Проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы

Разделы: Литература


Сегодня самым распространенным и печально «популярным» в мире стало слово кризис. Это слово не сходит с полос газет и экранов телевизоров, оно властвует над умами людей разбивает в прах не только транснациональные компании, но и человеческие жизни. Причем, если внимательно приглядеться к этому явлению, то мы увидим, что это слово далеко не исчерпывается только экономической составляющей. Оно намного глубже и обширнее, и потому заставляет содрогаться ведущих ученых, социологов, политологов, исследующих его и выделяющих четыре основных его составляющих: экологическую, медицинскую, социально-философскую (духовно-нравственную) и экономическую. И в этом его принципиальное отличие от всех других кризисов, которые когда-либо были в истории земли. Те касались, как правило, отдельных народов или государств и не носили планетарного размаха, как данный кризис; затрагивали отдельные стороны жизни общества, а не все его аспекты. Самое главное составляющее – это духовно-нравственный кризис. Это желание человека властвовать над себе подобными любыми методами. К сожалению, в школах участились случаи насилия, жестокости со стороны детей. Создаются «современные» технологии, методики и даже стратегии по нравственному воспитанию детей. Но нравственность продолжает падать? В погоне за результатами ЕГЭ и ГИА учителя вынуждены все свое время отдать на подготовку учащихся к экзаменам. Конкуренция во всех сферах жизни отодвинула духовное начало в человеке на второй план. Но человек всегда остается духовным созданием. Разлад во внутреннем мире человека порождает отчужденность, враждебность и жестокость. Наше время особенно характеризуется отчужденностью людей, потерей теплых отношений, взаимного доверия и искренности, доброжелательности. Даже в семьях люди чувствуют себя одинокими, отчужденными. Желание властвовать порождает жестокость. Теперь никто и никому не хочет подчиняться, уступать, кого-то слушаться. Везде мы показываем свою строптивость и гордыню. Постоянно пребывая в ссорах, вражде с ближними, мы делаемся все более холодными, бесчувственными, равнодушными, жестокими. Это к нам относятся слова апостола Павла: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом».

Уроки литературы должны способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства долга, справедливости, доброты, любви к ближнему. Но в последнее время дети мало читают, литература преподается как теоретическая дисциплина.

После прочтения 6 главы повести «Дубровский» А.С. Пушкина был задан вопрос: «Почему кузнец Архип не пожалел приказных, а с риском для жизни спасает кошку?». Из двенадцати учащихся одиннадцать ответили, что Архип поступил правильно, не пожалел приказных, потому что они поступили с его хозяином несправедливо. Архип спас кошку, потому что она – беспомощное, беззащитное существо. Только один мальчик написал, что кузнец Архип поступил жестоко. Что человек – божье создание, его жизнь бесценна.

Подростки сегодня имеют ценности, несовместимые с общепринятыми моральными нормами. Их любимые герои – это мстители. Но месть не принимает прощения. Как быть? Как помочь подростку различать границу между добром и злом? Ведь понятие жестокость у подростков размыто. И здесь приходит на помощь Библия. Сейчас уже ни у кого не вызывают сомнения, что без знания Библии невозможно расширить горизонты личности, побуждать ребенка к самосовершенствованию, самопостижению. Как можно понимать великих русских писателей Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского без знания библейских истин, без знания божьей мудрости?

Статья А. Зорина «Несказанное, синее, нежное... » о жизни и творчестве С. А. Есенина раскрывает трагичность личности поэта. «Богоотступничество разрушило семейные узы... Есенинская семья тоже была далека от идеалов... » Материнский «мотив в творчестве поэта пронизан щемящей нотой». «Письмо к матери» написано в 1924 году, когда Есенин «уже давно распрощался с так называемыми «религиозными предрассудками».

И молится не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет...

– Поэт мечтает лишь об одном: найти убежище от тоски, вернуться к истокам, но без Бога без церкви. Есенин не любил ходить в церковь. Для поэта Божество-это его мать.

Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Далее А. Зорин пишет: «... в матери он ищет черты Богородицы, освященные несказанным светом... Владислав Ходасевич давно увидел в этом роковом смещении начало есенинской трагедии. В Есенине очень быстро произошла подмена христианских ценностей... Опасность не в том, чтобы увидеть в человеке Божество, а в том, что Божество подменяется человеком». Церковь, с одной стороны, проповедует христианскую мораль, но, с другой стороны, допускает языческие традиции. И Есенин чувствовал «бутафорскую пустоту» таких церквей. «Безбожие подрывает веру в человека, пишет автор статьи. Уравнивает его, освободившегося от вечного наследия, с животным. Вспомним профессора Преображенского из бессмертного творения Михаила Булгакова. Ученый надеялся решительным способом преобразовать природу – из животного смастерить человека. Эта иллюзия, окрылявшая и ученых, и бомбометателей-революционеров, вызрела на почве тысячелетнего российского рабства, где гражданские свободы всегда путали со свободой духовной».

Сегодня, в наш цивилизованный век, когда издаются тысячи книг по методике нравственного воспитания детей, нравственность продолжает падать с пугающей быстротой. Выход есть. Одна древняя книга-с одной стороны, давно знакомая миру, а с другой, совсем неизвестная (ибо если бы ее действительно знали, то очень многого можно было бы избежать) Библия предлагает каждому в отдельности и всем вместе выход из этого тотального планетарного (духовно-нравственного) кризиса. Преподавание литературы тесно связано с постижением библейской истины и применением их в личной жизни. Библия-это книга, следование законам которой, следование Автору которой не только преображает жизнь общества, окружающую среду, институт семьи, но и жизнь отдельного человека. О влиянии Библии на их жизнь писали великие ученые и писатели.

Русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин писал в «Пошехонской старине: «Помню, что когда я в первый раз прочитал Евангелие, то оно произвело на меня потрясающее действие...» Евангелие, по словам Салтыкова, произвело в нем «полный жизненный переворот». «Я не хочу сказать этим, что сердце мое сделалось очагом любви к человечеству, но несомненно, что с этих пор обращение мое с домашней прислугой глубоко изменилось, и что подлая крепостная номенклатура, которая дотоле оскверняла мой язык, исчезла навсегда. Я даже могу с уверенностью утверждать, что момент этот имел несомненное влияние на весь позднейший склад моего миросозерцания».

Великий Л.Н. Толстой. «Все, каждое слово в ней, как откровение, и справедливо, как художество. Я не могу себе представить, какое возможно было бы образование, если бы не было этой Книги». Здесь добавить нечего.

Духовно-нравственное воспитание немыслимо без библейских принципов воспитания без постижения библейских истин и мудрости. Все гениальное очень просто. Люди сами себе усложняют свою жизнь. Десять законов Бога-это руководство к долгой, счастливой жизни.

Фрагмент урока по развитию речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Обретая контроль» (Можно ли победить жестокость?)

Цель урока: на конкретных примерах, в спорах подвести учащихся к выводу, что при любом выборе человек несет громадную ответственность не только перед самим собой, но и перед другими людьми, что жестокость аморальна и нельзя быть равнодушными к ее проявлениям.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Основная часть. Определение понятия «жестокость». Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» (Повесть «Дубровский» А.С. Пушкин).
  3. Обретая контроль(6-я заповедь «Не убий». Исход 20–13.
  4. Обобщение. Можно ли победить жестокость?

Приложение 1

Ход урока

1. Учитель:

Под жестокой рукой человека
Чуть жива, безобразна тоща,
Надрывается лошадь-калека,
Непосильную ношу влача.
                             (Н. Некрасов)

– Почему автор называет человека жестоким? В чем проявляется его жестокость?

2. Попробуйте дать определение понятия жестокость. Подберите к этим словам синонимы.

Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке».

– Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?
– Что затевал кузнец Архип?
– Хотел ли Дубровский смерти приказных? Осознавал ли Владимир, кто явился настоящим виновником его несчастий?
– Почему кузнец Архип не пожалел приказных, а с риском для жизни спасает кошку? Архип спас кошку – беспомощное существо. Оставить погибать кошку, «Божью тварь», с точки зрения Архипа-грех. А люди? Человек-это высшее Божье творение. Его жизнь бесценна. Христианская заповедь гласит «Не убий». Убить, т.е. лишить кого-либо самого величайшего дара, жизни – большой грех.
– Существует ли способ, предотворяющий жестокость? Можешь ли ты быть добр, к тому, кто причинил тебе боль?

1. «Око за око, зуб за зуб» – это рецепт несчастий, потому что жестокость не лечится жестокостью.

2. Способ, который помогает обрести контроль над собой. Когда мы отвечаем на бесчинство гневом, ненавистью, желанием отомстить, мы позволяем другим контролировать нас. Бог хочет, чтобы мы были свободны от такой тирании, и хочет научить нас контролировать себя и иметь мир в душе. Пока мы не придем к такому решению, мы будем только реагировать, но не действовать Такое поведение, когда мы реагируем на все, ставит нас в зависимость от жестоких и безумных людей, которые недобры к нам. Метод Иисуса позволяет нам сказать другому человеку: «Ты не можешь заставить меня ненавидеть. Я не позволю отравить ненавистью свою жизнь» В большинстве случаях провоцирующее поведение-это оружие в борьбе за власть, в стремлении контролировать другого человека.

– Почему мы должны быть добры к людям? Потому что Бог добр к нам.

– Почему то, как относятся к нам люди, не определяет наше отношение к ним? Потому что Бог излил на нас Свою любовь (см. Рим. 5:5) «Как Христос простил вас, – говорит апостол, – так и вы» (Кол. 3:13). Это не просто хорошая теория или красивая идея. Это то, что дает нам силы простить от всего сердца людей, которые обидели нас, быть добрым без эгоистических мотивов и любить просто и искренно без какой-то корысти.

Одним из бестселлеров прошлого века стала книга Дейли Карнеги «Как завоевать друзей и влиять на людей». Это руководство по человеческим отношениям основывается на принципах эгоизма и манипуляции. Вот главная идея: быть приветливым с людьми, делать им комплименты, чтобы им было приятно, ведь, поступая так, вы получите от них все, что вам нужно, и они в будущем помогут вам. Следуя этим советам, мы в лучшем случае сможем замаскировать свой эгоизм, наклеив сверху тонкий слой вежливости. Стоит кому-то задеть нас все психологические стратегии как ветром сдует, и мы опять ответим злом на зло.

Истинное прощение возможно только тогда, когда мы глубоко осознаем глубину дарованного нам Богом прощения. Когда мы посмотрим на себя как на прощенного грешника, наше высокомерие и надменность к людям, причинившим нам боль, растают. Мы станем видеть в людях попутчиков на жизненной дороге, людей, которые, как и мы, борются со злом в себе. И только тогда сострадание займет место ненависти, а истинное прощение начнет жить в нас. Другого пути нет. Истинная любовь-это подарок от Бога.

  1. Литература:
  2. Воспитание школьников. 2010 №4.
  3. Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №3 январь 1998.
  4. Лорон Уайд. Закон Божий. Десять заповедей.
  5. Опарин А.А. Тайны Библии и глобальный кризис.