Логопедическое занятие (фронтальное) по теме "Путешествие в мир дыхания". 3-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 3


Конспект фронтального логопедического занятия.

Класс – 1–4.

Цели:

Коррекционно-образовательные:
– закрепление знаний о правильном дыхании;
– закрепление норм здорового образа жизни;
– закрепление понятий: прибор, датчики, диафрагма, воздух, сердце, организм, легкие, дыхание.

Коррекционно-развивающие:
– развитие внимания, памяти, воображения;
– развитие умения работать с кроссвордом;
– развитие мышц живота;
– развитие просодической стороны речи.

Коррекционно-воспитательные:
– воспитание трудолюбия;
– воспитание терпения;
– воспитание здорового образа жизни;
– воспитание бережного отношения к своему организму.

Оборудование:
– раздаточный материал (кроссворд);
– бумага, ручка;
– зеркала.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: – Сегодня мы отправимся в страну Здоровейка. От какого слова произошло это слово?

Дети: – От слова – здоровье.

Логопед: – Правильно, сегодня мы будем о нем говорить. А сейчас, сядьте удобно. Настроим себя на дальнейшую работу.

Релаксация: (звучит спокойная тихая музыка).

Логопед: – Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в зимнем лесу.

– Cделаем легкий вдох носом – вдыхаем свежий прохладный воздух, медленный плавный теплый выдох ртом.

Глаза закрыты. Вам тепло. Зажмурили сильно глазки, расслабили и открыли. Напрягли руки, расслабили. Напрягли ноги, расслабили. Напрягли плечи, расслабили. Прощаемся с зимним лесом. Наш организм отдохнул и готов к дальнейшей работе.

Опрос после релаксации:

Логопед: – Ребята, в каком состоянии вам было приятнее (в напряженном или расслабленном?).

Дети: – В расслабленном состоянии было комфортнее.

Логопед: – Мы пытались управлять своим состоянием?

Дети: – Пытались.

Логопед: – Можем ли мы управлять состоянием своего организма?

Дети: – Мы можем управлять состоянием своего организма.

Логопед: – Верно. Предлагаю вам вспомнить некоторые понятия , которые пригодятся вам на занятии. Поможет в этом нам разгадывание кроссворда.

2. Основная часть.

а. Работа с кроссвордом.

Учащиеся работают самостоятельно, разгадывая кроссворд. На доске вопросы, незаполненный кроссворд.

После выполнения логопед показывает кроссворд с ответами (на доске).

Ученики сравнивают и информируют о своем результате.

Вопросы кроссворда (на доске):

По горизонтали:

1. Что учит нас дышать и следить за показателями здоровья? (Ответ: Прибор.)

2. С помощью чего работа нашего организма передается в компьютер? (Ответ: Датчики.)

6. Мышцы, активно участвующие в диафрагмально-релаксационном дыхании? (Ответ: Диафрагма.)

8. Смесь газов, образующих атмосферу? (Ответ: Воздух.)

По вертикали:

1. “Моторчик”, который заставляет кровь двигаться по организму? (Ответ: Сердце.)

3. Тело, в котором согласованно работают все органы? (Ответ: Организм.)

5. Какой парный орган дыхания напоминает губки (Ответ: Легкие.)

7. Процесс поглащения кислорода и выделения углекислого газа? (Ответ: Дыхание.)

9. Сокращенное название Биологической Обратной Связи? (Ответ: БОС.)

Логопед: – Сравните ваши ответы с правильными ответами на доске и поднимите руку, у кого все правильно.

Логопед: – Ребята, кроссворд посвящен здоровью, а как вы понимаете, что такое здоровье?

Дети: – Здоровье, это когда не болеешь, когда хорошее настроение.

Логопед: – В кроссворде есть слово – организм. В виде чего можно представить его?

Дети: – В виде страны, которая состоит из разных городов.

Логопед: – Чтобы страна называлась Здоровейка, надо чтобы каждый город (город Легкие, город Сердце, город Почки…) был здоров и хорошо работал.

б. Работа с табличками.

Логопед: – Посмотрите на доску. Надо убрать те таблички, которые показывают, что не надо делать, чтобы быть здоровыми.

Таблички.

Правильно питаться
Заниматься спортом
Ругаться
Гулять на свежем воздухе
Драться
Больше улыбаться
Сердиться
Думать о плохом
Нервничать
Закаляться
Болеть
Спать не меньше 8 часов

Логопед: – Чего еще не хватает?

Дети: – Не хватает дыхания.

 Логопед: – Ребята, те таблички, которые вы оставили, напоминают нам о делах, которые помогают сохранить здоровье. Таблички, которые убрали, заставляют попасть организму в страну Болейка.

в. Беседа (о выборе пути).

Логопед: – Какой путь мы выберем – в страну Болейка или в страну Здоровейка?

Дети: – Конечно, в страну Здоровейка.

Логопед: – Если хочешь быть здоровым и жить в стране Здоровейка, надо делать то, что полезно для здоровья (еще раз перечислить надписи на табличке из задания Б) и тогда каждый город (орган) в организме будет здоровым.

Логопед: – Послушайте слова, запомните их и назовите лишнее.

Слова: здоровье, человек, лень, радость, закаливание, питание, дыхание, спорт, сила, воздух, сон.

Дети: – Лишнее слово – лень.

Логопед: – Правильно, лень мешает нам быть здоровыми. Вспомним, что еще мешает нам быть здоровыми.

Дети: – Нам мешает быть здоровыми: болезнь, злость, обида, скука, плохое самочувствие.

 

г. Работа с зеркалами (опыт).

Логопед: – А теперь скажите, что за прибор у вас на столе?

Дети: – У нас на столе – зеркало.

Логопед: – Что о нем вам известно?

Дети: – Это первый прибор обратной связи.

Логопед: – Правильно, глядя в него, мы видим наше состояние. Ребята, сейчас выполните, пожалуйста, вдох и выдох. Что произошло?

Дети: – Зеркало запотело, когда мы сделали выдох.

Логопед: – Именно. Вы выполнили действие, а зеркало сообщило нам об этом. Между вами (вы и зеркало) образовалась связь.

д. Беседа о приборе ДАС-БОС.

Логопед: – Давно существуют зеркала, а что помогает на занятии нам попасть в страну Здоровейка и увидеть как работает наш организм?

Дети: – Нам помогает следить за состоянием и попасть в страну Здоровейка прибор ДАС-БОС.

Логопед: – Ученые во главе с Александром Афанасьевичем Сметанкиным

изобрели прибор, который в игровой форме помогает нам научиться управлять работой нашего организма, а значит, оздоравливать его. Кроме этого, улучшается поведение, успеваемость.

Что же нам помогает управлять нашим организмом?

Дети: – Дыхание.

Логопед: – Попробуйте задержать дыхание. Можете ли вы продержаться долго, не дыша?

Дети: – Нет.

Логопед: – А теперь подышите очень часто. Вам комфортно?

Дети: – Нет.

Логопед: – Важно дышать правильно и мы уже учимся это делать.

е. Дыхание животом.

Логопед: – Сейчас к доске выйдут два ученика и подышат как они обычно это делают (по желанию ученики выходят, дышат, дети определяют – правильно ли они это делают).

Логопед: – Ребята, посмотрите на доску и зачеркните неправильные варианты ответов (на доске таблица).

Логопед: – Правильное дыхание – дыхание животом. Это дыхание ещё называют диафрагмально-релаксационное. В процессе дыхания принимает участие куполообразная мышца – диафрагма.

Поэтому дыхание называется диафрагмальным. Релаксационное, так как человеку надо максимально расслабиться. Релаксация – это отдых. Получается полное правильное название – диафрагмально-релаксационное.

Логопед: – Как работает диафрагма?

Дети: – При вдохе диафрагма выпрямляется, давая возможность легким поглотить большее количество воздуха, при выдохе – принимает куполообразную форму, выталкивая воздух, насыщенный углекислым газом.

ж. О пользе правильного дыхания.

Логопед: – В каких жизненных ситуациях помогает дыхание?

Дети: – При болезни, при усталости, при стрессе, при отсутствии настроения.

З. Заключительная часть.

Логопед: – Закончим нашу работу совместным оздоровлением, а значит, правильным дыханием. Пожалуйста, выполните 10 дыхательных движений животом.

Дети: (сидя на своих местах воспроизводят диафрагмально-релаксационный тип дыхания).

Логопед: – Спасибо, до свидания, будьте здоровы!