Программа сказкотерапевтических занятий по адаптации первоклассников "Сказочные путешествия в лесную школу"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка.

Жили были … Или в некотором царстве в тридесятом государстве… Каждый ребенок слушает эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что-то новое, интересное. Дети выбирают удобную позу, и слушают сказки.

Оказываясь под воздействием сказки, маленькому ребенку хорошо и комфортно. Но наступает момент, когда ребенок становится школьником и сталкивается с первыми трудностями. Начало учебы – действительно трудное время для ребенка, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. У первоклассников в первые дни посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Все это признаки школьной дезадаптации.

Я считаю, что проблема школьной дезадаптации может быть решена с помощью сказкотерапевтических занятий.

Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов развивающей и коррекционной работы с младшими школьниками.

Исходя из этого, мною была разработана профилактическая программа работы с первоклассниками в период их адаптации к школе с использованием коррекционных сказок М. Панфиловой.

Цель программы: Создание педагогических и социально – психологических условий, позволяющих первоклассникам успешно адаптироваться и развиваться в школьной системе отношений.

Задачи:

  1. Оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
  2. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
  3. Создание доброжелательной атмосферы как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
  4. Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.

Программа рассчитана на 30 занятий (Приложение 1). 30 лесных сказок М.А. Панфиловой раскрывают 5 основных тем для первоклассников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью и школьные конфликты, что соответствует разделам программы.

Занятия проводятся периодичностью один или два раза в неделю с группой отобранных ребят численностью до 12 человек. К каждому занятию можно подходить творчески и вносить свои изменения, учитывая специфику группы, или назревшую проблему. Продолжительность каждого занятия – 30–45 минут.

Все занятия из программы имеют структуру сказкотерапевтических:

1-й этап. Ориентация. Знакомство.

2-й этап. Ритуал “вхождения” в сказку

3-й этап. Рассказывание, чтение и сочинение сказки. Анализ сказки.

4-й этап. Драматизация.

5-й этап. Ритуал “выхода” из сказки (доложен быть таким же как и ритуал “вхождения”).

6-й этап. Интеграция (связь нового опыта с реальной жизнью).

7-й этап. Резюмирование.

Ценность сказки как педагогического приема неоценима и значение ее велико. Сказка дает возможность:

  • Воспитать у ребёнка отношение к миру, принятое у социума.
  • Передать ребенку необходимые моральные нормы и правила в доступной форме.
  • Развить творческий потенциал и креативность.
  • Развить умения находить собственные ошибки и моделировать ситуации для их исправления.

Использование сказкотерапии является мощным фактором профилактики школьной дезадаптации. Она помогает оптимизировать процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития души, повышения уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Раздел 1. Школьная адаптация.

Занятие 1. Создание лесной школы.

Этап 1. Ориентация.

Цель: Включение в совместную работу. Эмоциональный настрой.

  • Знакомство. Представление психолога и программы занятий.
  • Игра “Доброе утро”.

Когда я скажу слова “доброе утро” и назову кого-то из вашего класса, то те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете мне на приветствие.

  • Беседа о лесных животных.

Цель: Восстановить в памяти учащихся названия и образы лесных животных

Материалы, оборудование: фотографии разных лесных животных

Содержание:

Слова ведущего: Вы любите сказки? Я приготовила для вас очень интересные сказки, которые помогут вам лучше узнать школу и школьные правила.

Эти сказки о школе, но необычной школе, ученики и учителя в ней не люди, а лесные животные.

– А вы знаете, кто живет в лесу?
– Какие они, опишите их. (Дети отвечают.) Показываю картинки.

Этап 2. Ритуал входа в сказку. Упражнение “Листья деревьев”.

Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку.

Материалы, оборудование: сухие листья разных деревьев по количеству детей.

Содержание этапа: Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес. А попасть туда нам помогут листья волшебных деревьев. Сейчас я подойду к каждому из вас, и вы выберите себе тот листик, который вам больше понравится. Берегите его, чтобы потом он помог нам вернуться назад. А теперь, когда все выбрали, положите на него свою правую ладошку, закройте глаза и подумайте о том, каким школьником вы будете, как вы будете учиться, что будете делать в школе. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождем всех.

Итак, мы с вами попали в сказочный лес и сейчас послушаем первую сказочную историю.

Этап 3. Расширение кругозора.

  • Чтение сказки.

Цель: Ознакомление с содержанием сказки, ее героями, последовательностью событий.

Содержание этапа: Ведущий читает детям сказку.

Материалы, оборудование: Текст сказки “Создание лесной школы” [9].

  • Анализ сказки.

Цель: Осмысление детьми основной идеи сказки, эмоциональных переживаний главного героя; развитие познавательной активности; стимулирование ответов детей на вопросы по содержанию сказки.

Содержание этапа:

Ведущий задает вопросы:

– Кто в лесной школе был учителем?
– Кто в школе отвечал за звонки?
– А кто был сторожем?
– А для чего сорока принесла колокольчик?
– А для чего нужен в школе звонок?

Молодцы! Все правильно поняли.

Этап 4. Закрепление.

Цель: Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.

Содержание этапа: Ведущий предлагает детям выполнить упражнение, которое называется “Живые деревья” и нарисовать рисунок “Лесная школа”.

  • Упражнение “Живые деревья”.
  • Рисунок “Лесная школа”.

Цель: закрепление представлений о лесной школе, развитие творческих способностей

Материалы, оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, аудиозапись со звуками леса

Содержание этапа: Детям предлагается нарисовать “лесную школу”, какую они представили во время прочтения сказки (звучит тихая музыка со звуками леса).

Этап 5. Интеграция.

Цель: Соединение нового опыта с реальной жизнью.

Содержание этапа: Ведущий говорит: “ Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…”

– Что означают эти слова?
– Эти слова означают, что сказки чему-нибудь учат.
– А чему учит эта сказка?
– Эта сказка учит тому, что мечты сбываются, что все дети (даже звери) должны учиться, что в школе есть звонок, есть уроки и перемены для отдыха, в школу идут осенью, когда деревья наряжаются в желто-красную листву.
– В каких жизненных ситуациях эти уроки вы можете применить?
– Мы теперь школьники, и мы уже знаем, что такое школа, что там есть и какие правила там существуют. Все что рассказывалось в сказке о школе, все есть и в школе реальной.

Этап 6. Резюмирование.

Цель: Обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся.

Содержание этапа: Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

Итак, сегодня мы с вами познакомились, поприветствовали друг друга с помощью игры “Доброе утро”, поговорили о лесных животных, о том, как они выглядят.

С помощью листьев волшебных деревьев мы попали в лесную сказку. Познакомились с главным героем сказки, узнали о том, как он стал учителем, как создавалась лесная школа.

Мы выполнили упражнение, побывав в образе разных сказочных деревьев. Каждый из вас нарисовал Лесную школу такой, какой её представил. Рисунки получились разные, интересные, как и вы сами. Это еще раз подтверждает то, что все мы – разные, и каждый по-своему представляем сказочные сюжеты.

Особенно интересными рисунки получились у следующих детей…(ведущий называет).

Сегодня вы многое узнали о школе. А именно, что в школу дети идут осенью, 1 сентября; что в школе есть уроки и перемены; есть светлые классы, в которых будут обучаться дети; ребята узнают о начале или конце урока с помощью школьного звонка.

Все это есть и в настоящей школе, в которой учитесь вы.

Этап 7. Ритуал “выхода” из сказки. Упражнение “Листья деревьев”.

Цель: Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной среде.

Материалы, оборудование: сухие листья разных деревьев по количеству детей, клей, плакат с нарисованным без листьев деревом

Содержание этапа: Повторение ритуала “входа” в сказку с дополнением. Ведущий говорит: “А теперь, возьмите каждый свой листик от дерева, закройте глаза, приложите к сердцу и подумайте о том, какой опыт возьмет каждый из вас с собой из этой сказочной истории. Пусть этот опыт помогает вам в жизни. Кто готов, откройте глаза.

Итак, мы с вами вернулись из сказочного леса. Листочки, которые у вас в руках мы приклеим на это нарисованное сказочное дерево, которое пока без листьев.

Посмотрите, какое красивое сказочное дерево у нас получилось! Листочки все разные, как и вы все, но находятся они на одном дереве, как и вы в одной группе. Посмотрите, листочки дружны между собой. Так и я хочу, чтобы вы все были дружными и сплоченными”.

Прощание.

Занятие 2. Букет для учителя.

Этап 1. Ориентация.

Цель: Эмоциональный настрой на совместную работу.

  • Приветствие.
  • Игра “4 стихии”.

Цель: развитие внимания, памяти, крупной моторики и координации у детей.

Эта игра на развитие внимания, чтобы вы были более внимательными, когда я вам буду читать очередную сказку о Лесной школе.

Итак, четыре стихии – это “земля”, “вода”, “воздух”, “огонь”.

Если я скажу слово “земля” – руки опускаем вниз, “вода” – руки вытягиваем перед собой, “воздух” – руки вверх, “ огонь” – вращение кистями рук.

(Называю слова, дети выполняют движения.)

  • Игра “Кого не хватает?”

Цели: Эта игра предоставляет детям возможность подчеркнуть важность каждого ученика. При работе с детьми более старшего возраста Вы можете применять следующую версию данной игры: накройте покрывалами двух или трех учеников и попросите их спрятаться в разных частях класса.

Материалы: Большое покрывало (или несколько покрывал для усложненного варианта игры).

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Замечаете ли вы, когда в классе нет вашего друга или подруги? А замечаете ли вы, когда нет кого-то другого?

Каждый ученик в группе очень важен для нас. Когда кого-то нет, мы по нему скучаем. Разделяете ли вы это мнение? Я очень рада, что сегодня все здесь (если действительно никто не отсутствует).

Пройдитесь вдоль всего круга и назовите каждого из присутствующих по имени. Если в этот день кого-то нет, обратите на это внимание детей и попросите их вспомнить имя отсутствующего ученика.

Я хочу попробовать сыграть с вами в такую игру: один из нас будет прятаться, а остальные будут отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я попрошу всех закрыть глаза, и пока никто этого не видит, тихо подойду к одному из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо-тихо выйти на середину, сесть на пол и укрыться вот этим покрывалом. После того, как он спрячется, я попрошу вас всех открыть глаза и угадать, кого не хватает. А теперь закройте глаза...

Начните игру сами, спрятавшись под покрывало, чтобы подстегнуть активность детей. После того, как дети Вас отгадают, вернитесь обратно в круг и спрячьте в центре круга кого-нибудь из детей. Сначала выбирайте достаточно уверенных в себе детей, которые смогут хорошо чувствовать себя и под покрывалом.

  • Повторение пройденного.

Цель: вспомнить, что делали на прошлом занятии и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

Давайте вспомним содержание сказки, которую я вам читала на первом занятии. О чем была сказка? Чему она вас научила? Какой опыт из сказки вам уже пригодился в реальной жизни? (Дети рассказывают).

Этап 2. Ритуал входа в сказку. Упражнение “Цветы”.

Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку.

Материалы, оборудование: корзинка с цветами из гофрированной бумаги по количеству детей.

Содержание этапа: Дорогие ребята, сегодня мы с вами снова отправимся в лесную сказку. А попасть туда нам помогут вот эти волшебные розочки. Сейчас я раздам каждому из вас по цветку. А вы берегите его, чтобы потом вернуться назад. Посмотрите на него, какой он? Нравится он вам или нет? Какой бы красивый букет получился из этих волшебных цветов. Закройте глаза и представьте лесную полянку, на которой растут эти сказочные цветы.(пауза) Мысленно мы с вами переносимся в сказочный лес. Кто готов, откройте глаза.

Итак, вы попали в сказочный лес, и сейчас послушайте следующую историю, которая произошла с маленькими ребятами– зверятами в лесной школе.

Этап 3. Расширение кругозора.

  • Чтение сказки.

Цель: Ознакомление с содержанием сказки, ее героями, последовательностью событий.

Содержание этапа: Ведущий читает детям сказку.

Материалы, оборудование: Текст сказки “Букет для учителя” [9].

  • Анализ сказки.

Цель: Осмысление детьми основной идеи сказки, эмоциональных переживаний главных героев; развитие познавательной активности; стимулирование ответов детей на вопросы по содержанию сказки.

Вопросы для обсуждения.

– Где были маленькие дети-зверята, когда их родители занимались приготовлениями к школе?
– А что вы узнали о школе из разговора лесных зверят?
– А для чего нужны перемены?
– О каком учителе мечтали зверята?
– А у вас какой учитель?
– Молодцы! Вы все правильно поняли.

Этап 4. Закрепление.

  • Драматизация сказки “Букет для учителя”.

Цель: Развитие произвольности поведения; устной речи; творческих способностей у детей.

Содержание этапа: Дети проигрывают сказку. При необходимости ведущий принимает участие. Роли распределяются по желанию учащихся.

Материалы и оборудование: Маски лесных животных; искусственные или живые цветы; аудиозапись со звуками леса.

  • Рисунок “Букет для учителя”.

Цель: закрепление представлений о лесной школе и ее учениках, развитие творческих способностей.

Задание: Нарисуйте букет, который приготовили ребята-зверята для своего учителя. Каким вы его представляете? (Звучит музыка, дети рисуют).

Проводится выставка рисунков.

Этап 5. Интеграция.

Цель: Соединение нового опыта с реальной жизнью.

Содержание этапа: Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.

Сказка учит тому, что в школу надо идти нарядными, как на праздник; в школе на уроках придется долго и тихо сидеть, чтобы чему-то научиться; в школе есть перемены для отдыха, а в учителя идут только те, которые любят детей и хотят их многому научить.

– В каких жизненных ситуациях эти уроки вам пригодятся? (Дети отвечают)

Этап 6. Резюмирование.

Цель: Обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся.

Содержание этапа: Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

Итак, сегодня мы познакомились с новыми играми: “4 стихии” и “Кого не хватает?”. Вспомнили содержание сказки прошлого занятия. С помощью красивых цветов попали в лесную сказку. Из сказки мы узнали как ребятки-зверятки и их родители готовились к 1 сентября. Вы побывали в образе главных героев, проигрывая сказочный сюжет. Очень хорошо сыграли своих героев…(называя имена участников группы). Каждый из вас нарисовал букет для учителя, который собрали будущие первоклассники в лесу. Ваши букеты получились прекрасными и разными. Нет одинаковых букетов, как нет одинаковых детей. Все вы разные, хоть возраст у вас у всех один.

Далее мы с вами выделили основные уроки этой сказки. Мы о них будем знать и помнить, чтобы применить в реальных жизненных ситуациях.

Этап 7. Ритуал “выхода” из сказки. Упражнение “Цветы”.

Цель: Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной для него среде.

Материалы, оборудование: цветы по количеству детей, корзинка

Представьте, что с этими цветами вы приобрели полученный из сказки опыт. Скажите, кто что взял, чему научился, что узнал?

Теперь мы соберем приобретенные вами опыты, и будем хранить их в этой корзинке (все возвращают цветы в корзину, проговаривая о том, что нового они узнали).

Прощание.

Список литературы.

  1. Лабиринт души: Терапевтические сказки/ под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. – 5-е изд. – М.: Академический Проект, 2007. – 176 с. – (руководство практического психолога).
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. 2-е изд. Стер. – М.: Генезис, 2003. – 160 с.: ил.
  3. Пилипко Н.В. Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. / под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ “Перспектива”, 2002. – 64 с.
  4. Колеченко А.К. научный редактор. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб.: Речь, 2007. – 296 с.
  5. Хухлаева О. Хочу быть успешным: Методическое пособие / О. Хухлаева – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. (библиотечка “Первого сентября”, серия “Школьный психолог”.вып 5).
  6. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьнико: методическое пособие. – 2-е изд.; доп. и перераб. – М.: Глобус, 2007. – 189 с. – (Классное руководство).
  7. Черняева С.А.Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2003. – 168 с.
  8. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с “особым” ребенком. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.
  9. Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.