Тема урока: "Степени сравнения имен прилагательных". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Тема «Степени сравнения имён прилагательных» изучается в 6-м классе. Соединение в одной конструкции простой и сложной форм степеней сравнения имён прилагательных – распространенная грамматическая ошибка ( «более сильнее», « самый интереснейший») не только учащихся 6 класса, но и выпускников школы, которые готовятся к сдаче ЕГЭ. При изучении степеней сравнения наречий тоже возникают проблемы, связанные с различением форм простой сравнительной степени прилагательных и наречий. При выполнении задания В-2, где нужно выписать все прилагательные, нужно уметь находить все имёна прилагательные, в том числе и в форме сравнительной степени.

Цель урока:

  • познакомить учащихся со степенями сравнения прилагательных;
  • научить образовывать прилагательные в форме сравнительной и превосходной  степеней;
  • показать синтаксическую роль в предложении данных форм прилагательных.

Оборудование: проектор, экран или интерактивная доска (для объяснения нового материала), а также для выполнения практического блока.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Вступление по теме урока, объяснение целей.
  3. Теоретический блок (Приложение 1)
  4. Ответы на возникшие вопросы.
  5. Практический  блок.
  6. Физминутка на 25 минуте урока.
  7. Объяснение домашнего задания.
  8. Подведение итогов.

II. Практический блок

1. Образуйте (и запишите) простую сравнительную степень от следующих прилагательных: чёткий, резкий, лёгкий, мягкий, жёсткий, частый, сладкий, чистый, простой, густой.

2.  Выделите суффиксы в прилагательных: слаще, тоньше, приветливее, громче, глубочайшее, круче, крупнейшее, мягче, легче, твёрже, мельче.

3. Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательных. Поставьте ударение.

Красивый, пр.…ятный, счас…ливый, спокойный, удобный, ужасный, пр…красный, пр…лежный, пр…чудливый, пр…влекательный, пр…зрительный, старый, искусный, св…бодный.
Дорогой, сухой, твёрдый, богатый, крутой, густой, простой, толстый, чистый, громкий, мелкий, горький, сладкий, мягкий, лёгкий.
Долгий, ранний, старый, тонкий, далёкий, горький.
Малый, плохой, хороший.

4. Спишите, подчёркивая имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени как члены предложения.

По территории… нашей Родины т…чёт самая большая река  в Европ…-- Волга. Среднесибирск… пл…скогорье – одно из крупнейших в мир… . Ключевская сопка – самый высокий вулкан в Ази… . Пр…рода Северн… Урала суровее пр…роды Средн… и Южн… Урала.

5. Спишите, образуя от имён прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень. Подчеркните их как члены предложения. У каких прилагательных форма простой сравнительной степени берётся от другой основы?

Здоровье (дорогой) золота. Добрые слова (хороший) мягкого пирога. После работы еда (вкусный). Правда (светлый) солнца. Дождливое лето (плохой) осени.

Образуйте составную форму сравнительной степени, употребив прилагательные во всех трёх родах.

Грус (?)ный, яс (?)ный, опас (?)ный, безжалос (?)ный, пр.…лежный.

6. Запишите прилагательные в форме простой и составной превосходной степени. Выделите суффикс, подчеркните чередующиеся согласные.

Красивый, слабый, счастливый, счастливый, простой, интересный, богатый, краткий, лёгкий, мягкий, редкий, тонкий, яркий, высокий, глубокий, широкий, великий, строгий.

7. Образуйте все возможные формы степеней сравнения приведённых ниже прилагательных. Укажите, от каких прилагательных степени сравнения образовать нельзя.

8. Бойкий, большой, важный, громадный, громадный, громкий, злющий, искусный, клетчатый, красивый, ловкий, плохой, полосатый, розоватый, сверхмощный, скверный, сладкий, холостой, хороший.

9. Прочитайте предложения. Найдите нарушения, связанные с употреблением форм степеней сравнения. Исправьте предложения, аргументируйте своё мнение.

Эта оправа для очков более женская, чем мужская. На следующем фестивале все должны быть веселее и более раскованнее. Мой друг самый честнейший человек. Такой вариант исправления текста ещё более худший. Сейчас наиболее интенсивнее развивается фармация. Новая кофточка ещё коричневее старой.
Домашнее задание.

10. Какие реки, озёра, горы, города есть в вашей местности? Сравните реки по ширине и длине, горы по высоте, озёра по глубине, города и сёла по величине. При составлении предложений используйте синонимы многоводный, полноводный, глубокий, бездонный, мелкий, неглубокий, мелководный. Подчеркните прилагательные в форме сравнительной степени.