Классный час "Дружба крепкая!?" 5-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Школьная психологическая служба

Класс: 5


Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!

Ход классного часа

1. Песня «Дружба» (см. музприложение 1)

2. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем часу общения?

3. Конечно, о дружбе! Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы поговорить о том, что такое дружба, узнать, какими качествами должен обладать настоящий друг, и нужны ли нам настоящие друзья.

Еще с тех давних пор, когда человек осознал себя человеком, он старался найти себе спутников то в нелегкой борьбе против дикого зверя, то для постройки жилища, то для сложных переходов с места на место в поисках лучших мест для зимовки, то просто для душеного разговора.

Накапливался опыт общения с соплеменниками, односельчанами, согражданами, спутниками.

Так возникали различные пословицы и поговорки, которые и отражали этот самый опыт. И мы, конечно, не можем не воспользоваться им, говоря о дружбе. Эти мудрые высказывания и будут отправной точкой нашего с вами разговора.

Перед каждой группой лежит конверт, вам необходимо составить из слов, в нем находящихся, поговорки и пословицы о дружбе. (Приложение 1, 1+)

 ЛЕГКО ДРУЗЕЙ НАЙТИ, ДА ТРУДНО СОХРАНИТЬ 
 ДРУГ ЗА ДРУГА ДЕРЖАТЬСЯ – НИЧЕГО НЕ БОЯТЬСЯ 
 КРЕПКУЮ ДРУЖБУ И ТОПОРОМ НЕ РАЗРУБИШЬ 
 ДРУГ ПОЗНАЕТСЯ В БЕДЕ 
 БУДЬ ДРУГ, ДА НЕ ВДРУГ 
 ЧЕЛОВЕК БЕЗ ДРУЗЕЙ, ЧТО ДЕРЕВО БЕЗ КОРНЕЙ 
 НЕТ ДРУГА – ИЩИ, А НАШЕЛ – БЕРЕГИ! 

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово “Дружба” что обозначает?
Может быть, поход вдвоем в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил все видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок дает ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: “Вы не в школе?”-
Оба дружно начинают врать.
Ну а может, дружба – это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая льстиво,
И не скажет правды никогда?

4. Так что же такое дружба?

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Перед вами листочки, на них солнышки с лучиками. Попробуйте подобрать слова, которые на ваш взгляд, характеризуют дружбу. Сколько сможете, столько и напишите их по лучикам. (Приложение 3)

У доски заполняем большое солнышко, по мере заполнения объясняем.

А как вы думаете, какая дружба на ощупь?

– Какая она на запах?

– На вкус?

– С какой погодой вы бы сравнили дружбу?

– Какие краски вы возьмете, чтобы “нарисовать” дружбу?

РАЗДАЮТСЯ ЦВЕТНЫЕ ПОЛОСКИ БУМАГИ (КРАСНЫЙ, ЧЕРНЫЙ, БЕЛЫЙ, ЖЕЛТЫЙ…) И НАКЛЕИВАЮТСЯ НА БУМАГУ, СОСТАВЛЯЯ ЦВЕТ ФЛАГА ДРУЖБЫ

Помните, какие краски вы выбрали 1 сентября, чтобы нарисовать флаг нашего класса? Смотрите, все цвета совпадают. Можем мы сказать, что все это – цвета дружбы?

5. Многие понимают под словом ДРУГ

  • Соседа по парте
  • Человека, который сходил с ним в магазин
  • Знакомого во дворе
  • Одноклассника
  • Человека, с которым провел смену в лагере
  • Человека, который дал списать урок

Кто же такой настоящий друг?

Раскрыть это понятие нам помогут различные ситуации. Ознакомьтесь с ними и выскажите свое мнение.

  1. Твой друг совершил плохой поступок и об этом знают все вокруг, в том числе ты. Твои действия?
  2. Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получил ты. Как ты поступишь в данной ситуации?
  3. Твой друг неправильно себя повел в классе, и одноклассники отвернулись от него. Твои действия.
  4. Ира ищет себе хорошую подругу. По мнению Иры, хорошая подруга – это подруга, которая во всем будет помогать ей, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за нее, например, убрать кабинет, обязательно сделает это. Но пока Ира одинока. Почему? 7.
  5. Володя учится в 4-ом классе, а его друг Саша во 2-м классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по дзюдо и зовет с собой Сашу. Саша не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: “Саша, раз ты друг, то и ты должен заниматься дзюдо”

6. Ребята, так каким должен быть настоящий друг? Перечисляют качества друга.

7. А сейчас я предлагаю каждому участнику написать объявление на тему:

“Ищу друга!” Какого? Возьмите и прикрепите их к объявлению.

Теперь посмотрите на себя в зеркало, подумайте, есть ли в Вас те качества настоящего друга, которые мы сейчас назвали? Задумайтесь, сможете ли вы быть настоящим другом!

А скажите, есть ли в Вас такие качества, которые мешают вам быть настоящим другом? Если есть, напишите их на листочке.

А теперь порвите и выбросьте. Пусть сегодня символически, а завтра, со временем они уйдут из вашей жизни.

4) Составление «Правил дружбы»

а теперь попробуйте сформулировать «Правила дружбы», которые помогут вам построить отношения с вашим другом.

(Ребята в группах, на отдельных листах, записывают 3-4 правила и прикрепляют на доске.)

– послушайте, какие «Законы дружбы» составил великий педагог В.А. Сухомлинский.

  • Не оставляй друга в беде.
  • Тебе не безразлично, какой твой друг.
  • Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему.
  • Дружба испытывается в беде и опасности.
    В.А. Сухомлинский

Наше занятие подходит к концу (рефлексия)

8. наполним нашу, уже хорошо известную вам корзинку (обычно в конце мероприятия дети заполняют корзинку знаками !, ?, 0) Вопрос означает, что наш разговор заставил вас задуматься, восклицательный знак – узнать новое, а ноль то, что вы ничего не почерпнули.

9. А теперь наши весы. Кладете смайлики на ту, чашечку весов, какие эмоции вы испытали на уроке, посмотрим, какая чаша перевесит. (стоят весы «эмоций», по мере наполнения чаши, смотрим, как изменяется их положение)

А теперь возьмемся за руки и улыбнемся друг другу

«Дружба – это золотая нить, связывающая всех живущих в мире людей».
Джон Ивлин.

(песенка «Ты да я, да мы с тобой») (Музприложение 2)

И закончить наше с Вами общение я хочу словами писателя Рощина:

“Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить”. Вот тогда ваш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным.
М.М. Рощин

Приложения.