Рейтинг@Mail.ru

"А счастье было так возможно, так близко..." Онегин и Татьяна

Разделы: Литература


 «Не старайтесь удовлетворить свое тщеславие, обучая их слишком многому.
Возбудите только любопытство.
Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозги.
Достаточно заронить в него искру, огонь сам раз­горится там, где для него есть пища».

А. Франс

Одна из главных целей любого моего урока – развитие индивидуальных особенностей, учёт субъективного опыта, включение в активную творческую деятельность. Этому способствуют принципы личностно-ориентированных, индивидуально-ориентированных подходов и технологий, творческие мастерские.

Для развития исследовательской, творчес­кой, познавательной деятельности необходимо искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса.

Появившийся в педагогике в последние го­ды новый жанр — инновационная технология «мастерская» создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности, дарит радость сотворчества.

Эта педагогическая мастерская разрабо­тана с целью формирования у педагогов умения организовывать научно-исследо­вательскую деятельность учащихся, с целью обеспечения приоритета творческого саморазви­тия учителя над передачей ему знаний, умений и навыков.

Мастерская — это совокупность про­странств: игрового, учебного, культурного, ху­дожественно-творческого. Здесь обучаемый сам выстраивает свои знания, формирует цен­ности, культуру, открывает новое. Главное усло­вие мастерской — свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способ­ность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества.

Душа, духовность, нравственность, смысл жизни, совесть, гуманность, человеколюбие – основные концепты урока литературы. И моя основная цель как учителя не писателя низвести до уровня ученика, а ученика поднять до понимания мировоззрения писателя. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.

Мастерская – это особая форма учебного процесса, построенная на основе активного взаимодействия участников в ходе выполнения серии заданий, приводящих к осмыслению и «выстраиванию» нового знания.

Педмастерская даёт возможность заглянуть внутрь себя, свой внутренний мир для развития творческих способностей. Вот эту специфику своей работы я и хотела показать на данном уроке. .

В начале мастерской создается проблемная ситуация. Участники сознают важность постав­ленной проблемы. Затем участникам предлага­ется сконструировать решение учебной задачи. Работа разбивается на две стадии: на первой формируется собственное видение решения про­блемы, а на второй – общее обсуждение, способ­ствующее коллективному принятию решения. Организуя в ходе обучения обсуждение, участ­ники мастерской имеют возможность проанали­зировать, постичь системную природу изучаемо­го объекта и характер отношений в нем. Затем, анализируя полученные результаты и осознавая неполноту собственных знаний, участники мас­терской добровольно организуют работу по вос­полнению знаний по данной проблеме.

Такая форма работы позволяет формировать рефлексивное отношение к собственным способам действий. Считаю, что содержание урока способствовало поставленным целям и теме урока. Была соблюдена логика, можно проследить композицию урока. Старалась продумать оформление.

Этапы мастерской:

Индукция – введение участников в проблемную ситуацию с целью создания личностного отношения к предмету обсуждения (эмоциональный настрой). С этой целью было использовано музыкальное сопровождение, эпиграф к уроку. Для подведения учащихся к проблемной ситуации было дано задание «вокруг» слова «Счастье», причём неожиданное и личностное. Ребята записывали слова-ассоциации, связанные с ключевым словом урока. Это задание способствовало развитию ассоциативного мышления, воображения.

Самоконструкция – индивидуальное выполнение задания участником с целью определения своих реальных возможностей в рамках поставленной проблемы. Затем обмениваются работами в паре и дополняют записи друг друга в тетрадь.

Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, проекта. Первая часть этапа: «де-конструкция» – превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий. А затем «ре-конструкция». Ребята обменялись и дополнили записи в паре, подбирали пословицы по теме урока, а также выявили связь песни и темы урока. Это задание носило личностный характер. Сочетание индивидуальной и групповой формы работы, а также опора на личностный опыт каждого способствовали активизации внимания, формированию умения связно и логично строить свой ответ, а также воспитывало чувство товарищества.

Социоконструкция – групповая работа. Участники мастерской, обсудив результаты самостоятельной работы (в группе из 2 человек), должны систематизировать ЗУНы и основные компетентности и оформить результаты. Участники мастерской осознали важность поставленной проблемы: отметили, какая проблема затронута в тексте, выяснили особенности изображения грозы разных авторов, соотнесли своею деятельность с деятельностью остальных, представили результаты работы в диалоге, в малой группе. Это способствовало развитию исследовательских умений анализировать, обобщать, выделять главное, формулировать проблему и прогнозировать возможные результаты.

Социализация – общее обсуждение изучаемой проблемы, защита позиции каждой группы. Актуализация готовности участников к пересмотру своих суждений и изменение образа действия при наличии убедительных аргументов в пользу такого пересмотра. Задача этапа – дать самооценку и провести самокоррекцию. Всё, что сделано индивидуально, в паре, группе, должно быть обнародовано, обсуждено. Все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены. С помощью групповой формы работы учащиеся аргументировали свои мнения по проблемному вопросу: может быть, человеку необходимо время от времени, хотя бы раз в год, переживать грозу, чтобы проверить, что самые мрачные, грозные, наполняющие душу тревогой события нашей жизни неизбежно завершаются умиротворением, душевным покоем и радостью, выяснили позицию авторов. Работа с текстом, с дополнительным материалом позволили соотнести понятие «Гроза» с личным опытом каждого учащегося. Данный вид работы решал коммуникативную компетентность.

Афиширование – творческое оформление результатов групповой работы при постижении изучаемой проблемы. Задача – способность излагать сложные идеи, представления, чувства в нескольких словах. Ознакомление с результатами работы.

Разрыв – внутреннее осознание участником неполноты или несоответствия своего старого знания новому по проблеме. Возникновение информационного запроса. Процесс поиска ответов, сверка нового знания с литературным источником. Учащиеся, работая со справочным материалом, с материалом учебники, приходят к выводу о возможности счасть главных героев романа.

Рефлексия – осознание собственной и коллективной только что произведённой деятельности. Осознание метода, приведшего к активной познавательной деятельности. Отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Участники мастерской высказали свои размышления о проблеме, затронутой на уроке. Такая форма работы позволяет сформировать рефлексивное отношение  к собственным способам действий.

Логическим итогом урока стало поэтическое напутствие ребятам.

На уроке я постаралась реализовать следующие принципы организации мастерской:  

  • Равенство всех участников, включая ведущего мастерской: «Все способны строить свои знания самостоятельно в совместном поиске»;
  • Ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
  • Создание личностной мотивации;
  • Отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих «стимулов» самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;
  • Чередование индивидуальной и коллективной работы;
  • Важность самого процесса творческого поиска, а не его результатов;
  • Свобода выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата.

Вышеперечисленные ценности инноваци­онной технологии, феномен которой в подходе к образованию как к процессу открытия себя, своего отношения к себе и другим, собствен­ных средств взаимодействия с людьми, пони­мания главных условий, помогают в разработке и внедрении новых оригинальных мастерских.

Педмастерская даёт возможность заглянуть внутрь себя, свой внутренний мир и задуматься над добрым и вечным, что мы должны заронить в души юного поколения. Это определённый вклад в копилку приёмов и методов работы с детьми для развития их творческих способностей.

Форма проведения: творческая мастерская с использованием ИКТ

Методы: проблемно-поисковый, диалогический

Цели урока: развитие познавательной активности учащихся на основе сотрудничества в атмосфере творческого поиска; формирование навыков самореализации в ходе коллективно-распределительной деятельности.

Задачи:

  • Обучающие:
  • продолжить работу по формированию умения анализировать произведение путём включения учащихся в исследовательскую работу;
  • рассмотреть материал 3,4, 8 глав романа;
  • проанализировать письма главных героев, их поступки, приведшие к трагической развязке  их любви; ответить на вопрос урока: А было ли возможно счастье Татьяны и Онегина?
  • Развивающие:
  • создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
  • Воспитательные:
  • воспитывать нравственные качества личности, эстетические вкусы;
  • помочь учащимся осознавать ценность совместной деятельности.

Оформление:

  • Эпиграф к уроку:

«Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся! Как наказан!»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

  • Презентация к уроку;
  • Карточки с заданиями, дополнительный, справочный материал, листы ватмана, фломастеры для каждой группы;
  • Средства обучения: мультимедийная система, ПК.

ХОД УРОКА

1. Организация начала урока

– Мы сегодня с вами, ребята, находимся в мастерской, где все участники будут познавать себя и добывать новые знания.
Пушкин входит в жизнь каждого человека с детства и становится надежным другом, интересным собеседником, мудрым учителем. Удивительным свойством обладают его произведения: чем больше их читаешь, тем больше узнаешь нового и интересного, неожиданного и прекрасного. Третье столетие живут творения великого поэта, а духовные ценности, провозглашенные в них, не теряют актуальности до сих пор. По утверждению М. Цветаевой, «никто из русских поэтов не был таким воспитателем молодого поколения и облагораживателем юных чувств, как Пушкин».
Сегодня мы вновь встретимся с героями знаменитого романа «Евгений Онегин», обратимся к удивительному миру их чувств и мыслей, и, может быть, вы найдете ответы на многие волнующие вас вопросы. Уверена, что в своем юном возрасте вы не раз задумывались над тем, что такое счастье, дружба, любовь.  В чем заключается истинная красота человека? Как достичь гармонии? Как обрести то самое счастье, о котором мечтает каждый человек, о котором мечтали пушкинские герои.

2. Индукция. Постановка задач урока. Осмысление темы.

– Откройте тетради, запишите число, классная работа. Тема нашего урока «А счастье было так возможно, так близко... Онегин и Татьяна». «А счастье было так возможно, так близко ...»

Вопрос: Кто произносит эти слова? Когда? В какой главе они звучат?

Задание: В признании Татьяны ключевым словом является слово «счастье». Используя прием словесных ассоциаций, объясним, что же такое счастье. Напишите о них. (Ребята работают индивидуально).

3. Самоконструкция

(Учащиеся называют:).

– Обсудите в группе, дополните свои записи.

Счастье
1. Состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью.
2. Успех, удача. (Д.Н.Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка).

Счастье
1. Состояние высшей удовлетворённости жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-либо, а также внешнее проявление этого чувства.
2. Удача, успех. (Комплексный словарь под ред. А.Н.Тихонова)

4. Социоконструкция

Итак, счастье – это состояние полного удовлетворения жизнью. 
Механизм счастья постоянно побуждает человека к действию, чтобы он не успокаивался, надолго не замирал. Чем больше одинаковых по смыслу выражений в языке, тем, следовательно, значительнее в жизни явление, описываемое в этих выражениях. Например: забылся от счастья, потерялся от счастья, поглупел от счастья, совсем голову потерял от счастья, голова закружилась от счастья, с ума сошел от счастья, сумасшедшее счастье и даже – умрешь от счастья, умру от счастья, чуть не умер от счастья. Но ощущение счастья кратковременно. Если бы счастье было достижимо раз и навсегда, человечество давно бы вымерло. При малейшей удаче люди выпадали бы из строя действующих. Счастье косило бы людей как пулемет наступающие цепи. Нет, природа манит нас, она дает нам почувствовать счастье, чтобы мы насладились им, испытали его и стремились к нему вновь и вновь. Слово «счастье» почти всегда связано в языке с указанием на время: «счастливый миг», «минуты счастья», «мы провели счастливый месяц», «это было такое счастливое лето». «Счастливое время прошло», «счастье промелькнуло», «короткое счастье», «недолгое счастье», «куда ушло мое счастье?», «счастье улетело как золотой сон...». А может ли оно быть долгим? Можно ли быть счастливым всегда? Чаще всего отвечают не задумываясь – нет! Но русский язык, как и другие языки, допускает такую возможность. А что есть в языке, то есть и в духовной жизни. Мы говорим: «годы счастья», «счастливейшие годы моей жизни» и даже можно сказать: «он прожил счастливую жизнь», «мы прожили долгую счастливую жизнь». Больше того говорят – «счастливый человек», и о себе можно вполне серьезно сказать: «я счастливый человек». А сказать «я красивый», «я умный» без насмешки нельзя: язык не позволяет. Вот оно, вот это, и нужно нам: не только счастье – мгновение, но и счастье – жизнь. Именно этот смысл вкладывают наши родители в слова «был бы ребенок счастливый». Что же сделать, чтобы вы, молодое поколение были счастливы? Вопрос вопросов! Ничто так не объединяет людей и не разделяет их, как представление о счастье жизни. Когда люди расходятся, они обычно говорят, что у них разные интересы. На самом деле у них разные представления о счастье и именно
поэтому им невозможно жить вместе. 

Так соблазнительно найти хоть в чем-нибудь замену счастью! Мы постоянно занимаемся поисками подобного рода:

Привычка свыше нам дана – 
Замена счастию она.
Евгений Онегин с жаром восклицает:
Я думал: вольность и покой 
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан... 
Замены нет. Счастье неподменно.

Очевидно, счастье в чем-то противоположном тому, что думал Онегин, ошибаясь. Счастье – среди людей. В любимом человеке. Каждый из нас по-своему понимает это слово. Для одних счастье – это любимая семья, для других – успехи в работе, карьера, для третьих – путешествие вокруг света.… Сколько людей, столько и значений слова «счастье».

– Давайте посмотрим, а что является счастьем для героев пушкинского романа. (Ответы учеников)

Для Ленского – любовь Ольги;
Для Ольги – внимание поклонников;
Для родителей Татьяны и Ольги – выгодная партия их дочерей;
Для Татьяны – любовь Онегина (до замужества);
Для Онегина – поиски счастья (до путешествия), любовь Татьяны (после её замужества).

– Казалось бы, всё очевидно: нужно лишь немного, чтобы каждый из них стал счастлив. Счастливы ли герои романа?
– Почему? (Ответы учеников)
– Кто виноват?
– Что делать?
– Что же такое счастье в понимании героев?  Возможно ли было оно? Ответы на эти вопросы найдем, проведя небольшое исследование.

5. Социализация (карточки для групп)

1) Слово учителя:

Смысл счастья одни могут найти в любви, другие – в дружбе. Главное, чтобы эти чувства были настоящими и не прошли мимо нас.

Вопрос: Какое главное испытание на пути к счастью проходят герои? – Любовь.    Любовь – самое загадочное чувство. Любящий человек прекрасен, духовно окрылен. Его сердце открывается для красоты и добра. Как это величайшее испытание проходят пушкинские герои?

2) Выразительное чтение письма Татьяны

Вопросы: Удивила ли вас Татьяна? Как вы относитесь к ее смелому поступку? Одобряете или осуждаете?

3) Анализ письма

Вопрос для обобщения: Какие чувства переданы в письме? Характер человека раскрывается в любви, как  письмо характеризует Татьяну? (глава 3, строфа 31)
Как, по-вашему, можно назвать речь Евгения в ответ на письмо Татьяны?
– Так уж повелось в нашем литературоведении, что ответ Онегина на письмо Татьяны почему-то принято считать «отповедью», на худой конец – «сухим нравоучением». Так, в книге В.Н.Турбина «Поэтика романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» говорится: «Татьяна, безмолвно внемлющая отповеди Онегина, – героиня ада – опустошённой души Онегина».
Пришло время разобраться, а что же всё-таки было? Как точно назвать то, что поведал Онегин. Для этого нужно обратиться всё к тем же толковым словарям.

Ученик. В «Словаре русского языка» под ред. С.И.Ожегова читаем: «Отповедь – ответ, содержащий резкий отпор чьему-нибудь суждению, выступлению»
В четырёхтомном «Словаре русского языка» Академии наук СССР: «Отповедь – ответ, замечание, заключающее в себе выговор, строгое возражение или осуждение чьих-то слов, поступков, поведения»

– Думаю, никаких сомнений не вызывает то, что ничего подобного не было в ответе Онегина. Да и сам автор, подводя итог объяснению двух своих главных героев, недвусмысленно подчеркивает деликатность Онегина:

Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство…
Какая уж тут отповедь.

Вспомним, чему учил Онегин Татьяну в 4 гл.
“Учитесь властвовать собой” (т.е. умению притворяться, прятать свои мысли, свои чувства, а главное – искренность)
Кто же (каким?) был Онегин в начале романа? (Светский щеголь, отлично умеющий себя вести) Прочитать! Цитата из 1 главы.
Какие слова мы могли бы подобрать к Онегину?

  • “мод воспитанник примерный”,
  • холодный,
  • презирающий людей,
  • ко всему равнодушный, эгоист,
  • ни во что не верящий.

– Это формула бездуховности.
– Как Пушкин это назвал (тремя словами)? – “Плоды сердечной пустоты
– Было ли в жизни Онегина что-то особенное? – (Нет. “Однообразна и пестра”). Читаются строки из 1 главы.
Был ли влюблен Онегин? – (Нет).
Прочитайте строфы, как он вел себя. – “Как рано мог он лицемерить”
Для него любовь – это игра, наука “страсти нежной”.
– Был ли идеал у Онегина? Вспомните, какими словами, отражая взгляды Онегина, Пушкин называет знакомых ему женщин? – (“красавицы”, “красотки”, “кокетки”, “любовницы”, “причудницы”, “изменницы младые”). В зависимости от контекста определения: “блестящая”, “холодная”, “ветреная”, “своенравная”, “модная”, “записная”, “самолюбиво-равнодушная” и т. д.
– С таким духовным опытом он прибыл в деревню.
– Теперь давайте вспомним, какой была Татьяна? (Милая!)
Звучит музыка к драме Лермонтова “Маскарад” (на фоне “Ноктюрн”),
Скрипки, звучат слова
… Татьяна, русская душою,
… и другие строфы.
– Итак, Татьяна в начале романа – сама искренность, простота.
Вспомните, что так рассердило Онегина на именинах? (Поведение Татьяны. Да, именно этот порыв девичьей любви и неумение её скрывать).
– К кому из двоих к моменту первой встречи мы могли бы отнести слова:

  • вера, надежда, любовь, истинность, добро, красота – это формула духовности;
  • глаголы (что могла Татьяна?) любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

– Как это определил Пушкин (тремя словами) ? (“Плоды сердечной полноты”)
– Что же мы можем сказать об Онегине и Татьяне?
– Одинаковы ли были наши герои на момент первой встречи? (Нет)
– Но есть и общее. К чему оба стремятся, что они хотят от жизни? (Счастья. Стремятся к нему, но каждый видит его по-своему)
– В чем видит свое счастье Татьяна? (В любви, в романтическом желании целиком отдаться своему чувству)
Прочитать из письма:

По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
и добродетельная мать.

– Онегин? Тоже искал и хотел счастья:

а) в чем в ранней молодости?

В “безумии страстей”, в празднике жизни.

Результат:

Нет. Рано чувства в нем остыли,
Красавицы не долго были...
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь.
Оставят – мигом утешался,
Изменят – рад был отдохнуть.
Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей и
Тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.

Другими словами: пустота, холод, усталость, бесчувствие.

б) В чем Онегин видит счастье, живя в деревне? “Вольность и покой” души, т.е. равнодушие.

Цитата. Результат – эгоизм, бессмысленное убийство Ленского.

Русская пословица: “Имей сердце, на сердце и разум придет”.
А сердца-то как раз и не было.
...А счастье было так возможно, так близко, – говорит Татьяна.
– А что мы видим?
– Было ли возможно счастье? (Нет.)
– Почему? (Они такие разные!)
– Значит, прав Онегин, рисуя картину их совместной жизни? (Абсолютно)

Читаем отрывки из “Евгения Онегина”. 4 глава.
– Но вместе с тем, почувствовал ли он уже тогда какой-то интерес к Татьяне? (Да)
– Докажите!
а) его интересует Татьяна, а не Ольга;
б) реакция на письмо – счастлив (польщен). Письмо сохранил;
в) он чувствует в ней значительность, глубокий внутренний мир, поэтому сам приехал, чтобы объясниться, но она ему не нужна!!! Вольность и покой – замена счастью!

II. Прошло 2 года.

– Мы снова встречаемся с нашими героями.
– Изменились ли они или остались прежними? (Изменились)
– Что же их изменило?
– Что изменило Татьяну и сделало ее необыкновенной, сделало ее прекраснее самой красивой женщины Петербурга? Цитата из 8 главы.
– Что изменило Онегина и сделало его чужим в свете, где когда-то он был своим? Цитата из 8 главы.
(Изменило обоих страдание, через которое они прошли, крах их иллюзий. Пушкин провел своих героев через нелегкие испытания, а самое главное – через душевные страдание, которое они превозмогли.)
 Что пришлось пережить Татьяне?
1) страдание от неразделенной любви. “Татьяна любит не шутя...”
Затем мучительный поиск ответа на вопрос: кто он? и разочарование в нем.
Замужество без любви и заглушаемая любовь к Онегину.
– Что же изменило Онегина?

  • Дуэль, роковое убийство друга. Онегин “сражен” смертью Ленского.
  • Понимание того, что он никакой не особенный, что ему нечем гордиться.
  • Оказалось, что, презирая общество, Онегин не способен быть мужем с “честью и умом”.
  •  Оказалось, что мнение глупцов, человеческую жизнь, доверчивую душу он поставил на одни весы и выбрал “предрассудок”.
  • Оказалось, что недоверие к чувствам и неспособность к искренности могут довести до нарушения нравственной природы вещей, т. е. до преступления.
  • Путешествуя, увидел жизнь и людей, о которых не подозревал.

В результате страдание очистило его от всего чуждого ему, наносного. Он оказался проще, лучше, чище, добрее своих принципов.

III. Новая встреча (вальс из “Маскарада”)

– Опять тема маски. Встреча на балу.
– Кто теперь из них прячет себя под маской. Татьяна. Чтение 8 г. 14,15,16
– Почему Нина Воронцова затмить Татьяну не могла?
– Какой стала Татьяна? Встала ли она вровень с Онегиным? А может быть стала выше его?
– Прочитать!

Она была не тороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора, наглого для всех,
Без притязаний на успех.

(Конечно выше. Она научилась быть светской дамой, т. е. за внешней маской спокойствия скрывать бурю чувств, но осталась при этом милой, простой (не в смысле примитивной), естественной, без притязаний на что-либо, сохранила непосредственность, глубину чувств.)
– Итак! Какие перемены произошли в Татьяне? Внешние, внутренние? И то, и другое.
– Хотя Пушкин и говорит: “Кто б в княгине прежней Тани не узнал?” (Она повзрослела, исчезло ее романтическое представление о любви. Она поняла, что человек может быть сложнее.
– Что помогло ей в этом? Книги Онегина, где “отразился век и современный человек” довольно верно.)

... Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей;
Татьяна видит с трепетаньем,
Какою мыслью, замечаньем
Бывал Онегин поражен,
В чем молча соглашался он.
...
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает.

– По чертам карандаша, оставленным на полях, Татьяна многое узнает не только об Онегине, но что-то открывается для нее и в ней самой, и в том мире, каким жил ее избранник. Но она сделала ошибочные выводы:

“Ужели подражанье?
Слов модных полный лексикон?
Уж не пародия ли он?”

– Мы уже говорили о том, что и Онегин сильно изменился.
– Почему Онегин не был влюблен тогда, в деревне? Могли он тогда полюбить, оценить Татьяну? (Нет.)
– А почему именно сейчас полюбил? О чем 8 глава? (О любви Онегина.)
– Каким мы его видим? (Страдающим, влюбленным. Видим отчаяние, муки неразделенной любви.)
– А может быть он опять притворяется? Прочитать: “Корчит дурака”, “Чем нынче явится?... Иль маской щегольнет иной?”
– Опять играет, на практике применяет свое до мелочей знакомое “искусство страсти нежной”?
– Может быть права Татьяна, упрекая Онегина в том, что ему нужна скандальная репутация?
– Докажите, что любовь Онегина истинная.
– На светском рауте к Онегину подводят Татьяну? С ней речь хотел он завести И-и не мог.
– Почему не мог? Удивлен?
– Если пламенно красноречивым (а Онегин из таких) вдруг не хватает слов, самых обыкновенных, – это любовь.

1 глава 8 глава
Из уборной выходил
Подобный ветреной Венере
Когда, надев мужской наряд
Богиня едет в маскарад
К Татьяне “идет на
мертвеца похожий”.,.
Бывало, он еще в постели
К нему записочки несут
Там будет бал, там будет
Праздник
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он?
Все равно: везде поспеть
Не мудрено
Проснулся он ему приносят письмо! Князь N покорно просит
Его на вечер.
“Боже! К ней!
О, буду, буду” – и скорей
марает он ответ учтивый.
Ленивое равнодушие Нетерпеливый порыв.

– Новый Онегин? Да
– О чем теперь мечтает Онегин! Сохранить себя “целым” или отдать целиком чувству?
– Итак, самое главное, что появилось нового в Онегине, чего не было раньше?
 Можем ли мы сейчас, глядя на Онегина, сказать “плоды сердечной пустоты”? (Нет! Перед нами другой человек!)
– Кто и что заполнили эту пустоту?
– Что жё сделала любовь с Онегиным? (Читает “духовными глазами”)
“Плоды сердечной полноты”.
Чтение письма Онегина.
– Но почему его страсть Татьяне кажется обидной?
– Тогда, в деревне, не любя ее, Онегин, думал о ней.
– Теперь, любя, он ее не щадит
– Любит ли по-прежнему Татьяна Онегина? (Да)
– Когда он это увидел, увидел ее без светской маски ? (За чтением письма.)

В тоске безумных сожалений
К ее ногам упал Евгений,
Она вздрогнула и молчит
И на Онегина глядит
Без удивления, без гнева.
Его больной, угасший взор 
Молящий вид, немой укор
Ей внятно все.

Возможно ли счастье Онегина и Татьяны?

– Но возможно ли счастье теперь, когда они так похожи(Нет.)

6. Афиширование

7.  Разрыв

В литературоведении есть несколько точек зрения:

Гуковский Г.А. – литературовед Макогоненко Г.П. – ученый Слонимский А. – польский писатель
Татьяна, встретившись в свете с Онегиным, не поняла его, т.к. не знала о происшедших с ним изменениях Татьяна не верит Онегину, потому что общество постепенно отнимало у неё веру в человека, в искренность чувств. Татьяна насквозь видит Онегина, а он не научился понимать её, если считает, что она может уступить его мольбам.

– Почему Татьяна не может следовать своему чувству? ...Я вас люблю... (к чему лукавить ?)
– А может слукавить, Онегину было бы легче? Но истинная любовь не лукавит.
– В ней теперь есть то, что не подчинено Онегину – семья, положение в обществе. Не одной любви она теперь отдана. Есть еще долг чести. Внутреннее достоинство!
– Какая сила духа, любя, отвергнуть! Я вас люблю...(к чему лукавить?)
– Последними словами Татьяны Онегин поднят на вершину и сброшен в бездну.

Она ушла.
Стоит Евгений
Как будто громом поражен.
В какую бурю ощущений теперь
Он сердцем погружен.

– Самое желанное для Онегина произошло, но оно, оказывается, ничего не меняет в его судьбе. Ведь иллюзий больше нет.
– Мы расстаемся с Онегиным в минуту злую для него.
– Почему эта минута злая? (Не потому ведь, что муж Татьяны показался?)
– Будет ли четвертое письмо? (Не будет. И еще одной встречи не будет. Она ушла.)
– Станет ли злая минута для Онегина началом возрождения, перемен в жизни? (Вероятно.)
– Что дает повод так думать?

Внимая в шуме и тиши
Роптанье вечное души.

– Нравственное беспокойство – это поиски гармонии. Онегин ищет ее и не находит.

8. Рефлексия

– Какие чувства вызвали в вас герои романа?
– Закончите предложение «Меня обрадовало...», «Меня огорчило...», «Я согласен...», «Я не ожидал...»

9. Завершение урока

 «Проблема счастья в романе «Евгений Онегин». Проблемы счастья и долга являлись одними из самых актуальных для человечества во все времена. Проблемы цели и смысла жизни – ключевые, центральные в романе, ведь в переломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабрьского восстания, в сознании людей происходила кардинальная переоценка ценностей, необходимо отметить, что современная ценность романа А.С. Пушкина заключается в том, что эта же тема волнует нас и сегодня. Каждый человек для себя решает проблемы счастья и долга практически постоянно. В силу особенностей жанра в романе Евгений Онегин отражен сам процесс переоценки всех нравственных ценностей, дополнительное практическое значение для нас имеет то , что мы наравне с героями и поэтом переоцениваем свои ценностные категории. Это вечные проблемы человечества. Искренне желаю вам, чтобы вы нашли своё счастье и крепко его держали.

10. Домашнее задание: сочинение «Почему не состоялось счастье героев?»

11. Итог урока

Снова звучит “Ноктюрн” Хачатуряна.

Слово учителя. Пушкин завершает свой роман пожеланием читателю:

…Дай бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти…

– Мы с благодарностью воспринимаем это дружеское рукопожатие и вступаем в новое тысячелетие осененные добрым гением поэта. Пушкин современен и сегодня, и через сто лет, и через триста.