Литературный анализ поэтического текста

Разделы: Литература


Форма занятий: урок анализа поэтического текста.

Оборудование:

  • Портрет Ф. И. Тютчева.
  • Выставка книг стихотворений Ф. И. Тютчева.
  • Интерактивная доска: осенние пейзажи.
  • Магнитофон: Запись музыки П. И. Чайковского “Осенняя песня”

Цель занятия:

1. Учащиеся получат первое представление об анализе художественного поэтического текста в единстве содержания и формы.
2. Продолжить работу над выразительным чтением.
3. Расширить представление о поэте Ф. И. Тютчеве.
4. Продолжать развивать монологическую речь учащихся, аналитическое мышление.
5. Учащиеся учатся отстаивать собственное мнение, участвуя в дискуссии.
6. Учащиеся учатся принимать участие в коллективном (групповом) обсуждении проблемы, работать в группах.
7. Воздействовать на чувства, способствующие нравственному воспитанию: любви к природе, пониманию единства природы и человека.

Краткое описание идеи занятия.

Класс делится на 4 группы, получают задание для анализа текста. Работая в группах по информационным листам, учащиеся выполняют задания, готовятся к презентации результатов (итоги работы оформляются на ватмане).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя (мотивация).

– С самого раннего детства вместе со сказками Пушкина, дедушкой Мазаем Некрасова в нашу жизнь входят и строчки Ф. И. Тютчева:

Люблю грозу в начале мая... Еще в полях белеет снег...

– В этих строчках мы отчетливо слышим голос природы, потому что написал их поэт особого философского склада.

– Кто такой философ?

(Мыслитель, человек, который разумно, рассудительно относится ко всем явлениям жизни, занят разработкой вопросов мировоззрения, размышляет над ходом природы... “Словарь русского языка” С. И. Ожегова.)

– Ум Тютчева старался проникнуть в тайну противоречивого единства природы и человека.

Обратите внимание на книжную выставку, где мы видим книги стихотворений Тютчева. Очень хотелось бы, чтобы эти книги снимались с полки не один раз в год, ведь произведения Ф. И. Тютчева – это целый мир впечатлений и раздумий, где природа показана в движении, в переходных состояниях, а человек – часть великого мира природы, и творчество поэта не что иное, как выражение его дум о человеке. Стихами Тютчева восхищались уже известные вам
В. А. Жуковский:

“Поэтическое чувство Тютчева дышит в его стихах”,

И. С. Тургенев:
“О Тютчеве не спорят; кто его не чувствует, тем самым доказывает, что не чувствует поэзии”;

Л. Н. Толстой:
“Тютчев – великий русский поэт. Без него нельзя жить!”;

Ф. М. Достоевский:
“Тютчев – первый поэт – философ в России”;

И. Аксаков:
“Поэт так точно и емко отражает природу, что здесь нельзя уже ничего прибавить”.

(Все высказывания появляются на интерактивной доске.)

– Вы можете записать понравившееся высказывание в тетрадь.

III. Знакомство с темой урока и эпиграфом. (Записан на доске.)

– Сегодня на уроке мы попытаемся сделать комплексный анализ поэтического текста. Для анализа возьмем стихотворение из вашего учебника (Стр. 66) “Есть в осени первоначальной ...” Ф. И Тютчева.

– Эпиграфом к уроку, я считаю, могут служить слова нашего земляка, замечательного писателя И. С. Тургенева: “О Тютчеве не спорят; кто его не чувствует, тем самым доказывает, что не чувствует поэзии”. Попытаемся доказать себе, что чувствуем Тютчева, понимаем его, любим его поэзию и не остаемся к ней равнодушными.

(Запись в тетради темы, эпиграфа.)

IV. Звучит запись музыки 77. И. Чайковского “Осенняя песня”. Чтение текста учителем.

– Понравилось ли вам стихотворение Ф. И. Тютчева?
– Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?
– Какое впечатление оно произвело на вас?
– А теперь попытаемся понять, почувствовать Тютчева.

V. Учитель предлагает учащимся; которые уже сидят в группах по 5 человек, приступить к работе, внимательно изучив информационные листы, лежащие на столах. Напоминает, что работа будет оцениваться с позиции правильного отбора материала, умелой подачи аргументированных выводов, четкости и ясности изложения, выразительности прочтения строфы.

VI. Работа в группах.

Под звучание классической музыки, работая в группах, учащиеся выполняют задания, представленные в информационных листах (5-6 минут). Результаты работы оформляют на половине ватмана. (Учитель в момент обсуждения может давать необходимые консультации, направлять работу группы)

1-я Группа. Информационный лист № 1.

Человек идет рядом с природой,
соучастник и собеседник того,
что совершается в творении.
И. В. Гогонь

1. Дата написания. (Август 1857 г.)

2. Жанровое Своеобразие. (Пейзажная лирика, лирическое стихотворение.)

3. Тема. (Ранняя осень.)

4. Идея. (Показать особенную прелесть ранней осени – “Увядание может быть...)

5. Композиция стихотворения. (Состоит из трех строф. Каждая наполнена своим содержанием.

1-я часть – Дивная пора.
2-я часть – Праздная борозда.
3-я часть -Далеко еще до первых зимних бурь)

б. Общее впечатление. (Умиротворение. Успокоенность, очарованиеосенней красотой природы.)

2-я Группа. Информационный лист № 2.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездонный лик, -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф. И. Тютчев

– Прочитайте первую строфу.

1. – Какими чувствами она наполнена?

(Осень – вечер жизни, где все увядает, но как красива “осень первоначальная”. Поэт открывает величие, великолепие в окружающем нас мире природы.)

2. – С помощью каких средств передает поэт это очарование осени?

(Эпитеты: осень первоначальная день хрустальный, лучезарнывечера, дивная пора).

– Подберите синонимы к словам (емкость 2-х эпитетов)

Хрустальныйпрозрачный, прохладный, искрящийся, звенящий тишиной.

Лучезарныозарены лучами, пронизаны солнечным светом.

Антитезакороткая – дивная пора.

Сравнительные оборотыдень как бы хрустальный.

Инверсияесть в осени (первоначальной)
день (стоит как бы) хрустальный.

Чтобы слова звучали ритмично.

Многоточиенедосказанность.

3. – Проанализируйте, как рифмуется первая строфа? (1–3, 2–4) Новое понятие – перекрестная рифма: 1-3, 2-4.

4. Звукопись.
– Какие гласные чаще используются? [о, а]
– Почему? (выражают тоску, печаль об уходящем) [и, э]– напевность, лиричность, песни матери.
– Согласные? ([
p] – торжественность).

3-я Группа. Информационный лист № 3.

Смотри, как великолепен каждый ми жизни!
Умей вслушаться в него!
Ф. И. Тютчев

1. – Внимательно прочитайте 2 строфу стихотворения.

2. – Какими чувствами пронизана эта строфа? (Есть в этой строфе чувство грусти о том, что лето закончилось – теперь уже пусто все... Быстротечность жизни...)

3. – С помощью каких средств удалось поэту передать эти чувства?

Эпитеты – бодрый серп, праздная борозда

Метафора – паутины волос

Антитеза – ...гулял –пусто...

– Подберите синоним к слову “праздная” (борозда) (Отдыхающая. Поле отдыхает от трудов – вырастило урожай.)

Инверсия – падал колос.

Тире – смена событий...

4. – Как рифмуется 2 строфа? (1–3, 2–4 перекрестная рифма.)

4-я Группа. Информационный лист № 4.

Тютчев не шутил с музой, и все у него строго:
и содержание и форма.
Л. Н. Толстой

1. – Внимательно прочитайте 3 строфу стихотворения.

2. – Каким настроением проникнута эта строфа? (Передает гармонию в душе поэта, успокоение от сознания того, что зима еще далеко, нужно наслаждаться этим мгновением, когда “льется чистая и теплая лазурь”.)

3. – С помощью каких средств передает Ф. И. Тютчев эти чувства?

Эпитеты – отдыхающее поле, чистая и теплая лазурь.

Олицетворение – отдыхающее поле.

Устаревшие слова – боле.

Инверсия – пустеет воздух, льется ...лазурь.

Тире – неожиданное присоединение, смена событий.

Многоточие – недосказанность, призывающая к раздумьям.

4. – Проанализируйте, как рифмуется 3 строфа? (1–4, 2–3 кольцевая рифма. Озвучить!)

VII. Презентация результатов работы.

Учащиеся вывешивают свои листы на доску, представители от группы выразительно читают четверостишие (выразительность прочтения оценивается, об этом говорилось перед работой групп) перед тем, как начинают защищать свои ответы.

1-я группа.

– Н. В. Гоголь писал: “Человек идет рядом с природой, соучастник и собеседник того, что совершается в творении”.

– Давайте послушаем историю создания стихотворения Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной...” Тему, идею, композицию стихотворения, общее впечатление о произведении.

2-я группа.

Учитель озвучивает эпиграф ко 2 информационному листу:

– Ф. И. Тютчев написал:
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездонный лик, -В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... Идет защита ответа 2 группы.

3-я группа.

– Ф. И. Тютчев делился своими мыслями с нами, читателями. Он говорил: “Смотри, как великолепен каждый ми жизни! Умей вслушаться в него!”.

– Вот это великолепие, быстротечность он и показывал в своих произведениях.

Идет защита ответа 3 группы.

4-я группа.

– Л. Н. Толстой не раз говорил, что “Тютчев не шутил с музыкой, и все у него строго: и содержание и форма”.

– Давайте еще раз убедимся в этом.

Выступает представитель команды № 4.

VIII. Выразительное чтение стихотворения Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной...” (2 уч-ся.)

– Давайте покажем, что мы понимаем поэзию великого национального поэта. Прочитаем стихотворение выразительно, соблюдая паузы, логические ударения.

(На доске спроецированы репродукции картин:

  • И. Левитан “Долина реки. Осень”;
  • С. Ю. Жуковский “Золотая осень”;
  • В. Д. Поленов “Золотая осень”;
  • В. К. Балыницкий – Бирулъ “Задумчивые дни осени”.)

После прочтения стихотворения:

– О чем картины, которые вы видите?
– Какое впечатление они произвели на вас?
– Какая из картин могла бы стать иллюстрацией к картине осени, созданной Ф. И. Тютчевым?
– Почему возможно сравнение поэзии и живописи?

IX. Блиц – опрос.

1) – Как вы думаете, что поэт любит и ценит в природе прежде всего? (Перемены, связь с человеком, красоту.)

2) – Чем проникнуто стихотворение Ф. И. Тютчева? (Преклонением перед красотой, многообразием природы, ее тайнами.)

3) – Почему в первой строфе поэт употребляет эпитет “хрустальный”? (День.)

4) – Приведите примеры слов из 3 строфы, близкие образу хрустального дня. (Чистая и теплая лазурь.)

5) – Каково значение эпитета “праздный”?

6) – Почему его употребил поэт, говоря о пустой борозде?

7) – Что значит выражение “Бодрый серп”?

8) – Какой же увидел осень Тютчев?

9) – Каким настроением проникнуто стихотворение Ф. И. Тютчева? (Гармония времен года во всей прелести, многообразии.)

10) – Что смягчает в стихотворении ощущение безысходности, скоротечности жизни?

X. Составление кластера.

(Самые яркие эпитеты, которые характеризуют художественный образ.)

Заполняют учащиеся (1 ученик у доски, остальные – в тетради).

XI. Выразительное чтение стихотворения учащимися. (Репродукции художников.)

XII. Подведение итогов.

– Природа, ее красота, рождают творческую фантазию, необычные поэтические образы; вдохновляют, наводят на размышление. И очень много зависит от характера, миропонимания, личных качеств человека. Ни в коем случае нельзя забывать, что за любой строчкой стихотворения -личность человека, каждый поэт раскрывает себя по-своему. Тютчева -пейзажиста привлекает переходное состояние природы, в движении, а не покой. Его поэзия полна мысли, чувства. Это музыка, волнующая душу, наполняющая ее любовью к Родине.

Удивительные поэтические образы, наблюдательность, необычные краски – вот чем близок нам замечательный русский поэт! Читая Тютчева, мы вновь поражаемся неисчерпаемому богатству русского языка, он добивается предельной ясности, точности образа, единства формы и содержания. Мы должны учиться умению выражать свои мысли и чувства у великого русского поэта.

XIII. Оценивание результатов.

XIV. Домашнее задание.

1. Наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной...”

2. Письменно ответить на вопрос “Каким предстал перед нами Тютчев?”

(Вспомнить эпиграф к уроку, высказывания поэтов, писателей о Тютчеве.)