Экскурсия ранней весной в "Березовую рощу"

Разделы: Коррекционная педагогика


Организация наблюдений и экскурсий позволяла не только создавать условия для деятельности детей в естественной обстановке, но также обновлять, обогащать их сенсорные впечатления, расширять практический опыт, который они с успехом воспроизводили на занятиях.

Поэтому на всех этапах формирования временных представлений у дошкольников с ЗПР проводились экскурсии и наблюдения. Они были направлены на ознакомлении детей с временными ориентировками в реальных условиях, например соответствующих тому или иному периоду весны. В процессе экскурсий и наблюдений создавались необходимые условия для восприятия детьми изучаемых объектов и явлений с учетом их познавательных возможностей и индивидуальных особенностей.

Экскурсия ранней весной в «Березовую рощу»

Задачи

  • Образовательные: Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе. Различать и правильно называть состояние погоды. Учить различать состояние снега. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях. Формировать у детей опыт установления различий и сходств признаков весны в городе и парке.
  • Коррекционные: Развивать диалогическую речь детей. Развивать внимательность. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
  • Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе. Учить выслушивать друг друга.

Ход экскурсии

Перед экскурсией педагог предлагает детям сосчитать, сколько синичек они увидят по дороге в «Березовую рощу».

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Педагог предлагает детям посмотреть на небо (небо стало ярко-синим, появились белые пушистые облака). Объясняет детям, что они образовались при нагревании воздуха. Чем больше тает снег, тем больше таких облаков. Они не закрывают все небо, как зимой, а держатся кучками. Поэтому их называют кучевыми облаками. Очень красивы облака, особенно если посмотреть на них через кружевную сеть веток березы, липы, тополя. Опишите весеннее небо. Активизировать ответы детей.

  • Где больше снега в парке или на улице по дороге в парк? (В парке снега больше. Дети замечают, что солнце проникает сквозь деревья медленнее и таяние задерживается).
  • Какой стал снег? Опишите его (снег осел, цвет его становится серым), на снеге появился наст).
  • Можно ли сейчас из снега лепить снежки или снежную бабу? (снег стал твердым, сверху на нем появилась твердая корочка – наст)
  • Почему на снеге появился наст (днем снег подтаивает, а ночью замерзает).

Педагог обращает внимание детей, что около стволов всюду появились воронки: этонагрелась от солнца темная нижняя часть ствола и растопила возле себя снег. Появляются первые ручейки.

Педагог предлагает прислушаться к голосам птиц. Еще одна весенняя примета – голос синички. Сколько синичек вы увидели по дороге в парк? Ее песенка начинает звучать в конце февраля, едва начинает пригревать солнце. Как поет синичка? (весело, задорно).

Педагог предлагает детям попробовать разбудить деревья. Встав вокруг дерева, дети произносят хором стихотворение, которое выучили накануне:

Выше солнышко встает,
И синичка уж поет.
Скоро выглянет подснежник
Самый первый, самый нежный.
Эй, березка, просыпайся
И листвою одевайся.
Пусть скорей придет весна:
Очень нам нужна она!

Вместо слова береза, называть то дерево, которое дети хотят разбудить.

E:\Рая1\семейные фото\диплом ajnj\IMG_1305.jpg

Педагог предлагает понаблюдать за поведение белок. Вспомните, какого цвета шерсть у белки зимой? (серая). Сохранился ли серый цвет шерсти ранней весной? (Да) Почему? (снег еще не сошел, поэтому цвет шерсти белки еще серый, зимняя шерсть – густая, а летняя не такая пушистая, а сейчас еще холодно, особенно ночью).

Педагог: Ребята, сейчас еще холодно, и животным и птицам тяжело находить корм. Давайте покормим белочек и птиц.

Дети кормят заранее приготовленными семечками, орешками птиц и белок. Наблюдают за поведением птиц у кормушки. Как ведут себя птицы возле кормушки? Как они ели зимой?

Как называется первый весенний месяц? ( Март).

В конце экскурсии проводится игра «Приметы ранней весны».

Дети становятся в круг. Передавая шишку, дети поочередно называют приметы ранней весны. Выиграет тот, кто назовет как можно больше примет.

Во время прогулок, организовывались наблюдения дошкольников за развитием растений: набухание почки – листок; почка – цветок. Дети сравнивали цветы различных растений (яблоня, сирень, боярышник).

Знания, полученные детьми в ходе наблюдений, экскурсий и целенаправленных прогулок, углублялись и обобщались на занятиях.

В группе дети наблюдали за ростом лука.

Наблюдение за луком

№1

Цель: уточнить представление о том, что из луковицы-репки можно вырастить зеленый лук, если ей создать благоприятные условия, т.е. посадить в воду, поставить в светлое место. Зеленый лук полезен людям, так как в нем много витаминов.

Педагог рассматривает с детьми луковицы, которые они принесли из дома. Обращает внимание на сухие чешуйки, старые корни, плотность луковицы. Обсуждает с детьми условия, при которых из них будет расти зеленый лук. Ставят лук на окно.

№2

Цель: выявить изменения, которые произошли с луковицами за неделю, зарисовать увиденное.

Педагог сажает детей за общий стол, ставит баночку с луковицей.

Предлагает детям внимательно осмотреть луковицу со всех сторон, выявить изменения, которые с ней произошли. Дети обнаруживают появившиеся корни. Зарисовывают луковицу.

№3

Цель: обнаружить изменения в состоянии корней и зелени.

Педагог так же предлагает рассмотреть луковицу. Дети обнаруживают изменения, подросшую зелень, «похудевшую» луковицу, делают зарисовки. Затем сравниваю свои зарисовки, прослеживают изменения с луковкой.

Аналогичные наблюдения проводятся и с проращиванием семян различных растений. Для большей наглядности, целесообразно фотографировать каждый этап наблюдения, а затем создавать книжки - раскладушки с этими наблюдениями.

E:\Рая1\семейные фото\диплом ajnj\IMG_1301.jpg  E:\Рая1\семейные фото\диплом ajnj\IMG_1319.jpg  E:\Рая1\семейные фото\диплом ajnj\IMG_1328.jpg  E:\Рая1\семейные фото\диплом ajnj\IMG_1318.jpg

Литература

  1. Воронина М.В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательных школ // Дефектология. – 1996.
  2. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО _ ПРЕСС», 2003.
  3. Шевченко Т.С. Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства: Дис… канд. Пед. наук. – Ростов на Дону, 1999.