Рейтинг@Mail.ru

Безопасность химического эксперимента

Разделы: ОБЖ


Учитель любого предмета  отвечает за себя, несёт ответственность за сохранение здоровья учащихся. Учителя таких предметов как ОБЖ, химии, физики, информатики, биологии, физической культуры и технологий отвечают за формирование  у учеников  умений правильно  обращаться с приборами, инвентарём, веществами и предметами быта окружающими их в повседневной жизни. Учитель должен предупредить учащихся об опасности неправильного пользования предметами и использование незнакомых, опасных предметов в различных жизненных ситуациях.

Многие предметы изучают в подростковом возрасте, для которого характерно стремление к самостоятельности, влечению ко всему тайному, запретному. Эгоцентризм, присущий этому возрасту, основан на том, что ученики рассуждают в свою пользу, ведь именно с ними ничего не может случиться. Некоторые учащиеся начинают экспериментировать с опасными предметами, веществами не понимая последствий этих опытов. Поэтому учителю необходимо организовать специальную работу с учащимися по изучению правил безопасного поведения при исследованиях различного рода.

Во многих школах эксперимент не проводится, так как учителя сами бояться и не могут обеспечить безопасность своих учеников. Проблема  обеспечения безопасности учащихся во время эксперимента существует очень, давно и её можно решить, если учителя будут приобретать определённый опыт в проведении различных экспериментов. Основной метод обучения учителей – тренинг в условиях моделирования реальных ситуаций  профессиональной деятельности.

Выполнение практических работ не только развивает память, улучшает  и углубляет знания по предмету, но и учит правильно, быстро и без страха принимать решения в случае особой  ситуации. Моделирование чрезвычайных ситуаций и реализация действий по их ликвидации, это разработка новых способов проведения эксперимента и подготовка учеников к решению жизненных ситуаций.

Цели урока:

ПРОВЕРЯЮЩИЕ.

Обобщить знания учащихся об основных понятиях по технике безопасности, формирование  культуры безопасного поведения на уроках. Проверить умения учащихся определять сложившуюся  не стандартную ситуацию на уроке и ликвидировать её. Совершенствовать практические умения и навыки учащихся, принятие правильного решения, соблюдение техники безопасности при работе с реактивами и химическим оборудованием.

РАЗВИВАЮЩИЕ.

Совершенствовать умения анализировать, определять и быстро реагировать на создавшуюся ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, умение определять  критичность ситуации  и принимать правильные решения на основе знаний полученных на уроках . Организовать безопасную самостоятельную работу учащихся с химическими веществами и оборудованием по данной теме.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ.

Формирование культуры безопасного поведения на уроках химии  и работе с реактивами.
Расширить и углубить мировоззренческие знания учащихся по технике безопасности. Подвести их к выводам общего жизненного уровня, касающихся химических веществ, и правил работы с ними. Познакомить учащихся с правилами поведения в ЧС в быту. Приблизить знания предмета к реальной жизни и умение  этими знаниями пользовать.

ТИП УРОКА – практическая работа при помощи которого можно обобщить  и закрепить практические и теоретические знания по теме:«Безопасность химического эксперимента»

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • реактивы: раствор гидроксида натрия, спирт ,спички ,универсальный индикатор, соляная кислота, мыльный раствор, песок, мел, глина, борная кислота, полиэтиленовый пакет, серная кислота, натрий, хлорид аммония, фенолфталеин, вода, цинк, пермангонат калия;
  • химическая посуда, халаты, перчатки;
  • карточки с заданиями для каждой группы;
  • итоговая таблица.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Для проведения практикума класс делится на пять групп. Каждая группа получает индивидуальную карточку с экспериментальными задачами и  за неделю до проведения данного урока получает задание, подготовить и принести к уроку составленные в домашних условиях адсорбенты .
На уроке каждая команда, состоящая из 4-5 учеников, проводит свои исследования для решения поставленных задач и делится своими результатами с другими группами в конце урока. Оформляется вся работа в специально подготовленную таблицу, в которую записываются проведённые реакции и выводы. Оценить каждого ученика можно по качеству выполнения эксперимента и за правильно сделанные и оформленные выводы, таким образом можно за урок поставить по две оценки. Оформление работы можно делать в тетради, а можно в специально приготовленных таблицах. На пример : каждый ученик получает готовую таблицу  для заполнения и методическую разработку о ходе проведения работы.

Дата:_________201__ Работу выполнил(а)__________________________уч.10А/Б(11А/Б) класса

Практическая  работа на тему: «Безопасность химического эксперимента».

№  п/п      Исходные вещества.          Условия реакции.          Признаки реакции. Выводы и химические уравнения.
 

 

       
 

 

       
 

 

       
 

 

       
 

 

       
 

 

       

Техника безопасности_________________________________________________________________

Подготовка к ликвидации чрезвычайных ситуаций

Опыты по получению ядовитых газов и их утилизации

Безопасность при использовании приборов

Опыт №1.Использование безопасных способов отбора жидких реактивов.

Необходимо взять медицинскую пипетку для отбора жидкости с резиновой грушей. Данными пипетками набрать концентрированную соляную кислоту. Сделать вывод, какой из пипеток работать удобнее и безопаснее.

Опыт №2. Приготовление адсорбентов при уборке пролитой жидкости и тушения небольших локальных пожаров.
Приготовьте 100 г адсорбента: песок, мел, глина, борная кислота.
Все перемешать, высыпать в полиэтиленовый пакет.

А) Разлейте 3 мл концентрированной серной кислоты на резиновое покрытие лабораторного стола. Развяжите пакет с адсорбентом и высыпайте его сначала по периметру, а потом в  центр разлитой жидкости. Перемещайте, втирая в пятно до нейтрализации. Собрать все совком на фанерку и выбросить с твердыми отходами.

Б) Налейте в фарфоровую чашку для выпаривания 5 мл спирта и подожгите его. Потушите «пожар» адсорбентом, высыпав его на огонь для преграды доступа воздуха. Перемешайте его и опять подожгите. Затем повторно засыпьте адсорбентом. После высыхания можно выбросить с твердыми отходами.

Опыт №3 Безопасность опытов с возможностью воспламенения, взрыва или выброса реакционной массы.

Взаимодействие натрия с водой. Приготовьте кристаллизатор, высокий стакан и пробирку, наполните на 1/3 водой. Сосуды должны быть закреплены в штативе или стоять самостоятельно. В каждый сосуд бросить кусочек натрия, величиной с горошину. Сравните наблюдаемые эффекты. Сделайте вывод о наиболее безопасном способе.

Опыт №1. Получение аммиака.
В химическом аквариуме получают аммиак. Взаимодействие гидроксида натрия (1-2 кусочка) с таким же количеством хлорида аммония в присутствии 2-3-х капель воды. Полученный газ пропускают через раствор фенолфталеина. Для утилизации нейтрализуют соляной кислотой
Опыт №1.Взрыв гремучей смеси.
В двух пробирках, соединенных газоотводными трубками, получают кислород и водород. Оба газа пропускают в мыльный раствор, надутые мыльные пузыри. Образуется безобидный взрыв.

Данные опыты нужны для изучения основных правил монтирования простейших приборов и работы с ними. При проведении опыта руки у экспериментатора должны быть свободны для манипуляций в случае возникновения аварийных ситуаций.

 Таких таблиц можно составить более пяти, т.е. на каждую группу учащихся с разными ситуациями:

  1. Подготовка к ликвидации ЧС.
  2. Утилизация  и получение ядовитых газов.
  3. Безопасность при использовании приборов.
  4. Безопасная работа с концентрированными кислотами.
  5. Ликвидация «пожара».

После выполнения работы  ученики рассказывают о своих наблюдениях всему классу, а затем делают общий вывод о проделанных опытах и заполняют таблицу.
Оценки выставляются в конце урока, возможно получение дополнительной оценки за самостоятельные и грамотные выводы.
Данную работу можно проводить для 9, 10 и 11 классов это тема: «Безопасность химического эксперимента и ликвидация ЧС».
Такие таблицы можно уменьшить по составу, а можно увеличить, всё зависит от того, что необходимо исследовать и какие выводы сделать.
Такой практикум даёт возможность научить детей быстро и правильно реагировать  на ЧС, не бояться опытов по химии. Данная работа помогает приблизить химию к настоящей жизни и научить детей правилам по технике безопасности на практике, ребята более полно воспринимают материал, понимая, зачем это изучается.
После практической работы  каждая группа делится своими результатами с классом и записывается общий вывод по результатам проделанных  опытов.

Библиография

  1. Семёнов А.С., Солодько Н.Е., Филиппова С.В. Как приготовить и использовать адсорбент для уборки пролитой жидкости.//Химия в школе. – 1999.– № 6. – С.56.
  2. Мартыненко Б.В., Михалева М.В., Бочкарёва Т.Н. Эксперимент не должен уйти из школы! // Химия в школе.– 1999. – №1. – С. 58.
  3. Вольеров Г.В. О неточностях в описании эксперимента и рисунках приборов в новых учебниках химии.// Химия вшколе. – 1991.– №6. – С.48-51.
  4. Семёнов А.С. Справочные таблицы по работе с реактивами.// Химия в школе. – 1991.– №1. – С.42-47; №2. – С. 37-44.
  5. Дейнова Т.К. Попробуйте так.// Химия в школе. – 1999. – №7. – С.69.
  6. Степанов Н.А. Роль химического эксперимента в формировании культуры безопасности жизнедеятельности.//Химия в школе. – 2003. – №4. – С.57-65.