Урок русского языка по теме "Эпистолярное письмо". 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Форма урока: элективный предмет.

Цель урока:

  • познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра; научить составлять текст письма, учить правильному написанию письма: делового, официального, личного, показать художественную ценность, коммуникативную значимость жанра письма;
  • способствовать формированию умения воспринимать готовые тексты разных стилей и составлять собственные с учётом правил текстообразования;
  • развивать речевые навыки, расширять представления учащихся о роли и значении письма в частной жизни человека;
  • воспитывать активную социальную позицию ученика.

Оборудование: презентация, аудиозапись.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

2. Основная часть.

1) – Практически каждый из живущих ныне на Земле людей владеет в той или иной степени эпистолярным жанром, так как он позволяет общаться на расстоянии с родственниками и друзьями.

– Что такое эпистолярный жанр? Эпистолярный жанр в широком понимании – это жанр письма. Само название этого жанра происходит от греческого слова epistole, что значит “письмо”.

- Разберемся с определениями “адресат” и “адресант”.В чем разница?

2) Запишите предложения под диктовку , вставляя подходящее по смыслу слово:

По нужному (адресу), пункту назначения письма и местонахождения лица, которому оно предназначено, проживал совершенно другой человек.

(Адресант) - это тот, кто пишет письмо.

(Конверт) сохраняет тайну послания.

На каждом письме необходимо написать цифровое условное обозначение населенного пункта-(индекс.)

(Эпистолярное письмо)-литературный жанр, послание в форме письма.

Сообщения, поздравления, просьбы, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние , разносит адресатам ( почтальон).

3) Сообщение об истории эпистолярного жанра.

О письмах древних восточных народов известно мало, но достаточно для заключения, что и там соблюдались обязательные формы эпистолярного стиля. К древнейшим письмам, упоминаемым в классической и восточной литературе, принадлежат письмо индийского царя Стратобата к Семирамиде, Давида к Иоаву (письмо Урии), царя Прэта Аргосского к царю ликийскому.

Классическая древность отличается уже значительным развитием корреспонденции. Дошедшие до нас греческие письма — по большей части фальсификации, приписанные выдающимся историческим деятелям риторические рассуждения (ср. Westermann, “Deepistolarum scriptoribus graecis”, 1853—1858, 9 ч.; полная коллекция греческих писем — Hercher, “Epistolographi graeci”, 1873). От римлян дошли до нас по преимуществу те письма, которые наперед были предназначены для обширного круга читателей. Лишь у Цицерона находим мы настоящие частные письма; наоборот, знаменитые письма Плиния и Сенеки имеют только эпистолярную форму.

Со II века письмо становится у римлян особым литературным родом (Фронтон, Симмах, Сидоний, позднее Сальвиан, Руриций (епископ Лиможский)[1], Эннодий). Стилистические формы письма были сходны у греков и римлян. Подписи не было; имя пишущего ставилось во главе письма ранее имени получателя. Со времен империи, особенно при византийском дворе, исчезла былая классическая простота; письмо частное приблизилось, по важности стиля, к официальному посланию. Обычно было и ранее обозначение, где и когда письмо написано (datum): отсюда слово дата.

Христианские латинские писатели пользовались письмами по преимуществу для проповеднических целей (Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Лактанций, Иероним Стридонский, Блаженный Августин).

Обычным языком средневекового европейского письма был латинский. Монастыри и духовенство были в деятельной переписке; частные лица в деле письменных сообщений также не могли обойтись без их помощи. От этой эпохи сохранились по преимуществу письма духовно-литературного и политически-делового содержания. Форма старого латинского письма окрасилась новыми христианскими формулами.

Лишь в конце средних веков европейские народы начали понемногу применять в переписке и свои национальные наречия.

Любое письмо, отправленное нами или полученное, мы воспринимаем как часть нас самих, мы радуемся ему, храним, перечитываем его, но мало кто знает историю возникновения письма.

4) Беседа о видах писем.

– Подумайте, какие бывают письма? (Письма можно разделить на два вида: деловые и личные, которые делятся на подвиды.)

-Какие виды деловых писем мы знаем? Приведите пример.

Принято выделять следующие виды деловых писем:

Коммерческие – используются при подготовке к заключению коммерческой сделки, а также при выполнении условий договоров:

  • оферта (письмо-предложение) – заявление лица о желании заключить сделку с указанием конкретных условий сделки;
  • письмо-запрос - обращение одной стороны к другой о желании заключить сделку, как правило, без указания условий сделки либо уточнить какой-то вопрос при осуществлении сделки;
  • рекламация (письмо-претензия) - претензии к стороне сделки, которая нарушила принятые на себя по договору обязательства, и требование возмещение убытков.

Некоммерческие (собственно деловые письма) – используются при решении различных организационных, правовых вопросов, экономических взаимоотношений:

  • благодарственное письмо – содержит выражение благодарности по какому-то поводу;
  • гарантийное письмо – содержит в себе подтверждение определенных обязательств;
  • информационное письмо (письмо-извещение, письмо-сообщение, письмо-уведомление) - предполагает информирование о каких-то событиях либо фактах, которые составляют интерес либо могут заинтересовать адресата;
  • письмо-напоминание - содержит напоминание о выполнении договоренностей, обязательств и меры, которые будут приняты в случае их невыполнения;
  • письмо-подтверждение – содержит подтверждение получения какого-товара, согласия с чем-либо, какого-то факта и т.п.;
  • письмо-поздравление – содержит поздравление по какому-то поводу;
  • письмо-приглашение – содержит приглашение на какое-то мероприятие;
  • письмо-просьба – содержит просьбу совершить либо прекратить какое-то действие, побудить к действию и т.п.;
  • письмо-соболезнование – содержит сочувствие по какому-то поводу;
  • сопроводительное письмо – составляется для сообщения адресату о направлении каких-то сопроводительных документов, материальных ценностей и т.п

5) Практическая часть.

а) Прослушайте одно очень известное письмо, скажите к какому виду писем оно относится, назовите отличительные черты от других писем.(слушание аудиозаписи “Письмо Татьяны” их романа в стихах А.С.Пушкина “Евгений Онегин”

б) Составьте свое личное письмо.

в) Составьте деловое письмо ( письмо - просьбу или письмо - заявление, или письмо - уведомление)

г) Определить, к какому виду писем относится каждый из отрывков:

- "Саша, извини меня, пожалуйста, за то, что я вчера написала. Это было сгоряча. На самом деле, я так не думаю, конечно..."

- "Уважаемый г-н Петров, от лица генерального директора, я хочу напомнить Вам, что в пятницу, 22 апреля, истекает срок погашения Вашей задолжности..."

- "Здравствуй, Таня. Не могла бы ты рассказать мне, что было на последнем занятии? Я его пропустил, а теперь не понимаю, как выполнить домашнее задание..."

- "Сергей, отвечаю на Ваш вопрос относительно вакансии редактора. Я думаю, что Вы нам подходите..."

- "Вика, поздравляю тебя с Днем рождения!!! Пусть в этом году у тебя будет столько светлых и радостных дней, сколько листьев на твоем любимом клене за окном..."

- "... по всем перечисленным пунктам мы совершенно согласны с Вами. Но, к сожалению, мы вынуждены отказать Вам, потому что..."

- "Я тоскую по тебе, как солнце тоскует по цветам... Мне очень жаль, что тебя нет рядом..."

- "Здравствуйте, Анна Анатольевна. Хочу узнать у Вас, могу ли я записаться на Ваши курсы?.."

- "Привет, Леха! Я вчера ходил в кино на фильм "Возвращение". Сходи обязательно – уверен, тебе понравится!.."

- "Олег Сергеевич, спасибо Вам огромное за помощь! Теперь, я думаю, у меня получится..."

6) Актуальность эпистолярного письма в современное время

- Чем люди заменили эпистолярное письмо? Почему?

Пример: Электронная тетрадь Вершининой Варвары, вторник, 19 октября 2010 г.

Актуальность писем в наши дни

А любите ли Вы писать письма? Мне кажется, что это зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. Принято считать, что наши бабушки и мамы писали письма намного чаще, чем мы – люди 21 века. Но с этим убеждением можно поспорить. Современный человек отправляет в среднем около 5-7 посланий за день в электронном, или цифровом формате. Но можно ли назвать это письмами? Здесь мнение общественности, и главное старшего поколения разделилось. Кто-то считает, что SMS, MMS, e-mail – сервисы не могут стать реальной угрозой вытеснения традиционных писем, это совсем иная форма коммуникаций, которая служит лишь дополнением к ним. Кто-то придерживается версии, что письма – это пережиток прошлого, и эпоха бумаги скоро вовсе канет в Лету. А также, хотелось бы обратить внимание на мнение некоторых ученых, которые считают, что развитие Интернета и электронной почты и их возрастающая популярность среди молодежи может привести к крайне негативным последствиям. Например: во-первых, существует такое понятие, как “память руки”, то есть человек, который часто пишет, запоминает написание слов и уже чисто автоматически воспроизводит текст на бумаге. Во-вторых, наш живописный и многообразный язык теряет свою гибкость, красоту и плавность. Он становится более простым и грубым. В сообщения часто используют лишь одно “правило”: как слышу, так и пишу. Отсюда можно видеть такие опусы, как “Пивет, ну што, падем сёдня пагуляем?” Нельзя не отметить, что создается новая субкультура смс-, интернетоманов – людей, имеющих психическую зависимость, постоянно чатящихся и зависающих на форумах.

Конечно, имеет место быть проблема разрушения физического и морального здоровья. Надо отметить также появление сленга и общения с помощью смайлов. Но можно ли выразить всю эмоциональную “подоплеку” разговора при помощи рожиц, состоящих из набора знаков, выражающих чувства людей.

Собственно говоря, все признаки регресса на лицо. Но я бы не стала называть это моральным разложением и периодом спада культурного развития. Так как большую часть выше приведенных доводов можно легко оспорить. Ведь не все же пользователи Интернета и мобильных сетей безгранично используют возможности современных технологий.

В последнее время, многие библиотеки мира публикуют и “выкладывают” на странички Интернета уникальные экземпляры своего фонда, работа с которыми была ранее не доступна обычным посетителям, к примеру, в силу их исторической ценности.

На самом деле, это лишь один из множества примеров того, что высокие технологии допустили нас, обычных людей, к важным и охраняемым общественностью и мировым сообществом объектам духовного наследия человечества, открыли неограниченный доступ в мир информации. Но существует опасность того, что люди привыкшие набирать текст на клавиатуре компьютера вовсе разучатся писать, потеряют почерк, как непременный атрибут индивидуальности. Вот над этим стоит задуматься.

Думаю, что технический прогресс, в виде Интернета и сотовой связи, облегчил нам жизнь. Мы стали больше успевать. Письма летят мгновенно. Всё ускорилось. Мы стали быстрее общаться, быстрее знакомиться. Но нельзя ускорять чувства. Потому что природа человеческая остаётся неизменной. Нельзя быстро любить, быстро дружить, быстро общаться, быстро уважать кого-то и быстро ненавидеть. Можно только быстро работать! Поэтому, для бизнеса оставим электронную почту. А для души – бумажную. Тот, кто никогда не получал обычных писем, не сможет понять того трепетного чувства, с которым затаив дыхание, мы заглядываем в почтовый ящик в надежде найти в нем заветное послание, как нетерпеливо рвем конверт и залпом читаем, пробегая глазами по строчкам, впиваясь в слова, глотая окончания.

Были высказывания о том, что трудно выражать мысли, надо изобретать обороты. Не надо напрягаться. Письмецо, бумажная весточка (ну и электронная тоже), это ничто иное, как письменная форма бытовой речи. Ну, а уровень бытовой речи у всех разный. Кто-то хорошо и складно пишет письма. Кто-то не очень.

Попробуйте честно ответить на эти вопросы, ответить для себя:

  • Умеем ли мы писать письма?
  • В наше время глобальной компьютеризации и повсеместной электронной почты не потеряем ли мы навыки написания писем?
  • Что такое письмо для вас?

Поверьте, здесь есть над чем задуматься.

Письма никогда не теряли своей актуальности. Со временем они приобретают все большую ценность для новых поколений. Какое количество бесценной информации мы можем узнать из писем знаменитых во все времена людей! Как много мы можем подчеркнуть из этой переписки! Ведь через письма мы можем видеть человека таким, каков он есть, нежели в разговоре.

Все они разные: кроткие и покорные, полные страсти, нежности, наполненные лаской, но все они выражают одно чувство — бесконечную любовь. А сколько писем было адресовано друзьям! То были школьные друзья, друзья по лицею, университету. Эти письма не давали разрушиться старой дружбе, и еще больше усиливали ее. И на последок, я бы хотела своим сверстникам и будущему поколению сказать: “Пишите письма. И вам ответят!”

7) Советы для написания всех писем.

– Аккуратно оформленное письмо производит впечатление о пишущем как о культурном, организованном человеке. При обращении к адресату учитываются его служебное положение, сфера деятельности, степень личного знакомства. Следует обратить внимание на то, что на письме обращение “Уважаемый господин Петров” более применимо, нежели в устной речи, где уместнее обращение по имени-отчеству. Наиболее общими формулами обращения в деловых письмах являются следующие:

Уважаемый господин (фамилия)!

Уважаемая госпожа (фамилия)!

Уважаемые господа!

При обращении к высшим должностным лицам возможно указание должности (без фамилии):

Уважаемый господин председатель!

Уважаемый господин министр!

В письмах-приглашениях, извещениях следует обращаться к адресату по имени-отчеству:

Уважаемый Иван Иванович!

В отдельных случаях, когда адресат обобщен или точно не определен (например, это потребители или партнеры), возможны обращения Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

Согласно правилам делового этикета, при формулировке просьб, запросов, предложений принята форма выражения от первого лица множественного числа:

Предлагаем Вашему вниманию новый каталог программного обеспечения...(Вместо предлагаю...)

Напоминаем Вам, что срок выполнения договора истекает...

Просим Вас сообщить о необходимости замены оборудования...

Тональность деловых писем должны определять корректность и оптимизм. Убедительность делового послания зависит от выбранного стиля письма. Убеждает не только информация, изложенная в письме, но и тональность, в которой ведется переписка. Зачастую именно она определяет характер делового диалога.

Использование этикетных средств может смягчить отрицательную для адресата информацию:

По нашему мнению, предлагаемые Вами цены слишком высоки, поэтому приобретение Вашей продукции невыгодно для нашего предприятия. Мы надеемся на то, что изменение Вами ценовой политики приведет к успешному сотрудничеству между нашими компаниями.

Завершение письма – важная часть эпистолярного этикета. В отличие от личной переписки, деловое письмо не предполагает прощания в стиле С приветом! Пока!

Если письмо начинается с формулы Здравствуйте!, то завершать его надо прощанием: До свидания, Всего доброго! Далее желательны формулы вежливости С надеждой на сотрудничество или более нейтральное: С уважением. И потом – имя-фамилия, если необходимо – должность и контактные данные отправителя. Если текст документа начинается с формулы личного обращения к адресату Уважаемый Иван Иванович!, то в конце текста можно не прощаться, но перед подписью обязательно необходимо использовать формулу вежливости: “С уважением, Петр Петров”. Самое главное – деловое письмо должно быть содержательным и его содержание должно быть интересным не только для отправителя, но и для получателя. Никакие формулы вежливости и шаблоны не спасут письмо, если в нем нет делового содержания.

8) Работа по карточкам:

А) Милостивый государь!

Спешу известить(уведомить) Вас о (каких событиях?) и препоручить себя Вашему благорасположению. Я давно не имел удовольствия получать от Вас известия, о чём искренне сожалею. Долг мой и желание были бы (что сделать?).

Будьте уверены, что ничто не может переменить моё почтение и любовь к Вам.

С глубочайшим почтением ... имею счастье быть, милостивый государь ..., Вашим покорнейшим слугою ......

(Подпись)

б) Привет, Санек!

Как житуха? У меня все о'key. Каждый день хожу в школу. Да, недавно схватил пару по русскому языку, а еще классная отругала за то, что с лит-ры сбежал. От предков так попало! Быстрей бы каникулы!

Ну, все пока, Санек, увидимся.

Твой Витек.

в) 8 июня 1834 г. Из Петербурга в Полотняный завод.

Милый мой ангел! я было написал тебе письмо на четырех страницах, но оно вышло такое горькое и мрачное, что я тебе не послал, а пишу другое. У меня решительно сплин. Скучно жить без тебя и не сметь даже писать тебе все, что придет на сердце. Ты говоришь о Болдине. Хорошо бы туда засесть, да мудрено. Об этом еще успеем поговорить. Не сердись, жена, и не толкуй моих жалоб в худую сторону. Никогда не думал я упрекать тебя в своей зависимости. Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив; но я не должен был вступать в службу и, что еще хуже, опутать себя денежными обязательствами. А.С.

3. Итоги урока, домашнее задание.

- Составить 3 вида делового письма: письмо-заявление, письмо-распоряжение, письмо-извещение.