Выдающийся деятель российской науки и образования – М.В. Ломоносов

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели: развитие познавательного интереса к биографии и творчеству М.В.Ломоносова; размышление о роли знаний в жизни человека; создание условий для развития творческих способностей учащихся.

Задачи урока:

1. Раскрыть масштабность личности М.В. Ломоносова как сына Отечества.

2. Представить энциклопедичность таланта М.В. Ломоносова.

3. Показать актуальность и значимость идей ученого в современном обществе.

4. Познакомить учащихся с мировой известностью М. В. Ломоносова.

Оборудование: портрет М.В.Ломоносова, презентация с биографией М.В.Ломоносова, проектор, выставка литературы о М.В.Ломоносове.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Истинное значение Ломоносова не измерить. Ломоносов – титан человеческой мысли, который оставил свои открытия во всех областях знаний. Он не только учил, но и сам показывал пример рачительного ученика и учителя, воплощая себя в своих последователях.

На сегодняшнем уроке мы изучим историю жизни Михаила Васильевича, познакомимся с его трудами.

Михаил Васильевич Ломоносов воспитывался на идеях Петра I (слайд 1). Личность царя привлекала молодого юношу, поэтому и тяга к знаниям и всему новому у М. В. Ломоносова была как у Петра I.

(слайд 2) М. В. Ломоносов стал живым воплощением реформ Петра I.

М.В. Ломоносов в декабре 1730 года пешком из родной деревни отправился в Москву. Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 года он поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию (слайд 3).

(слайд 4) В 1735 году Ломоносов, как лучший ученик был направлен в университет при Академии Наук в Санкт - Петербурге. На картинке изображён дом, в котором жил М. В. Ломоносов, учась в Петербурге.

(слайд 5) В 1736 году трое из способных учеников, в том числе и Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. Когда Ломоносов приехал в Россию, то был назначен адьюнктом Физического класса в академию.

(слайд 6) В августе 1745 года М. В. Ломоносов стал первым русским, избранным на Должность профессора (академика) химии.

(слайд 7) Важнейшим направлением педагогической деятельности Ломоносова было создание условий для воспитания отечественных учёных. Здесь представлены ученики М. В. Ломоносова: Барсов, Лепёхин, Озерецкий и другие.

(слайд 8) В Академии Ломоносов разработал план управления учебным заведением и проект устава. Ломоносов призывал, чтобы низшие сословия тоже получили право на образование.

(слайд 9) Педагогические идеи Ломоносова получили отражение в “Проекте академических гимназий”. Учёный описал задачи воспитания молодёжи и роль учителя.

(слайд 10) Ломоносов считал, что все ступени образования должны быть связаны.Академик автор “Проекта об учреждении гимназий и школ в “больших” и “малых” городах”.

(слайд 11) У Ломоносова огромное количество открытий в области геологии, минералогии, физике, географии.

(слайд 12) Учёный написал грамматику русского языка в 1755 году.

(слайд 13) Ломоносов был избран академиком шведской Академии Наук.

(слайд 14) Ломоносов учредил в России мозаичное дело.

(слайд 15) Самая большая мозаика “Полтавская баталия”.

(слайд 16) Мозаика Пётр I выполнена собственноручно Ломоносовым.

(слайд 17) Весной 1765 года Ломоносов простудился. Умер учёный 15 апреля (по старому стилю 4 апреля) 1765 года. Незадолго до смерти его посетила императрица Екатерина. Похоронен М. В. Ломоносов на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

(слайд 18) Многочисленные памятники Ломоносову в России.

(слайд 19, 20) Улица, площадь, мост, станция метро – места, названные в честь Ломоносова в Санкт-Петербурге.

(слайд 21) Московский университет, основанный в 1755 году, под влиянием Ломоносова, тоже носит его имя.

(слайд 22, 23, 24) Мировая известность и книги о М. В. Ломоносове.

Заключительное слово учителя:

"Моё единственное желание, — писал Ломоносов незадолго до смерти, — состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда смогут произойти многочисленные Ломоносовы".

Ломоносову недостаточно было выразиться в своих научных и художественных созданиях. Зажечь от своего огня как можно больше искренних молодых сердец — только так, считал Ломоносов, можно прожить жизнь не напрасно.

Поэтому завершить сегодняшний урок хотелось бы знаменитым обращением Ломоносова к молодому поколению, которое через века звучит как его нравственное завещание потомкам.

(Подготовленный ученик читает отрывок из оды Ломоносова “О, вы, которых ожидает...”.)

Литература.

1. Школьная энциклопедия “Руссика”. История России XVIII–XIX вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

2. Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника / Глав. Ред. М. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2004.

3. Энциклопедия для детей. Т. 8. Астрономия. – 2-е изд., испр. / Глав. Ред. М. Аксёнова; метод. Ред. В. Володин, А. Элиович. – М.: Аванта+,

4. Ломоносов Михаил Васильевич [Изоматериалы; текст;] / авт.-сост. М. С. Андреева, М.

5. “Наша история 100 великих имен” Еженедельное издание Выпуск №19, 2010.