Исследовательская деятельность школьников в условиях виртуально-образовательной среды

Разделы: Информатика, Музыка, Начальная школа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Работа с родителями


из опыта работы проведения исследовательской деятельности в виртуально-образовательной среде: практический аспект

Современные информационные технологии прочно вошли в систему образования страны на всех уровнях. В связи с этим модернизация образования приобретает новый виток своего развития, требующий высокой степени компетентности в организации телекоммуникационного общения между субъектами образовательного процесса. Вместе с тем, в российском образовании возникает потребность использования возможностей сетевого взаимодействия участников средствами социальных сетей.

Анализ нескольких русскоязычных социальных сетей, расположенных в виртуальной среде показал, что большинство существующих на сегодня социальных сетей в Интернете не ориентированы непосредственно на задачи образования. Более того, многие из них не являются корректными с точки зрения своего контента, а также воспитательных и ценностных ориентиров.

Содержание статьи раскрывает широкие возможности использования социальной сети как условия для проведения исследовательской деятельности в виртуально-образовательной среде.

Рассмотрим понятия «виртуальная среда», сущность которого позволит глубже осознать особенности и возможности виртуального мира, оценить целесообразность пребывания в нем школьников, выявить позитивные и негативные факторы влияния на человека в целом.

Для наиболее детального осознания и глубокого понимания термина «виртуальная среда»: уточним необходимое нам понятие:

  1. «виртуальный» [virtual] раскрывается как реально не существующий или воспринимаемый иначе, чем реализован;
  2. «виртуальная реальность» означает мир, созданный компьютерными средствами*;
  3. «среда» [environment, medium] есть окружение, в котором функционирует объект, т.е. рабочая среда пользователя**.

Следовательно «виртуальная среда»это рабочее пространство виртуальной реальности, в котором пользователь намеренно выполняет свои функции.

Виртуальный мир может достаточно сильно воздействовать на психическое, эмоциональное состояние человека; его зрительные, слуховые и другие органы чувств, вызывать иллюзию погружения в этот воображаемый нереальный мир. Кроме того, роль человека в этом мире также велика и значима. Он может влиять на события, происходящие в виртуальном мире, совершать там конкретные действия, выполнять определенную деятельность, что значительно усиливает ощущение реальности.

В качестве примера погружения в виртуальную среду, как правило, становится компьютерная игра. Она имеет разностороннюю направленность: развлекательную, интеллектуальную, развивающую, обучающую, созидательную, зомбирующую и др. Важно вовремя заметить и предотвратить воздействие нежелательных факторов, характерных для такого рода игр, их прямое воздействие на человека, его психику, разум. Вместе с тем, одновременно, поддержать тот положительный заряд, который несут другие разносторонние направления, присущие данному миру.

Исследования последних лет показали, что достаточно интенсивно происходит интеллектуализация игровых систем, которые способствуют повышению степени индивидуализации личности, связанной с ее образованием.

В связи с этим необходимо умело интеллектуализировать и, вместе с тем, педагогизировать виртуальную среду, таким образом, чтобы в рабочем пространстве виртуальной реальности можно было создать условия для осуществления пользователем необходимой деятельности во благо реализации его личных потребностей, в том числе интеллектуальных.

В настоящее время в мировой паутине сети Интернет существует невероятное множество различных виртуальных сред, образовательных порталов, разного рода сообществ, в которых заложены большие возможности для реализации внутренних человеческих сил, его интеллектуального потенциала.

На наш взгляд, такой мощной движущей силой в развития человека была социальная образовательной сеть Campus.ru, оказавшаяся в настоящее время одним из известных специализированных Интернет-ресурсов нового поколения, расположенного в виртуальной среде. Ее разработчиками является ООО «Креатив Медиа» или Некоммерческое партнерство «Центр современных образовательных технологий» (НК ЦЕНТР СОТ).

Campus.ru – это педагогически направленная виртуально-образовательная среда, предназначенная для групповой работы в режиме on-line; позволяющая реализовывать совместные научные, исследовательские, учебные проекты; среда, максимально осуществляющая целенаправленное педагогическое взаимодействие всех субъектов образования.

Как правило, особое внимание пользователей-посетителей страниц привлекают отдельные веб-сайты. В среде Campus.ru их принято называть Кампусами, а отдельные страницы – Постами. Кампусы могут быть закрытыми, в них можно попасть, попросив разрешение у авторов кампуса. Но есть и открытые кампусы, в них может зайти любой пользователь ресурса Campus.ru.

Чтобы комфортно обитать в этой среде, успешно действовать в ней как пользователю, намеренно выполнять там необходимые функции, а также осуществлять какую-либо деятельность важно не только познакомиться с некоторым набором инструментов этого веб-ресурса, но и освоить технологию работы с предложенным арсеналом инструментария. К нему относились: профиль, события, посты, разговоры, портфель, фотографии, анкеты и др. Все эти инструменты достаточно широко были представлены на данном образовательном портале, а переходы с одной виртуальной страницы на другую можно было осуществлять с помощью предложенного меню.

Здесь также имела место внутренняя почта, в поле для поиска можно найти участников и нужные тематические кампусы, также можно было загружать документы в ПОРТФЕЛЬ, фотографии и картинки в фотоальбом ФОТОГРАФИИ.

В кампусе предоставлена возможность составлять анкеты, выносить отдельные темы в РАЗГОВОРЫ и вести общение с другими пользователями Кампуса. В папке Помощь по кампусу основного ПОРТФЕЛЯ размещались обучающие пособия, инструкции. Их можно скачивать и затем использовать в своей практической деятельности. В процессе работы полезно было также познакомиться и с другими материалами-инструкциями, подробно рассказывающими о некоторых важных инструментах и функциях работы в Кампусе, таких например, как вебинары, клонирование.

Все эти инструменты позволяли целесообразно и качественно выстраивать не только образовательный процесс для самой различной возрастной категории участников, но и проводить исследовательскую деятельность с защитой в сети их собственных проектов.

Такая возможность была предоставлена и автору статьи. Так, являясь участником одного из мероприятий, хотелось бы предложить собственный практический опыт работы по проведению исследовательской деятельности в виртуально-образовательной среде. Для этого рассмотрим пример организации и проведения исследовательской деятельности школьников в условиях виртуально-образовательной среды, а именно той самой социальной образовательной сети Campus.ru, которая позволит несколько подробнее познакомиться с ее особенностями и возможностями.

В соответствии с новой образовательной инициативой Президента России «Наша Новая Школа», в рамках программы «Одаренные дети» с помощью социальной образовательной сети Campus.ru была организована и проведена Межрегиональная дистанционная научно-практическая конференция-конкурс «Первые шаги в науку». Учредителями и организаторами такого ответственного мероприятия выступили АУ «Гимназия № 6» г. Новороссийска Краснодарского края, ресурсный центр ассоциированных школ ЮНЕСКО региона Юг-Кавказ, ООО «Креатив Медиа» образовательная сеть Campus.ru.

На странице главного кампуса, появилось приглашение для учащихся 1-5-х классов принять участие в межрегиональной дистанционной научно-практической конференции-конкурсе (далее НПК) «Первые шаги в науку», которое регламентировано Положением о проведении подобного рода конференций.

Согласно составленному Положению о НПК данное мероприятие предполагалось провести в 3 этапа: I этап – школьный; II этап – заочный; III этап – очный (вебконференция – вебинар), в котором участие было возможно только по положительным результатам II этапа.

Ведущая цель конференции-конкурса – выявление одаренных детей; оказание им поддержки в развитии интеллектуальных способностей в интересующей их области знаний, направленных на развитие духовной и материальной культуры России.

На наш взгляд, данный конкурс предоставил школьникам уникальную возможность общения в виртуальной среде, позволил проверить степень личной сформированности информационно-коммуникационной компетентности; раскрыть свои таланты и наклонности; оказаться в кругу сверстников-единомышленников из разных регионов России и стран ближнего зарубежья; обменяться мнениями и лично встретиться с представителями науки.

Конференция охватывала два направления: Естественнонаучное в рамках секций: математика; окружающий мир; астрономия; информационные технологии, здоровье человека и окружающая среда; Гуманитарное в рамках секций: языкознание; литературное чтение; история; искусство; история религии и церкви, краеведение.

В конференции-конкурсе принимали участие юные исследователи – учащиеся 1-5 классов, а также авторские коллективы. Работы на конференцию были представлены общеобразовательными школами, лицеями, гимназиями, учреждениями дополнительного образования детей, другими организациями, а также индивидуальными авторами лично.

В процессе всей конференции достаточно серьезно и ответственно работал Оргкомитет, он четко выполнял все доверенные ему функции: координирующие, направляющие и обучающие. Так, для участников конференции в качестве технической помощи по работе в кампусе были предложены следующие инструкции: работа с портфелем, работа с фотографиями, работа с событиями (планер, календарь), методичка по работе с кампусом. В организационных моментах было представлено четко составленное расписание на каждый день, которое можно было увидеть в Планере кампуса.

По итогам конференции, в соответствии с Положением о НПК, лучшие доклады детей, рекомендованные секциями, готовились к публикации в сборнике работ участников конференции-конкурса. Редколлегия конференции производила строгий отбор и оставляла за собой право отклонения работы, уровень которых не соответствовал требованиям, указанным в Положении.

Это мероприятие было представлено целостным достаточно глобальным проектом. Следует отметить его органичную и четко выстроенную логику проведения, что подтверждается необычной структурой и глубоким содержанием, включающим организацию и проведение исследовательской деятельности со всеми субъектами образования. Участниками стали не только школьники, но и их руководители, приглашенные гости, родители.

Вся структура проекта состояла из одного главного кампуса: Межрегиональная дистанционная научно-практическая конференция-конкурс «Первые шаги в науку», в рамках которого активно действовали еще 2 кампуса-участника: «Школа исследователя», «Экспертный совет», деятельность которых протекала в условиях виртуального образовательного пространства Campus.ru.

После регистрации участников и размещения детских работ в портфеле главного кампуса научным руководителям, в рамках данной конференции, было предложено участие в тренинге «Школа исследователя», а также, в соответствии с их конкретным статусом и персональными регалиями, были разосланы личные приглашения о том, чтобы принять участие в работе Экспертного совета.

Так, параллельно в двух кампусах «Школа исследователя» и «Экспертный совет», началась активная и целенаправленная работа в виртуальной среде, которая максимально была педагогизирована. Рассмотрим более подробно деятельность участников и работу каждого кампуса в виртуально-образовательной среде.

Кампус «Школа исследователя». Основное назначение деятельности этого кампуса – обучение приемам проведения исследований, подготовка к участию в научно-практической конференции-конкурсе учащихся 1-5 классов.

Вступительный пост ведущего приглашал руководителей школьных исследований совершить увлекательное путешествие в страну научных знаний. Там им представится возможность познакомиться с правилами работы в библиотеке и Интернете с научной литературой; получить квалифицированную веб-консультацию по оформлению проектно-исследовательских работ учащихся; получить рекомендации психолога по подготовке публичной защиты и выступлений; приобрести ученикам опыт выступления-защиты своего исследования на конференции в виртуальной среде. В процессе работы «Школы исследователя» всех ожидали интересные научные открытия, а также встреча с талантливыми друзьями-единомышленниками (см. Приложение 1).

Структура тренинга «Школа исследователя» включала конкретные даты изучения материала и выполнения заданий, а также содержание, в которое входили определенные разделы (см. Приложение 2).

Тренинг состоял из шести занятий. Каждое занятие включало теоретическую и практическую части, ответы на вопросы анкеты, предлагались рефлексивные высказывания. Особый интерес вызывала работа составления синквейна по ключевым словам, а также азарт соревнования между группами педагогов по созданию своих продуктов на социальных сервисах (команда, по предварительной договоренности, выходила в сеть в режиме реального времени (on-line), где совместно составляла ментальные карты, денотантные графы, рекламные проспекты и другие виртуальные продукты).

Тренинг «Школа исследователя» оставил самые яркие впечатления положительные эмоции, а главным результатом развития личностной траектории каждого педагога следует считать приобретение знаний по проведению исследований в учебной деятельности и бесценный опыт интерактивного и коммуникативного общения в виртуально-образовательной среде.

В завершении тренинга «Школа исследователя», при подведении итогов организаторами, было отмечено, что успешно выполнили все практические задания и дошли до финала только 88,5 % участников тренинга. В процессе работы тренинг объединил и познакомил многих творческих педагогов, профессионалов из разных регионов. Позже география участников мероприятия будет отражена в виртуальной карте конференции.

В своих рефлексивных эссе на предложенную организаторами тему «Теперь я знаю, как можно организовать исследовательскую деятельность учащихся», педагоги высказывали самые разные свои мысли, ощущения, делились впечатлениями, полученными за период участия в тренинге. Так, в качестве примера приведу собственное рефлексивное эссе-высказывание, отражающее пережитые чувства, прожитые минуты, полученные ощущения, которые возникали и сопровождали автора в эти незабываемые, волнительные дни (см. Приложение 3).

Вместе с тем, в своих эссе педагоги-руководители также отмечали умение организаторов тренинга грамотно разработать и логично выстроить все этапы занятий в «Школе исследователя». Это выражалось в том, что руководитель мог детально проработать со своими учениками все необходимые ступени проектно-исследовательской работы, что очень помогло им при защите исследовательских проектов. Эта мысль неоднократно подтверждалась педагогами в эссе-рефлексии.

Не менее важной и увлекательной оказалась работа экспертного совета конференции, в рамках которой организаторами был создан еще один кампус.

Кампус «Экспертный совет». Назначение деятельности данного кампуса предполагает закрытую зону, в которой эксперты, получившие личные приглашения и предложения войти в состав совета, оценивают работы участников, обсуждают их результаты.

Для участников этого кампуса был сделан пост, который назывался «Уголок ученого: Экспертирование». В нем можно было найти ответы на вопросы: Что такое экспертиза? Как она проводится? В этом случае необходимо было четко следовать этапам и разделам экспертного оценивания (см. Приложение 4).

Для более качественной работы экспертного совета оргкомитетом была разработана памятка эксперту, которая являлась приложением к оценочному листу Конференции проектных и исследовательских работ учащихся. В данной памятке для экспертов излагалась полная инструкция по оценке работ участников конференции, предлагалось прослушать во время вебинара защиту проектов и исследований учащихся, сделать свое резюме. Для данного этапа потребовалось провести отбор работ.

Экспертам были предложены электронные оценочные листы, в которые необходимо было внести количество баллов по каждому критерию, поскольку оценочный лист электронный, то балл необходимо было отмечать красным цветом.

В первом разделе «Оценка работы» предлагалось 8 критериев. Эти критерии относятся к заочному этапу оценки, где необходимо было оценить только работу участника, презентация оценивалась во время проведения вебинара.

Во втором разделе «Оценка защиты работы» имелатри основных критерия. По этим критериям оценивалась защита работы.

Остановимся более подробно на заочном этапе и пояснениях к критериям (см. Приложение 5).

Далее предлагалось описание алгоритма работы с некоторыми пояснениями. В рабочий портфель кампуса загружались файлы: оценка проекта, Excel-таблица, сводные таблицы по классам, памятка эксперту заочного тура. Необходимо было скачать эти файлы, изучить сводные таблицы-списки по классам. В сводных таблицах заполнить графу «Эксперт» с указанием ФИО эксперта.

Одну работу было разрешено экспертировать только трем экспертам. Право выбора работ также оставлено за экспертами в соответствии с профилем, принадлежностью к образовательной области. Наряду с этим, оргкомитетом было выдвинуто главное и обязательное условие: не оценивать работы учащихся из своего образовательного учреждения.

Технология оценки работы экспертом имела свои особенности (см. Приложение 6).

Также, при оценке работ учащихся экспертам были даны рекомендации рассматривать проект и исследование как форму учебной деятельности. В этом случае важность заключалась не только в научном знании, которые учащиеся получают, но и в самом процессе выполнения данного исследования.

Экспертному совету была также предоставлена возможность оценки работ по видео материалам тех учащихся, которые не смогли приять участие в очном вебинаре. Научные руководители поместили работы своих учащихся в сети, откуда можно было ее скачать и оценить. Далее процедура оценки оставалась прежней (заполнение экспертами оценочных листов, внесение результатов в протоколы и отправка их в оргкомитет конкурса).

Итак, отбор работ состоялся. Участниками было представлено 118 учебно-исследовательских работ из разных регионов. Более 100 баллов набрали 74 участника, которые вышли в финал. Им было предоставлено право защищать свои работы в очно-дистанционной форме на вебинаре в режиме on-line.

Экспертным советом было принято решение провести вебинар по секциям в два дня. Накануне проводилась проверка связи с участниками будущего вебинара из разных регионов. На следующий день, согласно составленному графику-расписанию в назначенное время, каждый регион и образовательное учреждение вышли на связь.

Перед началом защит членам Экспертного совета было дано приветственное, и вместе с тем, напутственное слово в адрес всех участников конкретной секции. Они отметили необычные условия проведения конференции-конкурса – виртуальное научно-образовательное пространство, в котором юным участникам предстояло сделать свои первые шаги в науку. Также отмечено, что это очень важный и ответственный момент в жизни каждого человека. И совсем неважно, когда он решил сделать свой первый шаг к открытию. Главное, то, что такое правильное решение принято своевременно.

Тематика работ была самой разнообразной. Особый интерес вызвали такие работы: «Нужны хвосты для красоты! Для красоты нужны хвосты?», «Дельфинотерапия – миф или правда?», «Красный - опасный! Всегда ли это так?», «Как сохранить семейный бюджет в кризис», «Исследование снега на степень загрязненности в результате сжигания мусора», «Йогурт-йогуртович», «Эти необыкновенные обыкновенные дроби», «Анализ влияния микроэлементов на продолжительность цветения срезанных растений», «Ценность здоровья глазами младших школьников», «Тайны снежинки» и многие другие.

Все представленные работы носили исследовательский характер и практическую направленность, защищались индивидуально и группами.

Проблемы, поднимаемые в исследованиях, бесспорно, актуальны и своевременны. Учащиеся достойно держались во время выступления, защищая свои идеи, доказывая новые версии гипотез. Для экспертов каждая работа была своеобразным открытием, что вызывало много вопросов, на которые тут же были получены убедительные ответы.

В настоящее время вебинар это достаточно новая форма телекоммуникаций. Она стала широко и успешно использоваться для обучающих веб-семинаров. Ее средовое пространство до конца не исследовано и пока еще подлежит освоению, поскольку является достаточно новым как для руководителей и, в особенности, для школьников. Однако вызывает бесспорный интерес и желание всех обитать в нем.

В момент выступления все участники находились перед своими компьютерами и веб камерами на удаленном расстоянии друг от друга – различных уголках своих регионов, в разных часовых поясах. Однако все могли прекрасно видеть и слышать друг друга. Эксперты активно задавали свои вопросы участникам и тут же получали на них ответы. Связь была великолепной, срывов не было.

Следует отметить высокую профессиональную компетентность научных руководителей всех регионов, их серьезную подготовку в представлении интересных работ, а также достаточно ярких оригинальных защит учащихся.

Со стороны организаторов на протяжении всего конкурса осуществлялось грамотное техническое, методическое и научное сопровождение; чувствовалась их мощная поддержка, понимание, доброжелательность, а главное высокий профессионализм и серьезная, тщательная подготовка каждого этапа.

Трудно передать все волнения детей, руководителей, организаторов, однако чувствовалась единая команда, стремящаяся делать одно великое дело – постигать неизведанные грани непознанных тайн различных наук. Все это время всем было достаточно комфортно и интересно работать, взаимодействовать, созидать и вместе с тем осваивать новый мир виртуального научно-образовательного пространства. Это подтверждалось улыбками и радостными лицами, которые мы видели на своем компьютере через веб камеру. Позже, весь этот восторг выражался на страницах соответствующих постов в главном кампусе конференции-конкурса «Первые шаги в науку», где всех участников ожидали виртуальные дипломы в соответствии с заслуженным результатом.

Итак, работа нескольких месяцев подошла к логическому завершению. В результате прошедших за этот период событий следует отметить, что совместная работа в кампусе сделала всех ближе и роднее! Появилась необходимость получить наглядное представление о географии конференции и организаторы предложили создать в главном кампусе «Первые шаги в науку» виртуальную карту «Межрегиональной дистанционной конференции-конкурса». Все участники указали там место своего пребывания (город, районный центр или поселок). География конкурса оказалась достаточно широкой. Она охватила Псковскую, Саратовскую, Владимирскую, Самарскую, Иркутскую, Волгоградскую, Липецкую, Тамбовскую области, Краснодарский край и республику Калмыкия и Азербайджан.

В качестве резюме в итоговых комментариях к посту внесены конструктивные предложения для проекта итоговой резолюции конференции, подтверждающие целесообразность проведения подобного рода мероприятий, а также эффективную подготовку юных исследователей в условиях виртуально-образовательной среды.

Таким образом, следует отметить, что социальная образовательная сеть Campus.ru всесторонне и профессионально обеспечила проведение этого мероприятия. Совершенно очевидно, что во время проведения всех этапов проекта учащиеся, их родители, учителя, научные руководители, организаторы сделали свои «первые шаги». Кто-то благодаря этому проекту сделал первый шаг в социальную сеть Кампус, кто-то в науку, кто-то впервые публично представил свою работу, кто-то впервые записал видео, кто-то впервые поставил метку на виртуальной карте, кто-то принял участие в вебинаре, а кто-то впервые выступил в ответственной роли эксперта.

Грандиозное событие! Ошеломляющий успех! Незабываемые впечатления, волнительные чувства, потрясающие эмоции и восхитительные настроения сопровождали участников конференции на всех ее этапах. По мнению многих участников, конференция прошла, на высоком профессиональном уровне и оставила незабываемые впечатления, подтвердившие о реальной возможности проведения исследовательской деятельности школьников в виртуально-образовательной среде.


* Дорот В.Л., Новиков Ф.А. Толковый словарь современной компьютерной лексики. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: БХВ - Петербург, 2004. – 608 с.: ил., С. 126.

** Там же. С. 452.