Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка по теме "Парные согласные". 2-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  • формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова;
  • дать понять учащимся, что парные согласные в конце слова произносятся одинаково глухо, и их написание нужно обязательно проверять либо изменением числа, либо подбором родственного слова, у которого после проверяемого согласного звука звучит гласный или звонкий согласный звук [н];
  • развивать умение аргументировать свою точку зрения уместными примерами;
  • способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям, процессу обучения, формированию самостоятельности и самооценки.
  • развивать умение аргументировать свою точку зрения уместными примерами.

Технология: здоровьесберегающая по системе В.Ф.Базарного

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  • сенсорный крест;
  • экологическое панно;
  • карточки: звонкие, глухие;
  • мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

Актуализация опорных знаний.

Презентация.

Приложение.

1. Организационный момент (слайд 2)

Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Давайте будем друг другу дарить здоровье и радость. Садитесь.

Руки. На месте.
Ноги? На месте.
Локти? У края.
Спина? Прямая.

2. “Сенсорный крест” (скрытая гимнастика для глаз по методике В.Ф.Базарного): (При вращении “сенсорного креста” дети вслух прочитывают на карточках и определяют “лишнее”).

Зеленеет, город, дождь, улыбка.

- Прочитайте слова.

- Что объединяет эти слова? (орфограммы в корне слова)

- Чем они отличаются? (разные орфограммы в корне слова)

- Какое слово лишнее? Почему?

- Сформулируйте тему урока (парные согласные) (слайд 3)

- Открыли тетради, написали число, классная работа.

- Назовите парные звонкие и глухие согласные

Б (бэ)п (пэ) в (вэ)ф(эф) г (гэ) к(ка) д (дэ) (тэ) ж (жэ)ш (ша) з (зэ) с (эс)

Минутка чистописания.

бп вф гк дт жш зс

3 Постановка целей урока.

Чтобы наш урок был успешным, мы должны поставить определённые цели.

- Каких целей мы должны достичь на уроке? (слайд 4)

- Я научусь...

- Я сумею...

- Я узнаю...

Произношение, каких согласных (парных или непарных) может расходиться с их обозначением?

Парные согласные в конце слова произносятся одинаково глухо.

Цель: научиться находить слова с парными звонкими и уметь их проверять

либо изменением числа, либо подбором родственного слова, у которого после проверяемого согласного звука звучит гласный и ещё какой-то ...(звук)

4. Работа в тетрадях.

- Запишем слова с парными согласными в корне.

- Какое слово запишем сначала? (проверочное) Почему?

(слайд 5)

- Можно ли, используя знакомое правило, проверить правописание согласных букв в корне слова? ( Можно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово)

Вывод: Согласные в корне слова можно проверить одним и тем же правилом (слайд 6)

  • Городок, горожанин – город.
  • Дождик, дождевой – дождь.
  • Улыбочка, улыбаться – улыбка.

(слайд 7)

Парные согласные –
Самые опасные!
В корне ты их проверяй –
Рядом гласный подставляй!

5. Работа с экологическим панно.

- Назовите слова с парными звонкими и глухими согласными.

Снег, лёгкий, сугроб, медведь, след, лёд, гладкий, избушка, на ножках, холод, скользкий, дуб (слайд 8)

- Назовите антонимы:

Медведь стар? молод; болен? здоров; груб? вежлив.

- Придумайте предложение с одним из слов.

6. Траектория-волна.

Я тоже составила предложение, но оно рассыпалось. Помогите его собрать. (слайд 9-10)

Бурый медведь часто ловит рыбку.

Синтаксический разбор предложения (1 ученик)

7. Работа с фразеологическими оборотами (слайд 11)

Алёна работала с фразеологическим словарём. Она назовёт фразеологизмы, а вы постарайтесь объяснить их значение.

1. Медведь на ухо наступил. У кого нет музыкального слуха. Н. Петь любит, но слуху нет.

2. Медвежий угол. Разг. Глухая, отдалённая провинция.

9. Физкультминутка для глаз (слайд 12-14)

8. Сейчас вы будете работать в парах. Будьте дружны, помогая друг другу.

(слайд 15)

- Составь рассказ из предложенных слов и словосочетаний, предварительно их “вылечив”.

(Текст на карточках).

Школьники, де_ский са_, ребятишки, игру_ки, заво_ной парово_, читать ска_ку, загадывать зага_ки.

- Назовите в тексте слова с парными согласными.

- Прочитайте, какой текст у вас получился?

- Вспомните и скажите, какой это текст?

- Докажите.

- А вы почувствовали в работе плечо друга?

9. Работа по учебнику. Самостоятельная работа.

Открыли учебник на стр.84, упр.45. (слайд 17)

Грибок, грибник, грибной, грибница – гриб.

Объясните значение слов грибник, грибница.

Лингвисты, языковеды - ученые, занимающиеся изучением языка.

С толковым словарём работали Богдан и Даша. Объясните значение слова.

В словаре С.И.Ожегова это слово трактуется так:

(слайд 17)

Грибник, м. – любитель собирать грибы; ж. грибница.

Грибница –

1.ж. грибница.

2. Вегетативное тело гриба.

3. Теплица для выращивания грибов (Шампиньоны)

4. Грибная похлёбка (прост.)

Грибной

Какое слово является проверочным? (Все)

Порассуждаем, являются ли слова грибной и грибник проверочными.

Да, идёт звонкий звук [н], поэтому слышится звонкий звук [б].

Изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный или звонкий согласный звук [н]. Можно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово (слайд 18)

10. Страна Фонетика (слайд 19)

- Прочитайте, какой совет даёт вам девочка.

[ Б‘э р‘и г‘и с‘ б‘э т, пака их н‘эт ].

Берегись бед, пока их нет.

- Как вы его понимаете?

- Выпишите слова с парными согласными. Объясните их написание.

11. Итог урока.

- Вот и подходит к концу наш урок.

- Как вы думаете, решили мы задачи, поставленные в начале урока?

- Пополнился ли ваш багаж знаний после урока? Я очень рада.

- Вот сейчас мы и проверим, как вы усвоили тему урока.

12. Проверочная работа (слайд 20)

Отгадайте загадки.

Молоток стук – постук,
Торчит в стене сук,
Постучи опять –
Будет не видать (гвоздь)

Приглашает на урок
Нас заливистый ...(звонок).

Деревянный кафтан,
В нём живёт цветной Иван.
Любит он альбом, тетрадь,
А я люблю им рисовать (карандаш)

Клетка, линейка...
Цифры, слова...
Как я стараюсь,
Покажет она (тетрадь)

Кафтан на мне зелёный,
И сердце как кумач,
Не вкус, как сахар, сладок,
На вид похож на мяч (арбуз)

Шар земной передо мной,
Но совсем он небольшой (глобус)

- Соедините точки.

- Что у вас получилось? (цифра “5”) (слайд 21)

- Кто бы сегодня поставил себе пять за работу на уроке?

  глухие звонкие
1.   .
2.