Формирование универсальных учебных действий

Разделы: Общепедагогические технологии


Дорогу осилит идущий.

(Приложение 1. Слайды 1-2)

С 1 сентября 2011 года все первоклассники начали учиться по-новому, в соответствии с новыми образовательными стандартами.

Работа по новым стандартам — это, прежде всего, изменения в работе педагогов, новые задачи для них и новые требования.

Начальная школа призвана теперь решать целый ряд важнейших задач, среди которых – успешное «включение» детей в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе совместной деятельности учителя и учащихся. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать,  но привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.  

(Слайд 3)

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

(Слайд 4)

В Программе развития УУД выделены четыре блока:

1. Формирование личностных УУД
2. Формирование регулятивных УУД
3. Формирование коммуникативных УУД
4. Формирование познавательных УУД

Схема работы над формированием УУД указывается в Программе формирования УУД основной общеобразовательной программы учебного учреждения и тематическом планировании педагогов, способы учета уровня сформированности УУД – в требованиях к результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в программах внеурочной деятельности.

Результаты усвоения УУД формулируются для каждого года обучения и являются ориентиром  при организации мониторинга их достижения.

(Слайд 5-8)

Показателем успешности формирования УУД будет  ориентация школьника на выполнение  действий, выраженных  в  категориях:

(Слайд 9)

  • знаю / могу,
  • хочу,
  • делаю.

Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые формируются на уроках.

Как развивать универсальные  учебные  действия  на  уроке?

Моделирование уроков по новым стандартам – дело непростое, но сегодня – это требование времени. Учитель  должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности, которая наиболее востребована – учиться всю жизнь и способность к саморазвитию.

(Слайд 10)

По новым стандартам, вместо привычных нам типов уроков, предусматриваются следующие типы уроков: «Урок открытия новых знаний» (с применением деятельностного метода), «Урок общей методологической направленности», «Урок рефлексии», «Урок развивающего контроля».

(Слайды 11-12)

Урок, построенный по новым стандартам, имеет определённую модель.

Она состоит:

1.  Из организационного этапа, цели которого – ориентировка в теме предстоящего урока, создание мотивации, активизация знаний или представлений учащихся по теме (Что я уже знаю об этом?) Кульминацией этого этапа становится совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности. Это своеобразное осмысление ребенком того, что он уже знает к тому, что еще можно было бы узнать для решения учебной задачи или  поиска выхода из проблемной ситуации.

2.   Основной этап урока – работа с информацией с целью ее осмысления, понимания, переживания для нахождения ответов на поставленные вопросы в начале урока. Процесс восприятия информации – процесс сугубо индивидуальный и прежде чем ребенок выйдет на уровень парной, групповой или фронтальной работы, ему необходимо предоставить возможность осмыслить учебную информацию в любом ее виде.

3.  Третий этап базовой модели – это завершающая стадия урока. Ее цель – обобщение и рефлексия. Для обобщения следует вернуться к тем задачам, проблемам, которые были поставлены в начале урока, и дети должны дать ответ об их реализации, вычленив главные понятия и умения. Для осуществления рефлексии следует, вновь вернувшись к началу урока, выяснить на какие из вопросов (затруднений), которые возникли  в начале урока, мы ответили, а какие остались без ответа.

(Слайд 13)

Таким образом, базовая модель урока представляется как замкнутый круг: урок начался с формирования мотивации и закончился мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.

(Слайд 14)

Как вы заметили, нет традиционной формулировки темы. Детям дается какой-то посыл, возможно, игра или иллюстрация, которые создают проблемную ситуацию, и в процессе ученики сами называют тему, логически выходят на нее. Уроки  строятся  в диалоговой форме: учитель задает вопросы, а дети на них активно отвечают.

(Слайд 15)

Урок состоит из нескольких  этапов, и на каждом из них меняется роль учителя и деятельность учеников.

Дети самостоятельно изучают правило, выполняют работу.  Правильность выполнения заданий проверяет учитель, и, если задание выполнено верно, выдает ученику следующее задание. Если же ученик допустил ошибку, то учитель помогает эту ошибку исправить. Таким образом, учитель на каждом этапе урока имеет ясную картину усвоения каждым ученикам каждого вопроса изучаемой темы, а ученик постоянно работает в своей «зоне ближайшего развития».

Для учителей всегда важен вопрос: «А как проверить, понимает ли ученик то, что читает?» Для этого ученик одновременно с учебным материалом получает набор заданий. То есть, ученик не просто читает учебник, а ищет в нем ответы, как выполнить то, или иное задание.

(Слайд 16)

Приведу конкретный пример: 

Урок литературного чтения в 1А классе по УМК «Планета знаний». Георгий  Балл. Кружавинка.

– Как вы думаете, что может означать слово «кружавинка»?  (Дети отвечают)
– Какое слово оно напоминает? (Дети отвечают :   – кружиться…  кружева…)
– Вы хотели бы узнать значение слова? (Дети отвечают)
– Как думаете, где можно найти информацию?   (Дети отвечают)
– Откройте учебник и найдите ответы на вопросы в рассказе  «Кружавинка»: 

1. Кто придумал это слово?   
2. Что оно означает?

(Слайд 17) 

Важным элементом формирования универсальных учебных действий, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникационных технологиях  и формирование способности их грамотно применять. Особенным в смысле освоения ИКТ и начала формирования ИКТ-компетентности является адаптационный период в начале первого года обучения в школе. Именно в это время происходит знакомство учащихся с большинством инструментов деятельности, с которыми они будут работать до конца начальной школы. Опыт сегодняшнего первоклассника позволяет ему начать использовать ИКТ уже на  начальной  стадии обучения в школе.

(Слайд 18)

Ребенок активнее работает на компьютере, чем в тетради или с учебником, в этой деятельности он чувствует себя более успешным, поэтому она является для него более привлекательной.

Применение ИКТ в рамках адаптационного периода обеспечивает системно-деятельностный подход и вместе с тем позволяет раскрыть и зафиксировать (с целью дальнейшего мониторинга) особенности каждого учащегося, увидеть сильные и слабые стороны дошкольной подготовки, которые проявляются и при общей организации деятельности, и при выполнении заданий, связанных, в частности, с речевой деятельностью. В соответствии с информацией, полученной в ходе адаптационного периода, мы имеем возможность спланировать образовательный процесс основного курса обучения и продолжить формирование ИКТ-компетентности учащихся.

(Слайды 19-22)

Получив первоначальные навыки, необходимые для начала работы с ИКТ, дети в адаптационном периоде начинают использовать ИКТ в рамках различных предметных уроков.  Так, изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты можно фиксировать, их результаты обобщать,  и представлять в цифровом виде. Например, на уроке окружающего мира нами проводился  опыт по проращиванию  семян фасоли. Дети с удовольствием принесли семена, прорастили их, посадили в почву и ухаживали за растениями. Вели электронные дневники наблюдения, фотографировали и фиксировали свои результаты. Мы с ребятами до сих пор храним в классе семена нашего нового урожая.

(Слайд 23)

Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации также и проектной методики обучения, направленной на реализацию Стандартов. Учебные проекты – способствуют расширению возможностей обучения в классе и могут значительно отличаться друг от друга по предмету и области применения, а также могут выполняться учащимися широкого спектра возрастов.
В системе «Планета Знаний» метод проекта уже давно широко применяется. По всем предметам имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты "Я и мое имя", "Моя семья", «Наша школа»,  совместное издание Азбуки и многое другое. Лучшие работы учеников помещаются на стенд «Наши достижения»,  собираются в индивидуальное  «Портфолио учащегося».   Этот метод (ведение Портфолио) позволяет фиксировать достижения конкретного ребенка, оценить их, увидеть продвижение в индивидуально-личностном развитии.  Ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации для дальнейшего творческого роста. Родители приобрели для каждого ребенка нашего класса Портфолио в виде тетради, с которой будут работать в течение 4-х лет. (Показ). Это упрощает задачу. Но наряду с тетрадью, дети завели Папку успешности, в которой собирают не только свои лучшие письменные и творческие работы, но и сертификаты за участие, грамоты и дипломы за победу в конкурсах и олимпиадах.

Так, в этом учебном году мои ученики приняли участие во Всесоюзной олимпиаде по математике,  во Всероссийском конкурсе рисунков, в Международном Турнире первоклассников, в детской научно- практической конференции  «В науку первые шаги» и др. Ученики получили много грамот за призовые места, тем самым обогатив своё «Портфолио».

(Слайды 24-27)

Новые стандарты требуют повышения квалификации педагогов. В этом учебном  году в рамках сотрудничества с кампанией Интел в нашей школе были организованы курсы «Обучение с Интел – Школа  будущего», «Обучение с Интел – Путь к успеху», на которых нас познакомили  с методикой проведения учебного проекта и организацией внеурочной деятельности учащихся. Этот метод обучения выводит учебный проект на новый уровень и предполагает основательную подготовку педагога и учащихся к проведению учебного проекта. Такая работа достаточно сложная и трудоемкая, занимает очень много времени не только в подготовке, но и при реализации проекта. Поэтому такие проекты рекомендуют проводить не более 1 раза в год, и желательно, начиная со 2 класса, согласно новым стандартам.

(Слайды 28-31)

Мною был разработан и реализован в 1А классе учебный проект «В поисках удивительных слов». С первых дней начала проекта дети сразу, к моему большому удивлению, активно включились в работу: они под контролем родителей находили нужную информацию в Интернете и самостоятельно создавали презентации для защиты учебного проекта. Мои «скромники» стали самыми активными участниками реализации проекта, предлагали новые идеи,  защищали свою работу. Проект способствовал раскрытию новых способностей у детей, приобретению новых знаний и формированию метапредметных умений, способствуют расширению возможностей обучения в классе и могут значительно отличаться друг от друга по предмету и области применения, а также могут выполняться учащимися широкого спектра возрастов.

Проекты заставляют учащихся взять на себя определенную роль, например:

  • решающий проблему;
  • принимающий решение;
  • исследователь;
  • документалист.

(Слайд 32)

Этот  проект вместе  с проектами моих коллег находится  на сайте «rtwiki.iteach.ru». В этом учебном году предполагается участие учителей нашей школы во Всероссийском конкурсе учебных проектов.

В  конце I полугодия и в конце учебного года мы провели диагностику метапредметных результатов. Работа была направлена на получение интегрированного уровня сформированности необходимых универсальных учебных действий у учащихся в конце 1 класса,  и состояла из двух частей: комплексной и интегрированной. Мы должны помнить, что в соответствии с ФГОС личностные результаты не должны обрабатываться как индивидуальные.

Могу порекомендовать использовать для проведения проверочных работ разработку системы «Школы 2100» «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования».  Они разработаны уже и для 2 класса.

(Слайд 33)

И в заключение, мне хочется привести слова древнеримского философа Луций Аней Сенеки «Если не знаешь куда плыть, то никакой ветер не будет попутным».