Формирование умений поискового чтения на начальном этапе обучения иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


Основная цель обучения иностранному языку в общеобразовательной начальной школе – формирование у учащихся способности к взаимопониманию и толерантного отношения к представителям иной культуры. Исходя из этого, совершенно по-новому осознаётся роль иностранного языка как учебного предмета. Ведь именно язык является проводником культуры того или иного народа для других культур и народов. Он открывает учащимся непосредственный доступ к огромному богатству этого народа, служит дополнительным “окном в мир”, важным средством взаимопонимания и коммуникации представителей различных культурных сообществ.

Для формирования оптимального уровня коммуникативной компетенции необходимо совершенствование умений учащихся во всех видах речевой деятельности. Однако, вопросы, связанные с обучением чтению всегда занимали особое место в отечественной методике обучения иностранным языкам

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации начального образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению в начальной школе как на родном, так и на иностранном языках, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит “метапредметный” или “надпредметный” характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Согласно стандарту у учащихся начальной школы должны быть сформированы такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. При этом используются различные стратегии чтения: ознакомительное, поисковое, изучающее, требующие разных подходов и методических приемов.

Овладение стратегиями чтения способствует повышению информационной и читательской культуры учащихся, помогает индивидуализировать процесс чтения, так как каждый ученик имеет возможность читать тексты в соответствии со своим темпом, уровнем обученности, своими потребностями и интересами.

Начальный этап обучения иностранному языку в средней школе выполняет роль фундамента в формировании коммуникативного ядра и является одновременно подготовительным этапом, в ходе которого учащиеся приобретают комплекс основополагающих навыков и умений чтения. Уже на начальном этапе необходимо учитывать специфику различных стратегий чтения. Огромное значение в наш информационный век приобретают навыки поискового чтения. Использование различных способов поиска, сбора информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами - это познавательные универсальные учебные действия, которые носят метапредметный характер.

Считаем, что необходимо целенаправленно формировать навыки поискового чтения у учащихся начальных классов. К поисковому чтению, как правило, предъявляются три главных требования: точное формулирование задания для поиска, ограниченное во времени проведение поиска нужной информации, гарантированное нахождение требуемой информации в тексте.

Особенности психических процессов учащихся младшего школьного возраста определяют ряд педагогических требований к организации процесса обучения чтению на иностранном языке в начальной школе, в числе которых интегрированный и функциональный подход в обучении и комплексный подход к формированию мотивации.

Учитывая важность формирования и развития мотивации к изучению иностранного языка, на уроке большое внимание уделяем выполнению игровых заданий, действию в проблемных ситуациях коммуникативного характера. Необходимо использовать различные виды наглядности, создавать ассоциативные связи, опоры для лучшего усвоения правил чтения, графических образов слов интонационных моделей фраз.
Хочется отметить, что методичная работа по формированию навыков поискового чтения положительно влияет и на развитие психических процессов младших школьников: внимания, памяти.

С первых уроков по обучению чтению следует использовать задания, побуждающие учащихся многократно обращаться к прочитанному. Разумеется, эта работа носит поэтапный характер, первые задания носят элементарный характер. Например,

- Посчитайте, сколько раз в тексте встречается буква “ d”?

- Сколько раз вы встретили в тексте слово “is”?

- Найдите и покажите в тексте слово “skip”!

- Найдите и покажите в тексте слово “стройный”!

Побуждая учащихся найти в тексте английское слово, мы способствуем формированию навыков соотнесения звукового и графического образа слова. Называя слово по-русски, мы проверяем знание слова и умение найти его графический образ. Самое главное при выполнении этих посильных для детей заданий - приучить к внимательному и осмысленному чтению.

Постепенно задания следует усложнять.

- Найдите и прочитайте все предложения со словом “can”

- Найдите в тексте предложение, в котором говорится о возрасте девочки (мальчика)

Формирование навыков чтения неразрывно связано с формированием лексических и грамматических навыков учащихся. Так, например, к тексту из урока 56 учебника “Enjoy English” можно предложить такие задания:

- Прочитайте названия животных, употребленные с неопределенным/определенным артиклем

- Прочитайте предложения, в которых говорится об одном животном или человеке!

- Прочитайте предложения, в которых говорится о нескольких животных или героях! Чем они отличаются?

В любом классе есть учащиеся, с трудом овладевающие чтением на английском языке. Задания такого плана, выполненные на предтекстовом этапе, позволяют учащимся ознакомиться с текстом до его прочтения, что снижает уровень тревожности.

Уже в 3 классе объем текстов увеличивается. И многие ученики чувствуют неуверенность в своих силах. Конечно, любому учителю хочется, чтобы учащиеся максимально полно поняли содержание текста, что побуждает их переводить каждое предложение. Однако, это далеко не всегда бывает необходимо. Более того, примерные задания по чтению итоговой аттестации за курс начальной школы (а позднее ГИА и ЕГЭ) невозможно будет выполнить, пытаясь понять каждое слово в тексте. Учащиеся должны четко представлять себе, зачем они читают. Задания по чтению бывают разными и для их выполнения используются разные стратегии. В текстах могут встречаться слова, которые учащимся незнакомы или просто ими забыты. Формируя навыки поискового чтения, мы одновременно учим учащихся не обращать внимания на незнакомые слова.

Даже в родном языке иногда приходится многократно прочитать текст, чтобы понять его суть, найти нужные детали, при работе с иностранным текстом тем более. Но, чтобы учащимся было нескучно несколько раз обращаться к одному и тому же тексту, нужно разнообразить задания. Установка должна носить коммуникативный характер и ее необходимо каждый раз менять.

В учебнике 4 класса авторами УМК “Enjoy English” предложены задания, предполагающие поисковое чтение. Например,

- Choose the correct answer!

- Find out who said…

- Complete the sentences…

- Find in the text Verbs in Past Simple!

Тексты для чтения в 4 классе довольно объемные. Чтобы избежать монотонности, можно разделить текст на несколько отрывков и продумать задания, предполагающие использование разных стратегий.

Разумеется, обучение разным стратегиям чтения подчинено принципу интеграции и дифференциации. На уроке все взаимосвязано. Большое внимание на уроках иностранного языка уделяется послетекстовому этапу: ответы на вопросы по тексту, разыгрывание отрывков, выделение главной мысли, различные лексико-грамматические и условно- коммуникативные упражнения по содержанию текста. Ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного, несомненно, являются показателем понимания текста. Но не все ученики способны с ходу построить предложение - ответ. В этом случае особенно важны умения быстро ориентироваться в тексте и находить нужное место и информацию. Этому способствуют следующие упражнения. Предварительно вспомнив значения вопросительных слов, предлагаем учащимся найти слова и словосочетания, отвечающие на эти вопросы.

Например, Who? - Mrs Wilson, she, Jason…

When? - in the morning, after breakfast, then…

What? - bananas, sweets, ice cream…

Многократно напоминаем структуру вопросительного предложения в Past Simple. Можно дать опоры на доске, экране, или использовать хоровую отработку.

Выполнение описанных выше заданий и упражнений способствует формированию элементарных навыков чтения на иностранном языке и умения самостоятельно организовывать поиск информации.

Формирование стратегий чтения на родном и иностранном языке может обеспечить развитие умений чтения как универсальных учебных действий, повышение мотивации чтения как на родном, так и на иностранном языке.