Элективный курс "Решение усложненных задач по химии". 8–9-й классы

Разделы: Химия


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.

Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.

Данный курс по выбору является углубленным и предназначен для 8–9-х классов  и рассчитан на 68 часов(34 часа в 8 классе, 34 часа в 9 классе). Курс отвечает требованиям программы школы «Интеграция основного и дополнительного образования на базе общеобразовательной школы» и служит для подготовки учащихся не только к олимпиадам различного уровня и к ГИА, но и является  базой для дальнейшего продолжения образования в профильном биолого- химическом или химико- биологическом классах в старшей школе.

Цель элективного курса: закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по химии путем решения разнообразных задач повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям устных и письменных  экзаменов по химии.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.

Главным назначением данного курса является:
– совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
– сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.

Задачи  курса:

– конкретизация  химических знаний по основным разделам предмета;
– развитие навыков самостоятельной работы;
– развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;
– развитие учебно-коммуникативных умений.
– формирование навыков исследовательской деятельности.

Особенности курса:

– использование знаний по математике, физике, биологии;
– составление авторских задач и их решение;
– использование местного материала для составления условий задач.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

– способы решения различных типов усложненных задач;
– основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
– стандартные алгоритмы решения задач.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:

– решать задачи повышенной сложности различных типов;
– четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
– видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;
– работать самостоятельно и в группе;
– самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;
– владеть химической терминологией;
– пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.

Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении ребятами химии в  основной школе, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы. В то же время для успешной реализации этого элективного курса необходимо,  чтобы ребята владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять при решении задач важнейшие физические и химические законы, поэтому необходима пропедевтическая подготовка учащихся на уровне 7 класса.

Программа курса рассчитана на два года обучения:

1-й год (8 класс) – этап решения задач по курсу химии. Особое внимание уделяется изучению алгоритмов решения задач на уравнениях реакций,  в том числе на параллельные и последовательные превращения и на превращения, происходящих в растворах; использование газовых законов; нахождение молекулярных формул  неорганических веществ.

2-й год (9-й класс) – заключительный этап. Решение наиболее сложных задач, преимущественно комбинированного характера, кроме того, предусматривается знакомство учащихся с тестовыми заданиями, используемыми при проведении Государственной итоговой аттестации (ГИА) по химии.

ПРОГРАММА КУРСА

Учебный план


п/п

Наименование  тем

Всего часов

1 год обучения

1  Основные законы и понятия  химии 8
2  Количественные соотношения в газах 3
3  Количественные соотношения в растворах 5
4 Задачи на  уравнениях реакций 12
5  Решение олимпиадных задач 8 класса 6

2 год обучения

6 Основные закономерности протекания химических реакций 6
7  Решение олимпиадных задач 9 класса 6
8  Задачи на тему «Теория электролитической диссоциации» 5
9 Задачи на тему «Химия элементов». 8
10 Комбинированные задачи. 9

Учебно-тематический план


урока

Тема

Кол-во часов

Форма контроля

1-й год обучения (1 ч в неделю, всего 34  ч)

 Основные законы и понятия химии
1 Общие требования к решению задач по химии. Способы решения задач. 1 Входное тестирование
2 Решение  задач на нахождение массовых допей элементов в веществе. 1 Отчет по решенным задачам
3 Задачи на нахождение неизвестного индекса по данным массовой доли одного из элементов в веществе 1 Отчет по решенным задачам
4-5 Задачи на нахождение молекулярных формул  неорганических веществ по данным массовых долей элементов. 2 Отчет по решенным задачам
6 Задачи с использованием   количества вещества при нахождении объёма газов, числа молекул и массы вещества 1 Отчет по решенным задачам
7 Нахождение мольной доли вещества в смеси 1 Отчет по решенным задачам
8 Нахождение объёмной доли компонентов в смеси газов 1 Отчет по решенным задачам
 Количественные соотношения в газах
 9 Задачи с использованием плотности и относительной плотности газов. 1 Отчет по решенным задачам
10 Задачи на  газовые законы (законы Бойля – Мариотта и Гей– Люссака и  уравнение Клапейрона–Менделеева). 1 Отчет по решенным задачам
11 Вычисления с использованием закона Авогадро и следствий из закона. 1 Отчет по решенным задачам
 Количественные соотношения в растворах
12  Задачи на нахождение массовых долей растворённых веществ в растворах 1 Отчет по решенным задачам
13  Задачи на нахождение молярной концентрации растворов 1 Отчет по решенным задачам
14 Задачи на использование в качестве растворённого вещества кристаллогидратов 1 Отчет по решенным задачам
15-16 Задачи на концентрирование, разбавление и смешивание растворов веществ, между которыми не происходят реакции 2  Отчет по решенным задачам. Самостоятельная работа
Задачи на уравнениях реакций
17 Задачи на уравнениях реакций 1 Отчет по решенным задачам
18 Задачи на уравнениях реакций, когда одно из реагирующих веществ содержит примеси 1 Отчет по решенным задачам
19 Задачи на уравнениях реакций с указанием практического выхода реакции 1 Отчет по решенным задачам
20   Задачи на избыток и недостаток 1 Отчет по решенным задачам
21-22  Смешанные задачи 2 Отчет по решенным задачам
23 Задачи на термохимических уравнениях 1 Отчет по решенным задачам
24  Задачи на последовательных превращениях 1 Отчет по решенным задачам
25-26 Задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах 12 Отчет по решенным задачам
27-28  Задачи на параллельных реакциях 2   Отчет по решенным задачам. Сам. работа.
 Решение олимпиадных задач 8 класса

29-30

Решение олимпиадных задач школьного и городского уровня 2011-2012 учебного года

2

Отчет по решенным задачам

31-32

 Избранные олимпиадных задач предыдущих лет

2

Отчет по решенным задачам

33-34

 Школьная олимпиада по химии

2

 Конкурс

2-й год обучения (1 ч в неделю, всего 34  ч)

Основные закономерности протекания химических реакций
1-2 Повторение, обобщение типов задач, изученных в 8 классе 2 Дифференцированное тестирование
3 Задачи на тему «Скорость химических реакций» 1 Отчет по решенным задачам
4 Задачи на тему «Химическое равновесие» 1 Дифференцированное тестирование
5 Задачи на  тему «Термохимия» (применение следствия закона Гесса). 1 Дифференцированное тестирование
6 Задачи на возможность протекания химических реакций на основе нахождения энергии Гиббса. 1 Дифференцированное тестирование
Решение олимпиадных задач 9 класса
 7-8  Решение олимпиадных задач городской и школьной олимпиады 2011-2012 учебного года 2 Отчет по решенным задачам
9-10 Школьная химическая олимпиада. 2 Конкурс
 11-12 Избранные задачи городской химической олимпиады  по химии прошлых лет. 2  Отчет по решенным задачам
Задачи на тему «Теория электролитической диссоциации»
13 Растворимость веществ и расчеты на основе использования графиков растворимости. 1 Дифференцированное тестирование
14 Концентрация растворов (массовая доля, молярная и нормальная концентрации, моляльность). 1 Дифференцированное тестирование
15 Задачи на растворение в воде щелочных металлов, кристаллогидратов. 1 Отчет по решенным задачам
16 Задачи на разбавление, концентрирование и смешивание растворов с использованием правила смешения. 1 Отчет по решенным задачам
17  Комбинированные задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах. 1 Отчет по решенным задачам. Диф. тестирование.
Задачи на тему «Химия элементов»
18  Задачи по теме «Сера и её соединения» 1 Отчет по решенным задачам
19  Задачи по теме « Азот и фосфор и их соединения» 1 Отчет по решенным задачам
20  Задачи по теме «Углерод и его соединения» 1 Отчет по решенным задачам
21 Задачи на вывод формул органических соединений по массовым долям элементов и по данным о продуктах сгорания 1 Отчет по решенным задачам
22 Задачи по теме «Металлы» 1  
23 Качественные и расчетные задачи по теме «Электролиз растворов и расплавов электролитов». 1 Отчет по решенным задачам
24 Задачи с использованием ряда стандартных электродных потенциалов металлов. 1 Отчет по решенным задачам
25 Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронно-ионного баланса и расчеты по ним. 1 Отчет по решенным задачам. Сам. работа.
Комбинированные задачи
26 Задачи на химические превращения с участием смесей неорганических веществ. 1 Дифференцированное тестирование
27 Качественные и количественные задачи на превращения неорганических и органических веществ. 1 Дифференцированное тестирование
28 Авторские задачи. 1 Защита авторских задач
29-34 Задания  ГИА по химии  для выпускников основной школы Российской Федерации прошлых лет 6 Конкурс

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Отличительная особенность построения курса состоит в том, что он предназначен для учащихся 8-9 классов, прошедших пропедевтический курс обучения химии в 7 классе. К этому времени учащиеся уже ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает возможность на занятиях элективного курса обратить внимание на наиболее сложные и мало встречающиеся в основной программе направления решения задач

При реализации программы данного курса рекомендуем обратить внимание на типологию расчетных задач, использовать дифференцированный подход и разноуровневые контрольные работы.
Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать условия и возможные пути решения.
Несомненно, представленный элективный курс можно расценивать как динамичный «тренинг», но для повышения мотивации учащихся, интенсификации учебной деятельности следует обращаться к современным образовательным технологиям (технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления).

Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы ребята могли научиться не только великолепно решать задачи разных типов, но и самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала, информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций).

ЛИТЕРАТУРА

1. Н.Е. Кузнецов, А.Н. Лёвкин, Задачник по химии. 8 класс – М: Вентана-Граф, 2011.
2. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений/Кузнецова Н.Е. Титова И.М и др. – М: Вентана-Граф, 2011.
3. Н.Е. Кузнецов, А.Н. Лёвкин, Задачник по химии. 9 класс – :Вентана-Граф,2011.
4. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/Кузнецова Н.Е. Титова И.М и др. – М: Вентана-Граф, 2011.
4. Н.А.Шириков,О.И.Ширикова. Расчетные задачи по имии/ВГПУ: Русь; 2008
5. Готовимся к олимпиаде по химии: сборник заданий и ответов для 8-11 классов/Н.А.Шириков, О.И.Ширикова, А.Н.Ласточкин. – М: АРКТН, 2008 (школьное образование)
6. Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В. Химия. Задачник, 8-11 классы, 2001
7. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания, 1998
8. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999
9. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.
10. Химия. Пособие – репетитор для поступающих в ВУЗЫ. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2004