Урок химии по теме "Основания. Состав, классификация, физические и химические свойства"

Разделы: Химия


Цели:

  • дать понятие об основаниях, выяснить классификацию, физические и химические свойства оснований, значение для жизни человека и применение;
  • сформировать умения по составлению формул оснований, закрепить умения по составлению уравнений реакций, продолжить формирование умений и навыков по проведению опытов, формировать умение  работать с источниками информации, продолжить формирование критического мышления, умений анализировать, обобщать, выделять главное, делать выводы;
  • вовлечь в активную практическую деятельность, способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания, совершенствовать навыки общения.

Планируемые результаты обучения

  • обучающиеся должны знать состав и классификацию оснований, давать им названия;
  • записывать формулы оснований и соответствующих им оксидов;
  • составлять уравнения реакций химических свойств растворимых и нерастворимых оснований;
  • знать о значении щелочей и нерастворимых оснований для жизни человека, о влиянии их на окружающую среду.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Методы: демонстрация таблиц, опытов, элементы игрового обучения, самостоятельная работа обучающихся со справочными материалами, электронным учебником, лабораторные опыты с элементами проблемного обучения.

Средства обучения: таблица «Растворимость кислот, щелочей, солей», таблица «ПСХЭ», учебный модуль для обучающихся «Материалы для изучения темы «Основания»», электронный диск «Учебник 8 класс, Рудзитис Г.Е.», мультимедиапроектор, ноутбук.

Реактивы для проведения лабораторных опытов: растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, хлорида меди (II), гидроксид меди (II) , индикаторы (метилоранж, фенолфталеин, лакмус).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель проверяет готовность класса к занятию. Акцентирует внимание на то, что нельзя трогать реактивы, стоящие на столах без разрешения учителя.

Эпиграф: Когда много учишься, не только лицо, но и тело приобретает умное выражение. (Ф. Ницше)

II. Актуализация знаний (мотивация урока)

Ообратите внимание, я принесла сегодня на урок батарейки, аккумулятор мобильнго телефона, мыло, сахар. Что общего между такими разными предметами? Сегодня мы попытаемся выяснить на уроке.

III. Контроль исходного уровня

Учитель: На демонстрационном столе химическая копилка. Я собираю в неё карточки с химическими формулами веществ, принадлежащих к различным классам соединений. Мне необходимы два консультанта для того, чтобы назвать все предложенные здесь вещества. В копилке: карточки с химическими формулами оксида кальция, оксида углерода (IV), оксида натрия, оксида серы (IV),  гидроксида натрия, гидроксида железа (III).

  • Какие из веществ вы ранее подробно не изучали? (Гидроксид натрия и т.д.)
  • Действительно, эти вещества относятся к классу оснований.
  • Сформулируйте определение, какие вещества называются основаниями?

IV. Этап получения новых знаний

Учитель: Предположите план изучения темы.

Обучающиеся: Состав оснований, классификация, свойства оснований, применение.

1) Состав оснований.

Самостоятельная работа обучающихся:  разбиваются на 3 группы:

Задание для 1 группы обучающихся (основная часть класса)

Составить химические формулы следующих оснований: (Приложение 1).

Гидроксид натрия, гидроксид бария, гидроксид железа (II).

Выполнение обсуждается фронтально.

2) Классификация оснований

Задание для обсуждения 2 группы обучающихся (2 человека)

Изучите классификацию оснований по растворимости в воде. (Приложение 1). Отчет о выполнении задания обучающимися.

3) Физические свойства оснований.

Задание для самостоятельной работы для 3 группы обучающихся (2 человека)

Изучите склянки с некоторыми основаниями на демонстрационном столе, отберите в отдельную группу растворимые и нерастворимые основания, сделайте общий вывод о физических свойствах оснований

4) Химические свойства оснований

Учитель: При растворении в воде большинства щелочей образуются прозрачные растворы. Как  обнаружить в растворе щелочь?

Сообщение обучающегося о происхождении индикаторов (подготовка материала по электронному приложению к учебнику).

Учитель:По изменению окраски индикатора можно судить о ходе реакции между кислотой и щелочью.  Инструктаж по технике безопасности при обращении со щелочами.

Проведение лабораторных опытов по инструкционной карте (Приложение 2).

Запись уравнений реакций в тетради и у доски.

Демонстрация опытов, работа с электронным приложением к учебнику.

а) Взаимодействие щелочи с кислотным оксидом.
б) Разложение гидроксида меди (II) при нагревании.

(Тема «Основания»  § 31, видео)

Закрепление по химическим свойствам оснований проводится в форме игрового момента. Работа обучающихся с Приложением 3. Необходимо найти ответ, используя знания о химических свойствах оснований.

5) Применение оснований

Поиск материалов по источникам : учебник стр.98,  электронный учебник. Обсуждение результатов с обучающимися.

Результаты поиска информации:

а) гашеная известь – белый рыхлый порошок, при смешивании с водой – известковое молоко. Так как гидроксид  малорастворимый в воде, то после отфильтровывания известкового молока получается прозрачный раствор – известковая вода;

б) гашеную известь применяют для приготовления бордоской смеси – средства для борьбы с болезнями и вредителями растений;

в) известковое молоко используют в химической промышленности, например в производстве сахара, соды и других веществ;

г) гидроксид натрия применяют для очистки нефти, получения мыла;

д) гидроксид калия, гидроксид лития используют в аккумуляторах.

V. Обощение

Учитель: В начале урока я показала вам предметы, между которыми нет ничего общего. Почему они сегодня находились на моем столе?

Ответ обучающихся: для производства этих предметов и компонентов были использованы щелочи – растворимые в воде основания. Чтобы подвести итог составим синквейн по теме: «Основания» (Приложение 4).

Возможные варианты ответов обучающихся:

  • Основания
  • Растворимые и нерастворимые
  • разъедают, хорошо вступают в реакцию, изменяют окраску индикаторов.
  • Широко используются на химическом производсве.
  • Щелочи.

VI. Закрепление

Самостоятельная работа обучающихся для решения проблемы. В зависимости от
ровня подготовки класса выбирают задания по вариантам или выполняют одно  задание
всем классом (Приложение 5).

VII. Рефлексия

Учитель: Какие моменты понравились на уроке? Закончите предложения.

  • Меня удивило …
  • Урок дал мне для жизни …
  • Мне захотелось …

VIII.  Домашнее задание

Обучающимся необходимо выучить материал учебника параграф 31 кроме стр. 94 – получение оснований, выполнить упр.5, индивидуально (для сильных обучающихся) решить задачу № 2, подготовка презентаций по теме «Основания».

Использованные источники:

  1. Примерные программы по учебным предметам, стандарты второго поколения (проект). – Химия. – М.: Просвещение, 2010.
  2. А.М. Радецкий, Химия (дидактичекий материал) 8-9 классы, – М.: Просвещение, 2010.
  3. Г.Е. Рудзитис и др. Химия, 8 класс, М.: Просвещение, 2011.                         
  4. Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова, Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия, 1995.
  5. Электронное приложение к учебнику Г.Е.Рудзитис и др., Химия, 8 класс, М.: Просвещение, 2011.
  6. Химия. Образовательный сайт для школьников и студентов, hemi.wallst.ru
  7. Химия. Каталог сайтов, window.edu.