Программа гражданско-патриотического воспитания "Ученик - патриот, гражданин"

Разделы: История и обществознание, Классное руководство


«Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством».

В.Г. Белинский

I. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г» и предназначена для учащихся 6-9 классов государственного образовательного учреждения «Киреевская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Программа позволяет приобщить детей-сирот к истокам высокой духовности отечественного героизма и патриотизма, подводит к пониманию этих качеств, формирует готовность творить жизнь по принципам сопричастности с историей, традициями, образцами мужественности и преданности своей стране, своему народу.

II. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания

Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

III. Цель и задачи Программы

Целью Программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

– формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
– развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
– создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
– развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

Воспитание в каждом ребёнке качеств патриота, гражданина становится первоочередной задачей нашей школы в современных условиях модернизации образования и инновационной деятельности школы.

Реализация Программы рассчитана на 4 года

Программа учитывает возрастные и психологические особенности воспитанника – сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей:

I категория: учащиеся 6-8 класса

У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины в этот период является участие школьников в различных видах военно-патриотической деятельности, организуемой в школе и вне нее.

II категория: учащиеся 9 класса

Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического раз вития человека, его профессионально го самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о Вооруженных Силах стран страны и событиях минувших войн, но и формировать у них общественно ценный опыт подготовки к защите Родины.

Программа может быть реализована при помощи следующих форм:

1. Участие в общешкольных мероприятиях.
2. Чтение и обсуждение книг, периодической печати.
3. Демонстрация фильмов (художественных и публицистических) с последующим обсуждением.
4. Встречи с интересными людьми.
5. Посещение музеев, театров, выставок.
6. Беседы, классные часы.
7. Организация внеклассных мероприятий (викторина, ток-шоу, музыкальный вечер, устный журнал и т.д.).
8. Различные акции.

V. Этапы реализации Программы

I этап: проектный – 2006-2007 учебный год

Цель: подготовка условий создания программы патриотического воспитания.

Задачи:

  1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
  2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
  3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
  4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический – 2007-2011 годы

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Ученик – патриот, гражданин»

Задачи:

  1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
  2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.
  3. Развивать классное ученическое самоуправление.
  4. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными школами города.
  5. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  6. Проводить мониторинг реализации программы.

Школьный год можно построить на значимых событиях, которые приносили бы их участникам радость, воспитывали ненавязчиво. Школьный год – это комплексный педагогический приём, основная идея которого – непрерывность, систематичность, связанность происходящих событий, создание традиций.

III этап: аналитический – 2011-2012 учебный год

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

  1. Обобщить результаты работы .
  2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
  3. Спланировать работу на следующий период.

VI. Оценка эффективности реализации Программы

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

– умение работать и действовать идивидуально и в коллективе;
– знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
– умение принимать и защищать свои решения;
– готовность к участию в общественных делах;
– готовность к образованию.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

– патриотизм и любовь к Родине;
– права и свободы человека и гражданина;
– символика Российской Федерации;
– национальное самосознание;
– уважение чести и достоинства других граждан;
– гражданственность.

Количественные параметры:

  • включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
  • качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
  • отсутствие детей с девиантным поведением;
  • участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
  • проведение мероприятий

VII. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

1. В школе как в образовательной системе:

– создание системы гражданско-патриотического воспитания;
– обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
– вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

– в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
– в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
– в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
– в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Приложение 1