Методическая разработка урока русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели урока:

  • систематизировать знания, необходимые для работы с текстом;
  • повторить приёмы сжатия текста;
  • развить навык сжатого пересказа текста;
  • воспитать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Продолжите предложения:

  • Текст – это…
  • Микротема – …
  • Изложение – …
  • Сжатое изложение – это…
  • Основные приемы сжатия текста – это…

2. Работая с текстом, необходимо ответить на ряд вопросов: 

– Какой вопрос поможет определить тему текста? (О чем текст?) 
– Какой вопрос вы зададите, чтобы определить основную мысль текста? (Что хотел сказать автор этим текстом?) 

III. Работа с текстом

Исходный текст.

Человек – организм высокоорганизованный, наделенный мощным интеллектом – ощутимо воздействует на экосистему Земли.
В отличие от всех других биологических видов, имеющих более или менее ограниченную среду обитания, люди расселились по всей земной поверхности, невзирая на почвенно-климатические, геологические, биологические и прочие условия. Уже поэтому степень их влияния на природу несопоставима с влиянием любых других существ. В течение многих тысячелетий люди почти не ощущали ограничений со стороны окружающей среды. А если и видели, что в ближайшей округе уменьшилось количество истребляемой ими дичи, истощились обрабатываемые почвы или луга для выпаса скота, то перекочевывали на новое место. И все повторялось. Природные ресурсы казались неисчерпаемыми.
Благодаря своему интеллекту люди не столько приспосабливаются к природной среде, сколько приспосабливают эту среду к своим потребностям. И такое приспособление, которое еще недавно с гордостью называли «покорением природы», приобретает все более наступательный, даже агрессивный характер.
К настоящему времени человек приспособил для своих надобностей около половины земной суши: 26% – под пастбища, по 11% – под пашни и лесоводство, остальные 2–3% – для строительства жилья, промышленных объектов, транспорта и сферы услуг. Из доступных источников свежей пресной воды человечество использует больше половины. При этом почти половина рек планеты существенно обмелела или загрязнена, а около 60% из 277 крупнейших водных артерий перегорожены плотинами и прочими инженерными сооружениями, что привело к созданию искусственных озер, изменению экологии водоемов и устьев рек.
Люди ухудшили либо уничтожили места обитания множества представителей флоры и фауны. Только с 1600 года на Земле исчезли 484 вида животных и 654 вида растений.
Человек все более загоняет природу и самого себя в тупик, выбраться из которого все труднее.

(По материалам журнала  «Наука и жизнь») 252 слова.

Ребятам предлагается  текст, который  будет являться базовым материалом; на работе с ним будут построены все упражнения.

Текст дан без деления на абзацы.

Задание 1.

Прочитать текст. Определить тип и стиль. Подчеркнуть в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Разбить текст на абзацы. Сформулировать и записать микротемы.

№ абзаца Микротема
1 Человек воздействует на экосистему Земли
2 Воздействие человека на экологию несравнимо с другими воздействиями
3,4 Люди приспосабливают поверхность Земли к своим нуждам, нарушая экологическое равновесие
5 Из-за воздействия людей гибнет флора и фауна
6 Неразумное использование природных ресурсов может привести к катастрофе

Вместе с учениками вспоминаем приёмы сжатия текста: исключение  и обобщение. Для этого обращаемся к «Таблице приёмов сжатия текста».

Таблица приёмов сжатия текста

С какой целью используется прием? В каких случаях используется прием?
Исключение второстепенной информации
Исключение дает возможность избавиться от того, что напрямую относится к сути высказывания.
В повествовании – к основной сюжетной линии.
В рассуждении – к основной проблеме.
Исключение:
– повторов;
– одного или нескольких синонимов;
– некоторых второстепенных членов предложения;
– конструкций, осложняющих предложение (однородных, обособленных, уточняющих членов предложения);
– фрагмента предложения (например, части сложного предложения диалога (передача его сути в одном предложении));
– слияние нескольких предложений в одно.
Обобщение частной информации
Обобщение дает возможность передать содержание частных понятий одним – более общим. Обобщение:
– двух более простых предложений одним сложным и наоборот;
– однородных членов предложения обобщающим наименованием;
– предложения или его части указательным местоимением (это, то…) или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
– прямой речи косвенной;
– объемного фрагмента предложения более лаконичным по форме синонимичным выражением.

По таблице определяем: с какой целью используем приём? В каких случаях? Разбираем примеры. После чего обращаемся к следующим заданиям.

Задание 2.

Найти и подчеркнуть в тексте однородные по смыслу фрагменты предложения. Выбрать для краткого изложения только один из них.

Задание 3.

Подчеркнуть фрагменты сложных предложений, которые не войдут в сжатый текст (второстепенная информация).

Задание 4.

Подчеркнуть предложения, целиком исключённые из сжатого текста.

Задание 5.

Определить, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения. Запишите обобщённый вариант этих фрагментов. Укажите, что именно вы обобщили.

В результате применения двух приёмов сжатия ученики получили следующий текст:

Человек воздействует на экологическую систему Земли.
Степень влияния человека на экологию несопоставима с влиянием других живых существ.
Человек расселился по всей земной поверхности, невзирая на различия климатических, биологических, геологических условий. Если где-то становилось меньше дичи или истощались почвы, то люди перекочевывали на другое место. Ресурсы казались неисчерпаемыми.
Люди благодаря интеллекту не столько приспосабливались к среде обитания, сколько приспосабливали саму среду. И это приспособление делается все более агрессивным.
Около половины земной суши человек приспособил под пастбища, пашни и лесоводство, а 2-3% под строительство. Сегодня освоены около половины всех источников пресной воды, причем из-за возведения плотин на реках изменяется экология водоемов, реки мелеют и загрязняются.
Люди ухудшили или уничтожили места обитания растений и животных, многие из которых вымерли.
Загрязняя природу, человек ставит самого себя в тупик. (126 слов).