Исследовательская работа по теме "Коррекционная работа над орфографическими ошибками в 4-м классе"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Введение

Для современной школы, развертывающей интенсивную работу по повышению качества знаний учащихся, по максимальной реализации их учебных способностей, выявление отклонений от индивидуального оптимума с последующей диагностикой и коррекцией причин таких отклонений становится одной из насущных практических задач.

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Именно в начальных классах закладываются основы грамотного письма. Глубина и прочность навыков учащихся определяются всей системой обучения и зависят от методов и приемов работы, от подбора эффективных и целенаправленных упражнений, от умелого проведения самостоятельных работ, от развития орфографической зоркости у учащихся и привития им навыков самопроверки и самоконтроля, от знания ими теоретического материала, на основе которого формируются орфографические навыки, от повторения грамматического и орфографического материала. Практика обучения показывает, что ученики не умеют найти ошибку в написанном ими тексте. После ряда неудачных результатов от своей проверки они в конце концов приходят к мысли о ее бесполезности. В связи с этим остро встает вопрос о работе над ошибками, от проведения которой зависит грамотность учеников, умение орфографически правильно писать слова, точно их употреблять в речи для выражения своих мыслей. Поэтому возникает необходимость вести коррекционную работу с учащимися с целью научения их нахождению и исправлению орфографических ошибок. Систематическое и осознанное выполнение детьми заданий по исправлению ошибок с опорой на установленную последовательность операций обеспечит прочное усвоение учащимися общего способа действия при проверке, что позволит повысить уровень грамотности учащихся.

Цель исследования: разработать систему коррекционной работы над орфографическими ошибками в 4 классе для повышения уровня грамотности учащихся.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников орфографии.

Предмет исследования: методы, приемы коррекционной работы над орфографическими ошибками.

Гипотеза: разработанная система коррекционной работы над орфографическими ошибками будет способствовать уменьшению количества орфографических ошибок в работах учащихся, повышению грамотности школьников при организации специальных условий:

  • постоянная диагностика орфографических ошибок в работах учащихся;
  • систематическая работа по развитию внимания, памяти;
  • включение в уроки, внеклассную работу упражнений по преодолению дизорфографических ошибок;
  • направленность части заданий и упражнений на снятие «страха письма», неуверенности, тревожности.

Задачи:

1) проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по темам:

  • коррекционная работа;
  • психологические основы работы над ошибками;
  • значение изучения орфографических ошибок;

2) описать классификации орфографических ошибок;

3) разработать диагностику орфографических ошибок на основе существующих классификаций;

4) проанализировать статистические данные диагностики ошибок учащихся;

5) спланировать направления коррекционной работы;

6)провести опытное обучение по разработанной коррекционной системе и оценить ее эффективность.

Практическая значимость работы: разработанные нами диагностика орфографических ошибок и система работы над ошибками может быть предложена учителям начальных классов для организации работы по устранению и предупреждению орфографических ошибок.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической литературы; обобщение педагогического опыта; количественная и качественная обработка статистических данных диагностик; мониторинг; опытное обучение.

База исследования: МОУ «Малоатлымская средняя общеобразовательная школа», 4 класс.

В первой главе «Психолого-педагогические основы коррекционной работы над орфографическими ошибками учащихся начальной школы» (Приложение 1) рассмотрены суть, принципы и методы коррекционной работы, психологические особенности коррекционной работы и значение изучения орфографических ошибок учащихся в системе работы по формированию орфографического навыка.

Выводы по первой главе.

Основная задача коррекционной работы – систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.

Работа над орфографическими ошибками является необходимым элементом обучения орфографии и имеет для выработки грамотного письма не менее важное значение, чем усвоение правил и выполнение упражнений. Это вполне естественно, так как работа над ошибками является непосредственным продолжением той же самой аналитико-синтетической деятельности ученика, которая была характерна для предшествующих этапов обучения, с той лишь разницей, что ошибки учеников свидетельствуют о непрочности или неправильности установления ими некоторых орфографических ситуаций [5, 46].Поэтому при работе над ошибками «ссылку» на правило следует сопровождать возвращением к ранее пройденным этапам обучения. В процессе работы над ошибками должны быть восстановлены и закреплены те связи, которые обеспечивают необходимые грамматические знания и их применение к орфографии.

Приемы по анализу ошибок могут быть очень разнообразными в зависимости от типа того правила, к которому относится ошибка.

Для изучения процесса формирования орфографической грамотности детей очень важно вести непрерывно, из года в год, учет орфографических ошибок. Ошибки, зарегистрированные учителем в течение некоторого периода времени, дают картину роста детей и их задержек в области правописания.

Во второй главе «Диагностика орфографических ошибок учащихся» (Приложение 2) изучены различные классификации орфографических ошибок, рассмотрены приемы диагностики и прогнозирования ошибок, приведена наиболее удобная форма для диагностики.

Выводы по второй главе.

Для организации грамотной работы над ошибками учителю в первую очередь необходимо знать, какие бывают виды орфографических ошибок. Классификация ошибок служит основой для их исправления и предупреждения, для диагностики, выбора тематики повторения.

Существуют разные подходы к классификации орфографических ошибок.

Львов М. Р. классифицирует ошибки учащихся по нескольким основаниям:

  • по разделам орфографической системы;
  • по причинам допускаемой ошибки;
  • ошибки, относящиеся к принципам орфографии и пунктуации;
  • по частотности;
  • грубые и негрубые.

Рождественский Н.С. считает, что сущность ошибок заключается в нарушении или морфологического или традиционного характера правописания.

Диагностика – это исследование причин как отдельной, индивидуальной ошибки, так и определенного типа ошибок, допускаемыми учениками или даже большинством. Выделяют несколько этапов диагностики ошибок:

1 этап – общий анализ орфографических трудностей в классе (индивидуальные ошибки). Для удобства заполняется таблица (типы и частота допущения ошибок), статистически обрабатывается;

этап – выяснение причин массовых ошибок.

Для оценки уровня орфографической грамотности учащихся проводится диагностика ошибок в диктанте. Также необходима диагностика ошибок в сочинении и изложении учащихся для оценки состояния орфографического внимания и памяти.

У учащихся опытного класса встречаются орфографические ошибки, связанные с такими разделами русского языка, как фонетика, лексика и синтаксис. Следовательно, коррекционная работа должна вестись на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Одновременно необходимо обучать детей проверке написанного текста, т.к. ученики не видят ошибки в написанном тексте; а также, учитывая психологические основы коррекционной орфографической работы, развивать орфографическую зоркость, память, внимание.

В третьей главе «Организация коррекционной работы над орфографическими ошибками у учащихся 4 класса» (Приложение 3) описана система работы над ошибками на различных уровнях: фонетическом, лексическом, синтаксическом; приемы обучения проверке написанного текста; работа по развитию внимания и памяти.

Выводы по третьей главе.

Коррекционная работа на фонетическом уровне включает два основных направления:

1) развитие звукового анализа слов (от простых форм к сложным);
2) развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики

Основные задачи лексической работы:

1) уточнение представлений учащихся о слоге и переносе слов (по слогам);
2) тренировка учеников в подборе проверочных слов к словам с безударной гласной в корне;
3) количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);
4) качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний).

Основные задачи синтаксической работы:

1) преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся;
2) осознанное построение предложений.

При формировании навыка грамотного письма необходимо научить детей проверять – то есть научить пользоваться установленной последовательностью операций, позволяющей обнаруживать и устранить имеющиеся ошибки. Чтобы работа по формированию навыка самоконтроля была эффективной, необходимо большое внимание уделять созданию мотивации. Например, использовать естественное желание ученика научиться выполнять новое задание, организовав проверку учащимися работ друг друга.

Быстрота и прочность усвоения орфографических навыков находится в прямой и непосредственной зависимости как от общего развития детей, так и от развития их отдельных способностей: внимания, памяти.

Работа по развитию внимания и памяти должна вестись систематически на уроках во время динамических пауз, во внеклассной работе.

Итак, систематическая и целенаправленная работа над ошибками, повседневное повторение изученного ранее материала поможет развитию у учащихся навыков самостоятельного анализа орфографических ошибок, будет способствовать лучшему усвоению орфографических правил, выработке орфографической зоркости, умению быстро распознавать нужную орфограмму, в конечном счете не допускать ошибок при письме.

Заключение

Проанализировав результаты коррекционной работы над орфографическими ошибками, можно сделать следующие выводы.

Основной задачей коррекционной работы является систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.

Необходимым элементом в обучении орфографии и для выработки навыка грамотного письма является работа над ошибками. В процессе работы восстанавливаются и закрепляются те связи, которые обеспечивают необходимые грамматические знания и применение к орфографии. Поэтому в обучении грамотному письму нельзя обойтись без анализа допускаемых ошибок, без выяснения их причин, т.е. их диагностики, без прогнозирования возможных ошибок, разработки методики их исправления и предупреждения. Ошибки учеников, зарегистрированные учителем в течение некоторого периода времени, дают картину роста детей и их задержек в области правописания.

Основной принцип современного школьного образования – единство обучения и развития. На формирование навыка грамотного письма оказывает большое влияние работа по развитию памяти и внимания, которая должна вестись систематически.

Использование в работе вышеперечисленных приемов, методов будет способствовать лучшему усвоению орфографических правил, выработке умения быстро распознавать нужную орфограмму, повышению уровня грамотности учащихся начальной школы.

Список литературы.

  1. Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач. // Нач. школа – 20-26с.
  2. Бельдина Е.В. Работа над словами с непроверяемыми написаниями. // Нач. школа -1’02-32-34с.
  3. Бетенькова Н.М. Орфография и грамматика в рифмовках. – М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО Изд-во «Астрель», 2002 – 112с.
  4. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство»,1998 – 352 с.
  5. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М.: Изд-во Академии педаг. Наук РСФСР, 1957 – 453с.
  6. Бондаренко А.А. Орфография для малышей. //Нач. школа – 5’02 – 28-41 с.
  7. Вантеева Л.Д. Диагностика знаний учащихся.// Нач. школа– 6’93 – 34-38 с.
  8. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики /Под. ред. В.А.Сластенина – М.: Изд. Центр «Академия»,1999 – 280 с.
  9. Горбатов Д.С. Новый вид орфографического контроля. // Русс. яз. в школе – 2’93 – 29-33с.
  10. Елецкая О.В., Горбачевская Н. Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов.-М.: Школьная Пресса, 2003 – 64 с.
  11. Железная Л.М. Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку. //Нач. школа -4’03 – 82-86 с.
  12. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников. // Нач. школа-11’01, 41-46 с.
  13. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий (у мл. школьников). – М.: Просвещение, 1965 – 176 с.
  14. Ибрагимова Ф.Ф., Хабибуллина Л.Н. Орфографическая зарядка.//Нач. школа – 12’03 – 32-35 с.
  15. Иванов П.П. Методика правописания безударных гласных.– М.: Учпедгиз, 1955– 210 с.
  16. Козлова М.И. Обучение орфографии. // Русс. яз. в школе-4’03 – 41– 44 с.
  17. Корешкова Т.В. Использование неверных написаний при обучении самопроверке. //Нач. школа – 6’03 – 82-86 с.
  18. Лизунова А.В. Развитие внимания на уроках русского языка. //Нач. школа. – 7’04, 13-17с.
  19. Лобжанидзе В.А. Сущность оценки и отметки. // Завуч нач. школы – 4’02, 70-71 с.
  20. Лоншакова А.Б. Узелки на память. / Нач. школа– 40’01 – 13 с.
  21. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русс. яз. в начальных классах. – М.: Изд. центр «Академия», 2000 – 464 с.
  22. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение,1990 – 263 с.
  23. Львов М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка. – М.: Высш. шк. Академия, 1999 – 329 с.
  24. Львова С.И. Орфография: этимология на службе орфографии. – М.: Русс. слово,2001 – 281 с.
  25. Матвеева А.Н. Тематические итоговые контрольные работы по русскому языку: методическое пособие.– М.: Дрофа, 2000 – 192 с.
  26. Методическая копилка /Автор-составитель Шульгина В.П. – Ростов н/Д:Феникс, 2001 – 320 с.
  27. Мишина Т.И. Упражнения с выборочным ответом при повторении орфографии. //Нач. школа – 9’97 – 27 -30 с.
  28. Одегова В.Ф. Развитие орфографической зоркости.//Нач. школа – 5’97 – 20-22 с.
  29. Педагогическая энциклопедия. Под ред. Краснобаева Б.И. – М.: «Советская энциклопедия» 1965, 2 том – с.911.
  30. Рамзаева Т.Г. Языковое образование и его реализация в программе по русскому языку (2-4 кл. одиннадцатилетней школы) // Методические основы языкового образования и литературного развития мл. школьников. СПб: Спец. лит., 1997, с.4.
  31. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М.: Учпедгиз, 1960 – 350 с.
  32. Савельева Л.В. Значение умения различать орфограммы в овладении младшими школьниками орфографической грамотностью.//Нач. школа – 12’03 – 28-32 с.
  33. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: «Гуманит. изд. центр Владос», 1997 – 256 с.
  34. Сорокина А.И. Работа над ошибками.//Нач. школа – 10’02 – 85-86 с.
  35. Тихонова В.И. Зрительные опоры помогают усвоить некоторые орфограммы. // Нач. школа – 5’ 96 – 46 – 47 с.
  36. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 300 заданий и упражнений по русскому языку. – К.: ГИППВ, 1999 – 272 с.
  37. Ундзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский с увлечением! – Екатеринбург: изд-во АРДЛТД, 1999 – 304 с.
  38. Ушаков М.В. Работа над ошибками как средство поднятия грамотности учащихся. Метод. письмо. Управление школ Мин-ва просвещения РСФСР, 1951
  39. Яншекова С.Н. Как я работаю со словарными словами. // Нач. школа – 9’01 – 109-110 с.