Род несклоняемых имен существительных

Разделы: Русский язык, Информатика


Цели урока: знакомство с несклоняемыми именами существительными и определение их рода .

Задачи урока:

  • Образовательная: отрабатывать умение в согласовании прилагательных и глаголов прошедшего времени с несклоняемыми именами существительными.
  • Развивающая: развивать память, внимание.
  • Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к словам; обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование к уроку: проектор, интерактивная доска, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

На экране презентация (Приложение 1). Открываем тетради, записываем число. Далее учитель просит оставить строчку для записи темы, которую они определят чуть позже.

2. Мотивация к учебной деятельности

Один ученик работает у доски, остальные в тетради. Записать предложение «Для участия в концерте учительница пригласила конферансье, певца и музыканта.»

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Класс делится на несколько групп. Им предлагаются карточки для заполнения (Приложение 3). Ребята должны выписать из предложения все имена существительные и определить их род и склонение. По мере выполнения задания карточки с ответами вывешиваются на доску. После этого ребята комментируют несколько слов (учительница ж.р. 1 скл., певец- м.р. 2 скл.) Выясняем вместе с ребятами, что затруднение вызвало слово конферансье (даже если дети интуитивно отнесли слово к м.р., то прокомментировать свой выбор они не могут). Итак, проблемное слово выносится на доску.

4. Выявление места и причины затруднения

Учитель предлагает просклонять существительное КОНФЕРАНСЬЕ, для того чтобы определить его склонение.

В результате ребята выясняют, что это слово не склоняется, а значит оно НЕСКЛОНЯЕМОЕ.

По ходу нашей работы мы столкнулись с ПРОБЛЕМОЙ. Какая это проблема? Дети сами озвучивают, что они не могут определить род несклоняемых имен существительных. А значит тема нашего урока РОД НЕСКЛОНЯЕМЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Возвращаемся к оставленной в начале урока строчке и записываем на неё тему урока. После чего учитель просит называть цель урока.

5. Построение и реализация проекта выхода из затруднения

Работа со стихотворением

Как-то рано поутру 
С другом сели мы в метру 
И поехали в метре 
Фильм смотреть о кенгуре. 
Вот сидим мы с ним в кине 
Без пальта и без кашне, 
А вернее, я и ты 
Без кашна и без пальты. 

Исправляем ошибки в стихотворении, определяем род известных имен существительных. Затруднение может вызвать слово кенгуру, и здесь можно помочь детям, подсказав, что это существительное мужского рода.

Вопрос: по какому признаку несклоняемы существительные разделились на две группы- ср.р. и м.р.? (по одушевленности\ неодушевленности).

Возвращаемся к нашему проблемному слову КОНФЕРАНСЬЕ.

Вопрос: а что обозначает это слово? (помогаем детям, если определение значения вызывает затруднение). Т.о. КОНФЕРАНСЬЕ существительное мужского рода.

Вопрос: А какого рода существительное ЛЕДИ? Выясняем, что одушевленные имена существительные, обозначающие лиц женского пола, относятся к ж.р.

Формулируем ПРАВИЛО: неодушевленные несклоняемые имена существительные относятся к среднему роду, а одушевленные-к мужскому роду.

Слова –исключения: кофе, иваси, колибри (в 5 классе достаточно введения этих слов)

Вопрос: А к какому роду будут относиться слова Сочи, Миссисипи, Онтарио?

Сочи- город - м.р.

Миссисипи- река -ж.р.

Онтарио- озеро –ср.р.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

На интерактивной доске (Приложение 2) ребятам предлагается распределить слова по родам.

Физкультминутка.

На экране появляются слова. Задача учащихся состоит в том, чтобы определить, склоняемое это существительное или несклоняемое (можно предложить приседания или наклоны).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение работы в тетради (Приложение 4) с самопроверкой и выставлением оценок.

8. Рефлексия деятельности на уроке

На столах у детей наклеены по два бумажных стикера в виде яблок (красного и зеленого цвета). На последнем слайде высвечивается изображение дерева.

Ребята, как дерево не может жить без корней, так и жизнь человека невозможна без знаний. Сегодня на уроке мы с вами узнали что-то новое об имени существительном, и мне бы хотелось узнать, как вы поняли эту тему. Если вы полностью разобрались и уверены, что сможете выполнить домашнее задание, то наклейте на наше дерево знаний красное яблочко.

Если что-то осталось непонятным, то наклейте зеленое яблоко.

9. Домашнее задание

По учебнику (при необходимости комментировать).

Спасибо за урок!