.

При ударе по дереву древесина приходит в колебание, появляется звук. Здоровое дерево и дерево с дуплом звучат по-разному.

Отклик получается при отражении звука от препятствий. Это эхо.

А теперь поговорим о приметах. Одна из них “Если в поле далеко раздается голос, то будет дождь”. Объясните данную примету.

(Слайд 6)

Влажность воздуха влияет на распространение звука. С повышением влажности изменяется плотность воздуха и его способность проводить звук.

Также задачи по физике можно найти в сказках, мифах, легендах.

Рассмотрим отрывок из русской сказки “Про глупого змея и умного солдата”.

“Змей так свистнул – деревья закачались, все листья с них осыпались”.

Какие физические явления вы узнаете в этом эпизоде? (Слайд 7)

Колебания под действием ветра. Вынужденные колебания.

Послушайте отрывок из стихотворения А.А. Блока “Потеха! Рокочет труба…”

Кругом – возрастающий крик,
Свистки и нечистые речи,
И ярмарки гулу – далече
В полях отвечает зеленый двойник.

Какому физическому явлению соответствует образ “зеленого двойника”?

(Слайд 8)

Эхо.

IV. Решение количественных задач.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
С качественными задачами вы справились успешно, теперь решим задачи на вычисление величин колебательного движения.

1. Длина волны равна 2 м, а скорость ее распространения 400 м/с. Определите, сколько полных колебаний совершает эта волна за 0,1 с. (Слайд 9)

Обучающиеся решают задачу, оформляя решение в тетрадях и на доске.
(Слайд 10)

2. Определите период и частоту колебаний. (Слайд 11) Для того, чтобы получить верный ответ, необходимо перевести 1 минуту в секунды. Оформление решения задачи в тетрадях и на доске. (Слайд 12)
3. Димка заметил, что во время танца на дискотеке за 5 минут он подпрыгнул 120 раз. Каковы период и частота данных колебаний?

(Слайд 13)

Оформление решения задачи.

(Слайд 14)

V. Подведение итогов урока. (Слайд 15)

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Сегодня на уроке мы научились решать задачи на расчет основных характеристик колебательного движения.

Какие понятия и формулы мы повторили? Колебания, волны, виды волн, звуковая волна. Формулы периода, частоты, длины волны колебаний.
Что нового узнали на уроке?  
Чем запомнился вам урок? Многие явления в произведениях можно объяснить с физической точки зрения.
Оцените свою работу на уроке. Оценивают работу на уроке.

VI. Домашнее задание. (Слайд 16)

  1. Составить две задачи на тему “Механические колебания и волны. Звук”, оформить задачи на листах формата А4.
  2. По желанию подготовить презентацию или буклет по теме “Инфразвук и ультразвук”.